Вторую мировую войну американская танковая промышленность закончила в довольно странном положении. С одной стороны, американцы добились впечатляющих успехов. Имея на начало войны всего несколько сотен лёгких и пару десятков средних танков, американцы очень быстро догнали, а кое в чём даже чуть обогнали ведущие танкостроительные державы мира. На момент создания Medium Tank M4 был одним из лучших средних танков в мире, большие успехи оказались достигнуты на фронте постройки самоходных артиллерийских установок. Вместе с тем, к концу войны американская танковая промышленность подошла с большим знаком вопроса. Мало того, что догнать немцев так и не удалось, наметился глубокий кризис. Он не столь очевиден с позиции весны 1945 года, но если копнуть чуть глубже, становится понятно, что ситуация в американском танкопроме была отнюдь не радужной.
Достижения арсенала демократии
Говорить о том, что в американской танковой промышленности всё было плохо, некорректно. В «общем зачёте» американцы заняли третье место, причём по некоторым направлениям и вовсе выбились в лидеры. Поэтому, прежде чем перейти собственно к проблемам, стоит поговорить о достижениях, а заодно и о том, откуда появился ряд проблем.
Уже к 1943 году ситуация в американской танковой промышленности выглядела если не идеально, то уж точно не хуже, чем у тех же немцев. Ближе к осени 1942 года состоялся боевой дебют Medium Tank M4, второго по массовости танка Второй мировой войны. Эта машина стала продуктом эволюции ещё довоенной платформы, которую разумно решили не менять, тем самым избежав просадки по выпуску танков. Вообще американская танковая промышленность показала высокую гибкость и умение быстро подстраиваться под возникающие производственные трудности. Если в начале войны американцы ориентировались на радиальные авиационные двигатели воздушного охлаждения, то к 1943 году использовалась целая плеяда моторов. В Советском Союзе проблему моторов решили постройкой нескольких заводов, производивших двигатели семейства В-2. В США же для средних танков одного семейства выпускалось четыре типа моторов (а был ещё и пятый, который ставился на M4A6, но этот танк быстро сошёл со сцены). Конечно, ради этого пришлось делать разные корпуса, тем не менее, за счёт четырёх производителей (Continental, Ford, Chrysler и General Motors) удалось на корню устранить проблему моторного голода.
Ещё одним моментом было то, что 49 000 Medium Tank M4A2 были выпущены за три с половиной года, а 61 с гаком тысяча Т-34/Т-34-85 выпускалась с лета 1940 по 1946 год. При этом танки семейства Т-34 выпускались, в общей сложности, на шести заводах (с учётом эвакуации завода №183 из Харькова в Нижний Тагил общая цифра возрастает до семи), а семейство Medium Tank M4 выпускалось на десятке заводов. Кроме того, американские заводы обеспечивали поставки не только собственной армии, но и англичанам (а им ушло больше 17 000 танков, то есть треть от выпуска).
Собственно говоря, именно Medium Tank M4 является главным достижением американской танковой промышленности. Это была «рабочая лошадка» армии США, с самого начала имевшая впечатляющий запас по модернизации. Американцам удалось без особых проблем поставить на шасси M4 новую башню, в результате чего получился танк, не уступавший Т-34-85, а, главное, превосходивший Pz.Kpfw.IV — главного визави в 1943-1945 годах. Существенным плюсом стало то, что удалось провести и модернизацию шасси, в результате чего улучшилась работа в отделении управления, а введение ходовой части с подвеской HVSS позволило во многом решить имевшиеся проблемы с повышенным удельным давлением на грунт. Уже после войны выяснилось, что шасси Medium Tank M4 с подвеской HVSS способно принять на борт даже 105-мм пушку — это оказалось возможно и за счёт рекордного для класса (1750 мм) диаметра башенного погона. Для сравнения, у Pz.Kpfw.IV ресурсы по дальнейшей модернизации исчерпались ещё в конце 1942 года. Не менее важно то, что модернизированное шасси Medium Tank M4 оказалось подходящим для самоходных артиллерийских установок нового поколения (некоторые из них запустили в серию как раз к концу войны).
Ещё большего успеха американское танкостроение добилось на ниве создания лёгких танков, а также лёгких САУ. Во многом это оказалось связано с тем, что в системе вооружения эти машины занимали, скорее, не нишу «альтернатива средним танкам, легче и дешевле», а использовались как танки для разведки и вспомогательных функций. После истории с Medium Tank M7, когда желание получить броню потолще привело к созданию танка с массой машины среднего класса, развитие пошло по иному пути. Light Tank M24 получился не только лучшим лёгким танком второй половины войны, но и удачной платформой для САУ. Часть из этих САУ даже успели запустить в серию, но на Вторую мировую войну они не успели, зато успели в Корею, где их применение дало положительные результаты. Более того, именно использование лёгких шасси как базы для САУ позже стало для американского танкостроения приоритетным.
Успешной оказалась и программа разработки средних истребителей танков. Надо сказать, что в Истребительном командовании придерживались мнения о большей перспективности GMC M18, но практика показала обратное. Во-первых, броневая защита этих машин оказалась недостаточной для защиты даже от огня крупнокалиберных пулемётов. Во-вторых, ничего крупнее 76-мм орудия M1 на такое шасси поставить было нельзя. Нет, эксперименты проводили, но они показали отрицательные результаты. Зато создание средней САУ с новым орудием привело к появлению GMC M36, самого удачного американского истребителя танков. При этом машина не делалась с нуля, а переделывалась из GMC M10 и GMC M10A1, а также использовались шасси Medium Tank M4A3. Такая оптимизация позволила в кратчайший срок насытить самоходками GMC M36 войска, которые применяли их и в качестве танков.
Наконец, американцы оказались единственными среди союзников по антигитлеровской коалиции, кто смог не просто создать средний танк нового поколения, но и применить его в бою. Речь идёт, разумеется, о Heavy Tank T26E3 (он же Heavy Tank M26). Создавался он с огромным трудом, но стоит напомнить, что и советский Т-44 появился в муках, а на фронт так и не попал. Да и британский Centurion тоже опоздал на войну. T26E3 получился не без проблем, но вполне успешно отметился в последний год войны, после чего ещё довольно долго служил. Надо сказать, что долговечность стала почти правилом для американских танков и САУ, выпущенных во второй половине войны. Большинство из них ушло на покой только в 50-е годы, а в других странах их нередко продолжали эксплуатировать куда дольше. Light Tank M24 и Medium Tank M4 и вовсе лишь недавно окончательно отправились на пенсию.
Отставшие на полшага
1943 год мы упомянули не просто так. Дело в том, что именно этот год стал для США временем самого существенного провала за весь военный период. Случился он сразу по нескольким направлениям. Во-первых, программа разработки тяжёлых танков зашла в тупик. Heavy Tank M6 признали не соответствующим современным требованиям, так что крупной серии не случилось. Во-вторых, программа по созданию перспективного лёгкого танка, как уже говорилось, закончилась тем, что получился средний танк. В результате лёгкий танк нового поколения появился на год позже. Впрочем, это не являлось такой уж проблемой, поскольку лёгкие танки занимались второстепенными задачами. Главной неприятностью стал провал со средним танком нового поколения. Сама по себе концепция Medium Tank T20 была вполне удачной, машина на момент появления выглядела вполне современно. Вместе с тем, на фоне немецкого Pz.Kpfw.Panther этот средний танк смотрелся хуже по всем параметрам. Впрочем, и советский Т-43 получился не лучше.
Главной проблемой Medium Tank T20 и других машин данного семейства стала надёжность — те или иные болячки вылезали с незавидным постоянством. У каждой из машин проблемы были индивидуальными — то ненадёжная трансмиссия, то перегруз ходовой части, то слишком сложная электромеханическая трансмиссия. В результате получился фальстарт в виде Medium Tank T23, который даже запустили в серию, но для службы на фронте он был попросту непригоден.
Огромные мучения ждали американских конструкторов с торсионной подвеской. Ещё в конце 1942 года, после ознакомления с советским КВ-1 и немецким Pz.Kpfw.III, стало ясно, что торсионная подвеска является оптимальной. Но если на лёгких танках с ней довольно быстро справились, то на средних танках она стала источником головной боли. То же самое касалось и Medium Tank T25E1, который получил ещё и 90-мм пушку. Как ни странно, успешным оказался Heavy Tank T26E1, который ввиду усиления броневой защиты и роста массы сразу получил модернизированную ходовую часть. Но теперь танк официально являлся тяжёлым. Это было связано не только с массой, которая вместо 30 т на Medium Tank T20 уже достигла отметки 40 т, но и с тем, что при усилении броневой защиты лба ориентировались на Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E.
По результатам испытаний Heavy Tank T26E1 стал победителем в гонке за новым средним танком, но при этом имелся ряд нюансов. Да, машина была самой надёжной среди претендентов, но про уровень Medium Tank M4 как-то говорить не приходится. В Департаменте вооружений явно что-то об этом знали, ведь не просто так «Миссия Зебра» (так назвали операцию, в ходе которой проходил боевой дебют танка) подразумевала существенную техническую поддержку. Поэтому реальное положение дел с надёжностью танка на поле боя обнаружилось уже в ходе боёв в Корее — на различные технические неисправности пришлось примерно 60% потерь. Более того, американские танкисты лучшей машиной в Корее называли не Medium Tank M26A1, не его потомка M46 Patton, а Medium Tank M4A3E8, а всё потому, что данный танк был куда более надёжным. Естественно, условия в Корее оказались совсем иными, тем не менее, это крайне интересный показатель. Впрочем, возникли и проблемы несколько иного характера.
Как уже говорилось выше, при разработке Heavy Tank T26E1/T26E3 ориентиром по защите лобовой части стал Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Другое дело, что на самом деле боевой защиты в 4 дюйма лба корпуса и 4,5 дюйма подвижной бронировки орудия оказалось недостаточно. Первый же бой закончился поражением танка T26E3 снарядами «Тигра». При этом далеко не он был самым опасным противником. Одноклассником «Першинга» являлся немецкий средний танк Pz.Kpfw.Panther, по броневой защите превосходивший T26E3, причём только под конец войны дистанция поражения «Пантеры» снарядами 90-мм пушки M3 достигла километра. А вот орудие «Пантеры» поражало американский танк на большей дистанции. По сути, защита официально тяжёлого танка обеспечивалась от бронебойных снарядов 75-мм пушки Kwk 40 L/48, да и то не со всех дистанций. Так что «Пантеру» американский танк всё же не догнал. Более того, резервы по увеличению броневой защиты закончились. Последовавший за ним M46 Patton был улучшенным M26 (кроме того, часть этих танков являлась M26, прошедшими модернизацию). Конечно, за счёт более мощного мотора подвижность танка выросла, но при этом сохранился ряд недостатков, присущих M26. Так что и «Паттон» не особо себя показал в Корейской войне — уровень его надёжности был весьма далёк от идеального.
Согласно планам, предполагалось выпустить 6000 таких танков, но для этого требовалось выйти на проектную мощность 600 M26 в месяц. И если Fisher Tank Division на эти показатели вышел, то Детройтский танковый арсенал даже в пиковые месяцы сдавал чуть больше 150 машин. Даже если бы выпуск M26 не прекратился после окончания войны, цифра в 6000 всё равно являлась недостижимой. Таким образом, Medium Tank M4 всё равно оставался основным американским средним танком. Похожая ситуация сложилась в Советском Союзе, где Т-44 отнюдь не стал сменщиком Т-34-85, а Т-54 пришлось доводить в течение пяти лет. Только в 50-е годы Т-34-85 перестал быть основным танком Советской армии.
Самая большая неприятность заключалась в том, что Heavy Tank T26E3 являлся лучшим, что имела на вооружении американская армия. Поэтому, когда летом 1944 года внезапно обнаружился немецкий тяжёлый танк Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B, начали, как грибы после дождя, плодиться проекты тяжёлых танков с T26E3 в качестве основы. При этом поначалу была мысль вдохнуть новую жизнь в Heavy Tank M6A2, но уже к концу лета 1944 года проект Heavy Tank M6A2E1 являлся не более чем тестовой лабораторией. Кроме того, в Департаменте вооружений продолжались попытки сделать что-то приличное из проекта Heavy Tank T28. Правда, и он стал, скорее, чем-то вроде быстрого решения. В феврале 1945 года машину переквалифицировали в самоходки (105 mm Gun Motor Carriage T28), поскольку башни у нее не было. Получившееся нечто стало самой тяжёлой, самой защищённой и одновременной самой медленной американской боевой машиной Второй мировой войны. А заодно и самой бестолковой. Судя по всему, построили её, скорее, из принципа.
Ближе к весне 1945 года, помимо M6A2E1 и T28, в разработке находились ещё шесть тяжёлых танков, часть из которых являлись прямой «прокачкой» T26E3. Судя по всему, в Департаменте вооружений устроили своеобразную гонку, посчитав, что хоть один танк успеет на поле боя. Отчасти расчёт оправдался — в марте 1945 года на фронте оказался Heavy Tank T26E4. Тяжёлым он был исключительно с точки зрения вооружения, хотя в 3-й бронетанковой дивизии танк получил экраны. Машина повоевала и даже поразила какие-то цели. Далее последовала серия: изначально хотели выпустить 1000 таких танков, но летом желания урезали до 25 машин. Вторым вариантом «апгрейда» T26E3 стал Heavy Tank T26E5, который отличался не вооружением, а броневой защитой. Эта машина совсем немного не успела на войну, но и она не стала крупносерийной. Быстро выяснилось, что платой за толстую броню стало снижение не только подвижности, но и надёжности.
Был ещё и третий вариант улучшения «Першинга», в котором решили совместить и более мощное орудие, и более толстую броню — речь идёт о Heavy Tank T32. Сам по себе замысел был неплох, но авторы идеи забыли простую вещь. Вместо апгрейда T26E3 получался новый танк, а это, прежде всего, увеличивало сроки изготовления. Поэтому вместо дополнительной «допечатки» M4A3E2, о чём просили в войсках, был сделан сначала танк, который появился спустя несколько месяцев после окончания боевых действий, а затем танк, первый образец которого сдали в январе 1946 года. Теперь эта машина была нужна войскам примерно так же, как рыбе зонтик. Броневую защиту действительно усилили, да так, что 8.8 cm Pak 43 в лоб данный танк не брала. При этом орудие Heavy Tank T32 пробить лоб корпуса Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B не могло, не говоря уже о том, что испытания машины превратились в череду мучений — дело в том, что шасси существенно переделали, а новые агрегаты оказались крайне капризными.
Впрочем, история Heavy Tank T32 выглядит не столь трагикомично по сравнению с «Большой тройкой» — Heavy Tank T29, T30 и T34. Работы по этим машинам начались ещё в августе 1944 года. Сначала речь шла о Heavy Tank T29, вооружённом той же 105-мм пушкой T5A1, которая ставилась на Heavy Tank T28 и Heavy Tank M6A2E1. Но практически сразу появился проект альтернативного танка со 155-мм орудием T7. Что же касается Heavy Tank T34, то работы по нему инициировали в январе 1945 года, от пары T29/T30 он отличался 120-м орудием T53 с баллистикой зенитной пушки. В остальном же машины были идентичны. Так вот, авторы данных танков не стали усложнять себе жизнь и взяли за основу Heavy Tank T26E3, причём вместе с лобовой деталью толщиной 102 мм. В итоге получилось недоразумение со лбом башни под 280 мм и лбом корпуса, который не пробивался разве что Pak 40 и KwK 40 L/48. Откровенно говоря, такой подход вызывает некоторое недоумение.
Впрочем, слабая лобовая часть корпуса семейства T29/T30/T34 являлась лишь одной из проблем. Поступления этих машин очень ждали военные: 1 марта 1945 года Комитет по вооружениям санкционировал выпуск 1200 Heavy Tank T29, что намекает на потребности американской армии в тяжёлых танках. Фактически же за 1945 год сделали две башни (те самые, что стояли на Heavy Tank M6A2E1). На самом деле так выглядел исходный вариант башни данной машины, и результаты её испытаний оказались совсем не радужными. Время шло, и уже 23 августа 1945 года Комитет по вооружениям радикально изменил планы по выпуску T29. Из 1152 штук Pressed Steel Car Co., Inc выпускала всего две, причём одна машина строилась полностью, а вторая — частично.
Дальнейшие работы по выпуску переносились в Детройтский арсенал, туда же передавались и все материалы по тяжёлому танку. В действительности на арсенале построили 8 таких танков. Собственно говоря, к началу 1946 году уже и так стало понятно — данный танк иначе как «для опытов» не годится. Более того, реально первые такие танки сдали только в 1947 году, а их испытания превратились в сводку о «боях» с моторно-трансмиссионной группой.
Одной из основных проблем, с которой столкнулись испытатели «большой тройки», стало то, что надёжной моторно-трансмиссионной группы у данных танков попросту не было. В срочном порядке создали силовой блок, в который входили 12-цилиндровый мотор Ford GAC и электромеханический трансмиссионный блок EX-120, но… Как показали испытания Heavy Tank T32, EX-120 работала крайне ненадёжно. Что же касается мотора Ford GAC, имевшего авиационные корни, то он нормально работал на 54-тонном T32, но на почти 65-тонных T29 постоянно возникали какие-то поломки. То есть даже если бы американская танковая промышленность совершила невероятный рывок и сделала Heavy Tank T29 в начале 1945 года, на фронт он точно не попал бы.
По результатам испытаний Heavy Tank T32 компания Allison срочно создала гидромеханическую трансмиссию CD-850, но её доводка продолжалась два года. Что же касается мотора, то в 1948 году из трёх типов силовых установок победу одержала Continental AV-1790-1. А из трёх орудий выбрали 120-мм систему T53 — это случилось также через несколько лет после того, как на танк махнули рукой. Иначе как эпическим провалом программу разработки американского тяжёлого танка нового поколения назвать сложно. На этом фоне мучения советского танкопрома выглядят сущим пустяком.
По результатам всех этих событий можно сделать крайне невеселые выводы. Если в советской танковой промышленности основные проблемы оказались связаны с неуёмными аппетитами командования, что у американцев случился откровенный провал. По сути, разработка тяжёлых танков закончилась ничем, а развитие средних танков во второй половине 40-х годов свелось к небольшой модернизации машины, принятой на вооружение ещё в 1944 году.
«Порезать всё ненужное»
Описанная драма с танками является лишь одной из граней общей картины, которая складывалась вокруг американской танкостроительной программы к концу Второй мировой войны. Разработка новых танков не означала, что отсутствовали иные программы, рассчитанные на более дальнюю перспективу. И вот тут становится понятно, что у военных разных стран мира взгляды на одинаковые процессы нередко были очень близки. Это отлично показывают исследования, проведённые под патронажем AGF (Army Ground Forces, армейские сухопутные войска) — ведомства, известного тем, что имело своё видение на некоторые аспекты вооружения и военной техники. Например, существенная задержка выпуска Gun Motor Carriage M36 напрямую связана с деятельностью AGF. По этой причине лучший из американских истребителей танков появился на поле боя не в июне 1944 года, а в октябре.
2 января 1945 года AGF инициировали начало научно-исследовательских работ по вопросу перспектив развития бронетанковой техники. Возглавил их подполковник Фредерик С. Бреккет из Лаборатории медицинских исследований бронетанковых войск (Armored Medical Research Laboratory, Форт-Нокс, штат Кентукки). Само по себе забавно, что такую работу доверили человеку, который танками напрямую не занимался. Тем не менее, доклад, подготовленный к 2 июня 1945 года, оказался крайне интересен. По сути, в голову Бреккета загрузили данные по состоянию бронетанковой промышленности, новейшим разработкам, а также информацию о бронетанковой технике противника.
В итоге был выдан результат, кое-что напоминающий. В выводах говорилось о том, что американской армии требуются танки, имеющие боевую массу 25, 45, 75 и 150 коротких тонн. Это были лёгкие танки боевой массой 22,7 метрической тонны, средние танки боевой массой 40,8 метрической тонны, тяжёлые танки боевой массой 68 метрических тонн, а также сверхтяжёлые танки боевой массой 136 метрических тонн. Получилось очень похоже на широко известную в узких кругах немецкую серию E, только без истребителей танков E-10, а также с лёгким танком вместо среднего истребителя танков E-25. Не менее интересно то, что Бреккет собирался вооружить такие танки «дыроколами», то есть орудиями небольшого калибра с высокими характеристиками пробития — тоже похоже на немцев.
Реализовывать в металле предложения Бреккета не стали, тем не менее, сама по себе данная активность хорошо показывала неопределённость американской танковой программы. Надо сказать, что дела у самоходных артиллерийских установок нового поколения не заладились. И если в случае с машинами на базе Light Tank M24 дело заключалось в окончании боевых действий, то САУ на базе Heavy Tank T26E3 попросту не получились. Ещё более запущенной ситуация оказалась в сегменте истребителей танков. На базе Heavy Tank T26E3 они и не разрабатывались, да и в целом сложилась ситуация, когда танки и истребители танков сравнялись по вооружению. Американцы в данном смысле не были одиноки: такая же ситуация сложилась и в других странах.
Разбираться со всем этим кавардаком пришлось сформированному 1 ноября 1945 года Совету Военного департамента по рассмотрению вооружений. Впрочем, эта структура более известна как «Совет Стиллвела», поскольку её возглавлял генерал Джозеф Стиллвел. Известный по прозвищу «Уксусный Джо», этот генерал имел весьма специфичную репутацию, тем не менее, предложенные его структурой идеи выглядели разумно. 16 января 1946 года «Совет Стиллвела» подготовил список тем, которые являлись приоритетными направлениями развития американского танкостроения на первую послевоенную пятилетку.
Для начала были выкинуты сверхтяжёлый танк и истребители танков, а также противотанковая артиллерия. С первыми и так всё было понятно, а в случае с истребителями танков вывод комиссии оказался следующим: лучший истребитель танков — это сам танк. На тот момент это так и выглядело. Также «Совет Стиллвела» рекомендовал запустить разработку специальных танковых двигателей, что с успехом реализовала фирма Continental. Запускалась разработка лёгкого танка нового поколения (так начиналась работа по Light Tank T37), а также САУ на его базе (будущие 155 mm HMC M44 и 105 mm HMC M52).
Несмотря на то, что «Совет Стиллвела» в своём исходном составе просуществовал недолго (генерал Стиллвел умер 12 октября 1946 года), он оказал большое влияние на дальнейшее развитие американского танкостроения. Вторую половину 40-х годов пришлось провести в работе над новыми компонентами (прежде всего, танковыми двигателями и новым вооружением). При этом 90-мм орудие M3 и его вариации надолго остались основным для американских средних танков. Тем не менее, без этого «топтания на месте» не случилось бы качественного рывка, который американское танкостроение сделало в первой половине 50-х годов. Во многом этот рывок оказался спровоцирован войной на Корейском полуострове, начавшейся в 1950 году.
Источники и литература:
- NARA
- ЦАМО РФ
- Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
- Pershing: A History of the Medium Tank T20 Series, R. P. Hunnicutt, Feist Publication, 1996
- Firepower — A History of the American Heavy Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1988
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
Комментарии к данной статье отключены.