После захвата перевала Фаид и города Сиди-бу-Зид немецкий генерал-фельдмаршал Эрвин Роммель решил развивать достигнутый успех и наступать на город Тебесса. Но все планы «Лиса пустыни» спутали итальянский Генштаб, который приказал штурмовать город Ле-Кеф, и генерал-полковник Ганс-Юрген фон Арним, который вовремя не передал фельдмаршалу 10-ю танковую дивизию. 19 февраля 1943 года части Африканского корпуса попытались с ходу овладеть проходом Кассерин, где оборону держали более 2500 бойцов под руководством полковника Александра Старка.
Операция «Моргенлюфт»
14 февраля 1943 года части 5-й немецкой танковой армии (5-я ТА) начали операцию «Фрюлингсвинд», нанеся удар по частям 1-й бронетанковой дивизии США (1-я бртд) в секторе перевала Фаид, смогли разгромить боевые командования «А» и «С» и захватили Сиди-бу-Зид. Роммель предполагал, что части 5-й ТА 16 февраля штурмом возьмут город Сбейтла, но генерал-лейтенант Хайнц Циглер, осуществлявший тактическое руководство операцией «Фрюлингсвинд», выполнял указания командира 5-й ТА генерал-полковника фон Арнима и сообщил последнему, что атаковать Сбейтлу с ходу рискованно, и стоит собрать ударный кулак. Маленькая отсрочка позволила американцам наспех соорудить оборону у города и 17 февраля оказать сопротивление наступавшим немцам.
Тем временем южнее части Африканского корпуса 15 февраля приступили к осуществлению операции «Моргенлюфт», имея задачу занять Гафсу, Фериану и Телепте. После поражения американцев у перевала Фаид союзное командование приказало частям 2-го корпуса США оставить Гафсу и отступать к проходу Кассерин. В городке остались только инженеры, которых прикрывали части 1-го батальона рейнджеров. Американцы успели взорвать электростанцию, несколько мостов и другие ключевые объекты. Утром 16 февраля в город вступили немцы. Роммель направил разведотряды в Фериану и Телепте. Оба населённых пункта 17 февраля немцы взяли без боя, если не учитывать того, что по ним нанесли удары американская артиллерия и авиация. Кроме того, немцы столкнулись с большим количеством мин — от одного из таких «сюрпризов» получил ранение командир боевой группы Африканского корпуса генерал-майор Курт фон Либенштейн. Его сменил генерал-майор Карл Бюловиус. Перед уходом на аэродроме Телепте американцам пришлось уничтожить 34 самолёта (включая 12 истребителей 31-й авиагруппы и 4 французских P-40 из GC.11/5) и свыше 227 000 л авиатоплива (немцам удалось захватить ещё 19 000 л авиатоплива и 30 т смазочных материалов). Согласно немецким документам, 17 февраля части Африканского корпуса захватили 100 военнопленных, 12 бронетранспортёров, несколько лёгких танков, две противотанковые пушки и большое количество автотранспорта. Кроме того, немецкие зенитки сбили 4 самолёта.
Увидев, что части Роммеля без боя захватили ряд населённых пунктов, генерал фон Арним решил повременить с передачей «Лису пустыни» 10-й (10-я тд) и 21-й (21-я тд) танковых дивизий. Части 10-й тд пытались перехватить у Фондука и Пишона 19-й французский корпус, но тот смог отойти к Сбибе. Тем временем Роммель планировал развивать успех и в кратчайшие сроки атаковать Тебессу, отправив соответствующий запрос в итальянский Генштаб (итало-немецкая танковая армия подчинялась ему). Тот дал положительный результат лишь 18 февраля, но ограничил сектор нанесения удара — итало-немецкие части должны были захватить не Тебессу, а Талу и Ле-Кеф. В этот же день разведотряды Роммеля и 5-й ТА встретились неподалёку от деревни Кассерин.
Пока командование Оси пребывало в нерешительности, командир 1-й британской армии генерал Кеннет Андерсон приказал своим войскам укрепить все горные проходы, соединяющие Тунис с Алжиром. По иронии судьбы именно у Талы и Сбибы союзники смогли существенно укрепить оборону, а у Тебессы находились потрёпанные части 1-й бртд США.
У Талы (более 30 км севернее Кассерина) разместились 26-я бронетанковая бригада (26-я бтбр) бригадира Чарльза Данфи (6-я британская бртд) и части 26-го пехотного полка (1-я пд США). В пути находилась артиллерия 9-й пд США.
Оборонять Сбибу получили приказ 1-я гвардейская мотопехотная бригада бригадира Феликса Коупленд‑Гриффитса (78-я британская пд), части 1-й (18-й пехотный полк) и 34-й (три батальона из состава 133-го и 135-го пехотных полков) пехотных дивизий США, несколько батальонов полевой артиллерии США, 72-й и 93-й противотанковые полки. Севернее находились части 19-го французского корпуса. К Сбибе был отправлен 16/5-й уланский полк (26-я бтбр).
Американцы готовятся к обороне
Американские войска стали спешно сооружать оборону у прохода Кассерин (40 км западнее Сбейтлы), который пересекал горный хребет Восточный Дорсаль и вёл к долине Бахирет-Фуссана. Подножье прохода разделяла пополам река Хатаб, параллельно которой шла дорога.
Левая ветвь дороги (шоссе №13) вела на запад, к Тебессе, а правая (шоссе №17) — к Тале и Ле-Кефу. По проходу также шла железная дорога Гафса — Хайдра. На самом узком участке перевал имел ширину чуть более километра. Северо-восточнее перевала расположена горная гряда Джебель-Семмама (1355 м), а юго-западнее — Джебель-Шамби (1543 м), поросшая кактусами и деревьями.
С этих высот прекрасно просматривался перевал и все подходы к нему. Долина Бахирет-Фуссана окружена высотами: на юге — Джебель-Ногуэза (1127 м), на востоке — Джебель-эль-Сиф (1352 м), на западе — Джебель-эль-Аджеред (1385 м).
Характер местности как давал американцам преимущества, так и создавал трудности в обороне. Множество камней и крутые подъёмы не позволяли противнику использовать бронетехнику, а контроль над высотами обеспечивал прекрасный обзор для корректировки артиллерии. В то же время каменистый грунт и нехватка времени не позволяли соорудить глубокие окопы, а река (в феврале она была полноводной) и железная дорога не давали создать сплошную линию обороны.
Ещё с 16 февраля американские сапёры стали устанавливать мины (более 3000 штук по обе стороны дороги) и колючую проволоку.
В ночь с 18 на 19 февраля прибыли пехотинцы, которым пришлось оборудовать свои позиции под ливнем. Руководство обороной прохода Кассерин было возложено на командира 26-й полковой группы (1-я пд США) полковника Александра Старка. Под его командованием находились следующие части:
- 1/26-й пехотный полк подполковника Джеральда Келлехера (800 бойцов и четыре 75-мм орудия);
- 19-й инженерный полк полковника Андерсона Мура (более 1200 бойцов);
- две батареи 33-го полевого артбата подполковника Верди Барнса (восемь 105-мм гаубиц);
- части 805-го батальона истребителей танков подполковника Аллена Формана;
- рота «I» 13-го бронетанкового полка (восемь «Шерманов»);
- батарея 67-го французского африканского артполка (четыре 75-мм орудия на конной тяге).
Три роты инженеров разместились слева от перевала (у шоссе №13), а один занял позиции у Джебель-Шамби. 1/26-й пехотный полк находился севернее перевала, блокируя путь к Тале (рота «А» обосновалась на склонах Джебель-Семмамы). В долине Бахирет-Фуссана находились танки роты «I» 13-го бронетанкового полка, роты «В» и «С» 805-го батальона, две батареи 33-го артбата.
Северо-западнее Ферианы, у высот Джебель-Дернайя и деревни Бу-Чебка, находились войска под командованием генерала Мари-Жозефа Вельве:1-й батальон рейнджеров, 1/168-й пехотный полк, 36-й и 175-й батальоны полевой артиллерии США, рота «В» 19-го инженерного полка, три французских пехотных батальона, четыре артбатареи (3-я алжирская пехотная дивизия) и другие части. На крайнем юго-западе, у Тебессы (к югу от Эль-Абиода), находились части боевой группы подполковника Джона Боуэна (костяк — 3/26-й пехотный полк США). Последнюю прикрывали части боевого командования «В» 1-й бртд США, которые своим огнём должны были поддерживать защитников Кассерина и Дернайи.
Ударный кулак Роммеля
Для штурма прохода Кассерин, захвата Сбибы и Талы (операция «Штурмфлют») Роммель планировал использовать 10-ю и 21-ю тд, а также боевые группы Африканского корпуса и 131-й итальянской танковой дивизии «Чентауро» (бригадный генерал Джорджио Кальви ди Бреголо). В состав кампфгруппы Африканского корпуса (DAK) входили:
- 33-й моторизованный разведбат гауптмана Детлефа фон Линау;
- панцергренадерский полк «Африка» оберста Отто Ментона;
- 1-й батальон 8-го танкового полка майора Ганса-Гюнтера Штоттена (27 танков);
- 3-я батарея 71-го полка реактивных миномётов;
- 1-й батальон артполка «Африка»;
- части 1-го батальона 190-го артполка;
- рота 75-мм противотанковых орудий;
- 135-й полк ПВО (5 батарей тяжёлых и 2 батареи лёгких зениток);
- 1-я рота 200-го инженерного батальона.
В боевую группу из состава «Чентауро» входили: батальон мотопехоты, два батальона пехоты, два артбата, танковый батальон (23 танка) и батарея САУ.
Преодолев проход Кассерин, кампфгруппы из состава «Чентауро» и DAK должны были наступать на разных направлениях — итальянцы выдвигались к Дернайе, а немцы к Ле-Кефу. 21-я тд вермахта имела задачу прорваться через проход у Сбибы, а 10-я тд — ожидать развития наступления и ударить там, где немцы добьются наибольших успехов. Но фон Арним имел своё мнение касательно использования 10-й тд и не передал Роммелю большую часть её танков, в том числе «Тигры». В поддержку DAK была направлена боевая группа генерал-майора Фридриха фон Бройха: 1/7-й танковый полк, 69-й и 86-й панцергренадерские полки, 10-й разведбат, 90-й истребительно-противотанковый дивизион и 10-й мотоциклетный батальон.
Бои за высоты
Штурм прохода Кассерин последовал 19 февраля после 7:00 под покровом тумана и без артподготовки. Бойцы 33-го разведбата планировали внезапно ворваться на позиции противника, закрепиться в проходе и ожидать подхода основных сил. Немцы попали под огонь французской батареи, далее по ним стали бить пулемёты с высот. Гауптману фон Линау пришлось отвести свои войска к Джебель-Шамби.
Генерал Бюловиус решил очистить от противника высоты по обе стороны прохода. Джебель-Семмаму должен был атаковать 2-й батальон полка «Африка», а Джебель-Шамби — 1-й батальон того же полка. Панцергренадеров поддерживали огнём артиллерия Африканского корпуса и 88-мм зенитки. Второй штурм прохода начался после 10:15. Бойцы 2-го батальона стали подыматься по склонам, но попали под огонь пулемётов и залегли. В рапорте Африканского корпуса указано: «2-й батальон полка «Африка» пытался занять высоту 979, но попал под фланкирующий огонь с высоты 712 и под удары с севера. Атака захлебнулась». Поначалу успешным казалось наступление соседнего 1-го батальона, поскольку американские инженеры, многие из которых не имели огневой подготовки, стали отступать. Но едва солдаты вермахта приблизились к вершине одного из холмов, как по ним ударили орудия 33-го артбата и самоходки 805-го батальона. Немцам пришлось отступить. Плохие погодные условия не позволили им воспользоваться поддержкой люфтваффе, чтобы подавить батареи американцев. По мнению Роммеля, панцергренадеры были обучены воевать в условиях пустыни, а не в горах, поэтому вовремя не захватили высоты у прохода.
Американцы получают подкрепление, немцы меняют тактику
К полудню к американцам прибыло долгожданное подкрепление — части 3/39-го пехотного полка (9-я пехотная дивизия США). Рота «I» была направлена полковником Старком на левый фланг в поддержку 19-го инженерного полка. Рота «L» усилила роту «А» 26-го полка у Джебель-Семмамы. Роту «К» разделили пополам — часть неё разместилась на правом фланге инженеров, а другая заняла позиции вместе с ротами «В» и «С» 26-го полка. Старк отправил на левый фланг и пять «Шерманов», которые должны были прикрывать шоссе №13. Три «Шермана», четыре орудия 26-го полка и установки М3 805-го батальона заняли позиции у шоссе №17.
После 15:30 немцы снова атаковали защитников прохода. На этот раз панцергренадеров поддерживала огнём не только артиллерия, но и экипажи 1/8-го танкового полка. Танки продвинулись к южному краю Джебель-Шамби и попали на минное поле, из строя выбыло пять машин. Но немцы учли свои ошибки и изменили тактику штурма высот. Для усиления двух батальонов панцергренадеров были брошены части спецгруппы Sonderverband 288 — рота обер-лейтенанта Хайнца Шмидта атаковала Джебель-Семамму, а рота обер-лейтенанта Фридриха Буххольца — Джебель-Шамби. Многие бойцы спецгруппы изначально были военнослужащими горнострелковых частей и умели воевать в горной местности. Спецгруппа нашла обходные пути и приблизилась к вершинам ключевых высот. На Джебель-Семмаме в плен попали 100 американских солдат, немцы подавили два пулемёта. К 20:30 немцам удалось потеснить 1-й батальон 26-го полка, захватить командный пункт батальона и высоту 1191.
Поздним вечером атаки немцев усилились. По американцам открыла огонь батарея реактивных миномётов, и инженеры, находившиеся на Джебель-Шамби, стали обращаться в бегство.
Отступавших солдат грабили местные арабы, которые решили воспользоваться ситуацией. Старк не мог перемещать свои подразделения с правого фланга на левый, поскольку этому мешала полноводная река, а единственный мост через Хатаб находился в 16 км в долине Бахирет-Фуссана. Один из взводов роты обер-лейтенанта Шмидта захватил мост, обустроил блокпост, расстрелял несколько американских машин и захватил пленных. Вскоре появились несколько «Шерманов». Немцы не имели противотанкового оружия, и американские танки легко смяли блокпост. Немецкий взвод отступил, прихватив с собой пленных.
Оставшись без прикрытия пехоты, в тяжёлом положении оказались самоходчики 805-го батальона, из-за сложного рельефа не имевшие возможности для маневрирования. Немецкие пехотинцы подкрадывались к самоходкам и забрасывали их гранатами. Удары наносили и немецкие танки. Вот как описана сложившаяся ситуация в рапорте 805-го батальона: «Подвергнувшись сильному артиллерийскому обстрелу, батальон попал под удар танкового батальона противника, а затем вынужден был уйти с прохода, поскольку вражеская пехота стала проникать на позиции наших частей. Матчасть батальона уменьшилась до десяти установок». Отступили и две части 33-го артбата, огонь по немцам вела лишь батарея 67-го французского артполка.
21-я танковая дивизия у Сбибы
Узнав о штурме немцами прохода Кассерин, американцы стали готовить к эвакуации Тебессу. Более 1,5 млн л топлива погрузили на железнодорожные составы, повара старались убить как можно больше птицы и кроликов, чтобы те не достались немцам.
В то время как боевая группа Африканского корпуса атаковала проход Кассерин, части 21-й тд вермахта (более 40 танков) пытались прорваться через проход Сбиба (40 км севернее Сбейтлы), где укрепились восемь батальонов американской пехоты при поддержке артиллерии. Сначала (в 10 км южнее Сбибы) по немцам ударили британские артиллеристы. Британцы утверждали, что сожгли 12 машин, но реальные потери составили 3-5 танков. Немцы свернули на восток, но наткнулись на минные поля и попали под удары артиллерии (сектор 34-й пд США). Находясь под обстрелами, немецкие сапёры не могли проделать проходы в минных полях. Были выделены 4 танка, которые вступили в контрбатарейную борьбу. Части 1/104-го панцергренадерского полка из 21-й тд заняли позиции у холмов восточнее шоссе на Сбибу и занимались поисками вражеских корректировщиков. Панцергренадеров поддерживали расчёты 609-го батальона ПВО. 580-й разведбат занял позиции на правом фланге дивизии. В 17:10 командир 5-го танкового полка оберст Фридрих Штенкхофф рапортовал в штаб дивизии: «Наша танковая атака остановлена многочисленными заграждениями, минами, противотанковыми орудиями и гаубицами. 10 машин выбыло из строя». Командир 21-й тд приказал остановить атаку и эвакуировать с поля боя подбитую технику.
Таким образом, 18-19 февраля союзники смогли существенно укрепить свои позиции у Талы и Сбибы. Произошли изменения и в командном составе союзных войск. 18 февраля вся авиация союзников Средиземноморского театра была объединена под руководством маршала Артура Теддера. 1-я и 8-я британские армии объединили в 18-ю группу армий генерала Гарольда Александера. Боевая группа DAK захватила без боя Фериану, Гафсу и Телепте, но взять под контроль проход Кассерин не сумела из-за ошибок, допущенных немецкими офицерами и сопротивления американских частей под руководством полковника Старка. При этом немцы смогли вытеснить американцев с высот Джебель-Семамма и Джебель-Шамби. На следующий день Роммель планировал окончательно выбить противника из прохода, задействовав части «Чентауро» и 10-й тд. Что же касается полковника Старка, то он не имел резервов для дальнейшей обороны прохода, и ситуация для американцев выглядела бесперспективной.
Продолжение следует
Источники и литература:
- Рольф Д. Кровавая дорога в Тунис. — Москва: АСТ, Ермак, 2003
- After action report 805th Tank Destroyer Battalion, February 1943
- Atkinson R. An Army at Dawn: The War in North Africa, 1942-1943. — New York: Henry Holt and Company, 2002
- Blumenson M. Kasserine Pass. — New York: Cooper Square Press, 2000
- Campbell D. US Soldier vs Afrikakorps Soldier: Tunisia 1943. — London: Osprey, 2019
- Combat Team 26, Unit Report, 18-24 February 1943, and 26th Infantry, Unit History, 18-24 February 1943
- Deutsches Afrika Korps, War Diary (Extract), 19-24 February 1943
- Howe G. United States Army in World War II: Northwest Africa: Seizing the Initiative in the West. — Washington: Center of Military History, 1993
- Koch R. Combat Engineers of World War II: Lessons on Training and Mobilization by USA. — Fort Leavenworth, Kansas. 2014
- Schmidt H. With Rommel in the Desert. — London: Harrap, 1951
- Zaloga S. Kasserine Pass 1943: Rommel’s last victory. Campaign 152. — Oxford: Osprey, 2005
Комментарии к данной статье отключены.