В Древнем Риме война, политика и религия были неразрывно связаны друг с другом. Война начиналась с разрешения богов и велась с их помощью, что с точки зрения римлян придавало ей справедливый, законный характер. Помощь богов обеспечивалась детальной регламентацией и тщательным исполнением религиозных обрядов, которые являлись заботой жреческой коллегии фециалов. Фециалы принимали на себя обязанности, которые выполняют современные дипломаты: они предъявляли противнику претензии, требовали компенсации, объявляли войну и заключали мир. Посмотрим, какую войну римляне считали справедливой, кого называли врагом и какие ритуальные процедуры сопровождали начало и конец конфликта.
Справедливая война
История Римского государства — это история непрерывных войн, в ходе которых небольшой поначалу город на Тибре сначала превратился в могущественную региональную державу, затем сделался хозяином всей Италии и Западного Средиземноморья и наконец стал центром империи, границы которой протянулись от Шотландии до Ирака. Сами римляне причину своих военных успехов видели в благорасположении богов, поскольку все войны, которые приходилось вести их предкам, были неизменно справедливыми и преследовали защиту законности. Лишь только обороняясь от врагов и мстя за причинённые союзникам обиды, римляне, по словам Цицерона, в конечном счёте подчинили весь мир своей власти.
При таком представлении вопрос о том, как именно римляне понимали справедливость (justum) применительно к войне, всё же остаётся открытым, несмотря на длительные дискуссии исследователей, поскольку определение, которое мы находим у Цицерона, оставляет широкое пространство для интерпретаций:
«Понятие справедливой войны (bellum justum) было строжайше определено фециальным уставом (jus fetiale) римского народа. Из этого можно понять, что справедливой может быть только такая война, которую ведут после предъявления требований или же предварительно возвестили и объявили».
Из этого определения следует, что для римлян разница между справедливыми и несправедливыми войнами носила чисто формальный характер. Установление справедливого характера войны решалось не уважительной причиной, по которой стороне, не желавшей воевать, всё же приходилось браться за оружие, не очерёдностью самого нападения и не вопросами, было ли это нападение спровоцированным или нет — важно было лишь исполнение надлежащих религиозных обрядов. Иначе говоря, с точки зрения римлян, чтобы война была справедливой, её надо было подготовить процессуально, то есть надлежало выполнить все формальные религиозные предписания, произнести необходимые магические формулы и провести обряды. Именно в этом случае римляне считали войну справедливой и законной.
Кого можно считать врагом
Как это принято и в современном праве, у римлян было разработано понятие публичного врага (hostis). Соответствующее определение мы находим у юриста Помпония:
«Врагами являются те, кто нам или кому мы официально объявили войну, прочие же являются либо разбойниками, либо грабителями».
Похожее определение даёт другой видный юрист — Ульпиан. Понятие hostis некогда имело более широкое значение, чем впоследствии. По словам Цицерона,
«в древности hostеs называли тех, кого мы теперь называем чужеземцами (peregrini)».
В современном ему словоупотреблении слово hostis имело значение «вооружённый враг». Вероятно, на изменение значения слова повлияло формирование категории умиротворённых чужеземцев, в отношении которых существует договор и действуют нормы права. Этих-то последних римляне и стали со временем называть peregrini, то есть «живущие за полем». Чужеземцев, в отношении которых не было договора, по-прежнему называли hostеs с присущими этому термину негативными оттенками значения.
Справедливая война (bellum justum), то есть война официально объявленная и ведущаяся открыто против врага, который и сам признаёт её законы, предполагает сохранение между враждующими сторонами определённых принципов права даже на время ведения военных действий. Цицерон, например, с одобрением относился к Марку Атилию Регулу и другим, подобным ему, кто и на войне строго придерживался обязательств — даже перед врагами:
«Величайший пример справедливости по отношению к врагу нам подали наши предки, когда перебежчик от Пирра обещал сенату, что он даст царю яд и умертвит его. Сенат и консул Гай Фабриций выдали перебежчика Пирру. Таким образом, они не одобрили преступного умерщвления даже врага, и притом могущественного, пошедшего войной на Рим по собственному почину».
Если война не была объявлена, она, как и всякое тайное нападение, приравнивалась к разбою. Если нет войны, нет и права, а между сторонами действуют лишь принципы необходимости и состояние самозащиты. На насилие, по словам Ульпиана, дозволено ответить другим насилием (vim vi repellere).
Фециалы
Ритуальные функции, связанные с подготовкой к войне, возлагались на специальную жреческую коллегию фециалов. Данные о времени их появления в Риме в разных источниках расходятся. Ливий, рассказывая о царствовании Тулла Гостилия, упоминает о договоре, который Рим заключил с Альбой Лонгой, и подчёркивает, что речь идёт о самом древнем известном ему договоре, заключённом с участием фециалов. Того же мнения придерживается и Цицерон. С другой стороны, Дионисий Галикарнасский приписывает их учреждение предшественнику Тулла Гостилия, царю Нуме Помпилию, и той же даты придерживается Плутарх. Большинство этих авторов согласны с тем, что обряды фециалов римляне заимствовали у своих соседей ардеатов (жителей столицы рутулов Ардеи в южной прибрежной части Лация) или у эквикулов (эквов, живших в Апеннинских предгорьях северо-восточной части Лация). О роли и обязанностях фециалов в деле предотвращения конфликтов рассказывает Плутарх:
«Фециалы — своего рода хранители мира. Мне кажется, и своё название они получили от своей должности. Они старались прекращать увещеваниями несогласие и не позволяли объявлять войну прежде, чем теряли всякую надежду на мирное решение спора. Точно так же и для греков «мир» — когда взаимные недоразумение прекращаются силою слова, а не при помощи оружия. Римские фециалы часто ходили к тем народам, которые были виновниками оскорбления, и лично старались склонить их к миру. Если их усилия уладить дело миром кончались неудачей, они приглашали богов в свидетели, призывали множество страшных проклятий на свои головы и на своё отечество, если они неправы, как нападающие, и затем объявляли войну. Без их согласия или при их отказе дать его, ни один солдат, ни царь не имел права взяться за оружие. Царь должен был узнать от них, имеет ли он нравственное право начать войну, и затем уже готовиться к ней. Говорят, что и несчастье во время войны с галлами обрушилось на государство потому, что в данном случае был оставлен без внимания этот религиозный обычай».
На основе этого описания и данных, приводимых другими авторами, можно выделить следующие функции, исполняемые фециалами. Прежде всего к ним относится международное посредничество и предъявление претензий одной конфликтующей стороны другой в попытке решить дело миром. Если эта миссия терпела неудачу, фециалы проводили ритуал объявления войны, бросая копьё на территорию врага. Фециалы также присутствовали при заключении договора, скрепляя его установленными обрядами. Ещё одна обязанность фециалов состояла в том, что они сопровождали лиц, подлежащих выдаче противнику за нарушение обязательств или совершённые преступления. Наконец, фециалы выступали в качестве консультантов в вопросах международного или военного права.
Выдвижение претензий и объявление войны
Ливий, живо интересовавшийся различными аспектами римской старины, даёт ряд описаний ритуальной составляющей деятельности фециалов. В том виде, в каком этот порядок применялся в Риме, его заимствовал у народа эквикулов царь Анк Марций. Этот порядок требовал перед объявлением войны виновной стороне предъявить ей претензии и потребовать удовлетворения:
«Посол, придя к границам тех, от кого требуют удовлетворения, покрывает голову шерстяным покрывалом и говорит: «Внемли, Юпитер, внемлите, рубежи племени такого-то (тут он называет имя); да слышит меня вышний закон (fas). Я вестник всего римского народа, по праву и чести прихожу я послом, и словам моим да будет вера!». Далее он исчисляет всё требуемое. Затем берёт в свидетели Юпитера: «Если неправо и нечестиво требую я, чтобы эти люди и эти вещи были выданы мне, да лишишь ты меня навсегда принадлежности к моему отечеству». Это произносит он четырежды, когда переступает рубеж, это же — первому встречному, это же — когда входит в ворота, это же — когда войдёт на площадь, изменяя лишь немногие слова в возвещении и заклятии».
Приведённая часть текста является заявлением претензий на ущерб, clarigatio, который предлагается возместить виновной стороне. Исходя из имеющихся описаний — например, требований римского посольства, прибывшего в 219 году до н.э. к Ганнибалу, осаждавшему в это время Сагунт, — возмещение включало компенсацию ущерба и выдачу виновных. Известно, что в 321 году до н.э. фециалы выдали самнитам римских консулов, заключивших с ними мирный договор после поражения в Кавдинском ущелье.
Дальше Ливий писал:
«Если он не получал того, что требует, то по прошествии тридцати трёх дней он (фециал — прим. авт.) объявляет войну так: «Внемли, Юпитер, и ты, Янус Квирин, и все боги небесные, и вы, земные, и вы, подземные, — внемлите! Вас я беру в свидетели тому, что этот народ (тут он называет, какой именно) нарушил право и не желает его восстановить. Но об этом мы, первые и старейшие в нашем отечестве, будем держать совет, каким образом нам осуществить своё право». Тут посол возвращается в Рим для совещания».
Эта часть текста может быть определена как констатация (denuntiatio или testatio) отказа виновной стороны в компенсации потерпевшим, что по справедливости передаёт дальнейшее решение вопроса в руки самих римлян. Царь собирает сенат и запрашивает его о дальнейших действиях в таких выражениях:
«Касательно тех вещей, требований, дел, о каковых отец-отряжённый римского народа квиритов известил отца-отряжённого старых латинов и самих старых латинов; касательно всего того, что те не выдали, не выполнили, не возместили; касательно всего того, чему надлежит быть выданным, выполненным, возмещённым, объяви, какое твоё суждение», — так он обращается к тому, кто подаёт мнение первым. Тот в ответ: «Чистой и честной войной, по суждению моему, должно их взыскать, на это даю своё согласие и одобрение». Потом по порядку были опрошены остальные; когда большинство присутствующих присоединилось к тому же мнению, постановили воевать».
В республиканскую эпоху постановление сената о войне получало санкцию народного собрания. Решение принималось так же, как принимался любой другой законопроект — путём голосования центурий всех шести имущественных разрядов. Для принятия решения достаточно было простого большинства голосов. Если 18 всаднических центурий и 80 центурий I разряда голосовали согласованно, то решение считалось принятым, и остальные центурии до голосования не допускались.
После принятия решения фециал вновь возвращался на границу и в присутствии трёх свидетелей объявлял о начале войны такими словами:
«Так как народы старых латинов и каждый из старых латинов провинились и погрешили против римского народа квиритов, так как римский народ квиритов определил быть войне со старыми латинами и сенат римского народа квиритов рассудил, согласился и одобрил, чтобы со старыми латинами была война, того ради я и римский народ народам старых латинов и каждому из старых латинов объявляю и приношу войну».
Известно, что при совершении этого ритуала фециалы зачитывали соответствующий текст с таблички. Поэтому в первой части своего рассказа Ливий цитирует общую формулу clarigatio, а затем denuntiatio, в которой осталось пропущено имя адресата. Формула же объявления войны приурочена к конкретным обстоятельствам и адресована народу «старых латинов» (Prisci Latini). Помимо Ливия ту же формулу объявления войны, адресованную «народу гермундулов» приводит римский антиквар Авл Геллий, который ссылается при этом на историка Цинция Алимента. Заметное сходство, если не тождество, обеих формул свидетельствует в пользу общего источника.
Бросание копья
Самым известным элементом римского обряда объявления войны было бросание фециалом окровавленного копья на вражескую территорию. Копьё имело древко из кизила и вместо железного наконечника было обожжено в пламени костра. Это указывает не только на глубокую древность происхождения самого обряда, но и на его связь с культом бога Марса, который, по свидетельству ряда историков, у предков римлян почитался в виде копья. Это копьё Марса (hasta Martis) хранилось в регии вместе с двенадцатью священными щитами. При объявлении войны верховный понтифик приводил это оружие в движение, восклицая: «Марс, бди» (Mars vigila)! Если копья и щиты приходили в движение сами собой, это считалось плохим предзнаменованием. Хотя метаемое фециалом деревянное копьё не было «тем самым» копьём Марса, оно всё же было самой плотью бога. Бросая копьё на территорию противника, фециал отправлял туда Марса, которого сопровождали Страх и Ужас, а также другие чудовищные спутники.
Первоначально копьё бросал сам царь, о чём говорят, в том числе, многочисленные параллели этого обычая, встречающиеся у других народов. Впоследствии эта функция делегировалась фециалу, который ради её выполнения должен был отправляться на границу. По мере того, как римские границы отодвигались всё дальше, выполнять в точности этот обряд становилось всё труднее. Римляне нашли выход. Небольшой клочок земли близ храма Беллоны у Фламиниева цирка был фиктивно продан какому-то чужеземцу и таким образом стал неприятельской территорией, расположенной в самом сердце Рима. Именно здесь фециал бросал обожжённое копьё от пограничного камня, объявляя войну врагам римского народа. Цезарь Октавиан в 32 году до н.э. таким образом объявлял войну Клеопатре, а император Марк Аврелий 178 году н.э. — маркоманнам и квадам.
Заключение мира
В обязанности фециалов входило не только объявление войны, но и заключение мира. При описании договора, заключённого Туллом Гостилием с альбанцами, Ливий подробно останавливается на соответствующей процедуре:
«Фециал воззвал к царю Туллу: «Велишь ли мне, царь, заключить договор с отцом-отряжённым народа альбанского?». Царь повелел, тогда фециал сказал: «Прошу у тебя, царь, потребное для освящения». Тот в ответ: «Возьми чистой травы». Фециал принес из крепости вырванной с корнем чистой травы. После этого он воззвал к царю так: «Царь, назначаешь ли ты меня с моею утварью и сотоварищами царским вестником римского народа квиритов?». Царь ответил: «Когда то не во вред мне и римскому народу квиритов — назначаю». Фециалом был Марк Валерий, отцом-отряжённым он назначил Спурия Фузия, коснувшись ветвью его головы и волос. Отец-отряжённый назначается для принесения присяги, то есть для освящения договора: он произносит многочисленные слова длинного заклятия, которое не стоит здесь приводить. Потом, по оглашении условий, он говорит: «Внемли, Юпитер, внемли, отец-отряжённый народа альбанского, внемли, народ альбанский. От этих условий, в том виде, как они всенародно от начала и до конца оглашены по этим навощённым табличкам без злого умысла и как они здесь в сей день поняты вполне правильно, от них римский народ не отступится первым. А если отступится первым по общему решению и со злым умыслом, тогда ты, Юпитер, порази народ римский так, как в сей день здесь я поражаю этого кабанчика, и настолько сильней порази, насколько больше твоя мощь и могущество». Сказав это, он убил кабанчика кременным ножом. Точно так же и альбанцы через своего диктатора и своих жрецов произнесли свои заклятья и клятву».
«Отец отряжённый» (pater patratus), о котором здесь идёт речь, является главой коллегии фециалов, который приносит клятвы и заключает договор от имени римского народа. «Чистая трава» (graminis sagmina или herba pura), которая использовалась при совершении ритуала, как указывает грамматик Сервий, может представлять собой не только траву, которая росла в крепости на Капитолии, но вообще любую ветвь, лавр, оливу или мирт. Этой зеленью после успешного сражения увенчивали себя победители, а побеждённые передавали траву, зелень и стебли растений победителям как символ признания своего поражения. Подобный обычай был распространён не только у римлян и других италиков, но и у кельтов и германцев, у которых зелёный стебель символизировал силу родной почвы. Каменный нож, которым фециал убивал жертвенного поросёнка, некогда символизировал молнию Юпитера.
Итоги
Таким образом, в обрядах фециалов сохранились отголоски глубокой древности. Вероятно, первоначально эти обряды совершал царь или другой глава общины. Он же являлся гарантом соблюдения условий соглашений и других обязательств. Возможно, чтобы эти договора не ассоциировались с личностью конкретного правителя и, например, вследствие этого не утрачивали силу после его смерти, понадобились поручители более высокого ранга и, соответственно, люди, знавшие формулы обращения, ритуалы и обряды. Так появились фециалы, ставшие не только посредниками в отношениях соседних общин, но и хранителями этой традиции права.
Пока римляне воевали с соседними народами, фециалы выполняли самые различные дипломатические функции. Однако, когда римляне столкнулись с народами, незнакомыми с этим институтом, обязанности фециалов сузились до ритуала объявления войны. Дипломатические миссии, переговоры с чужеземными правителями и заключение различных соглашений всё чаще стали возлагаться на уполномоченных сенатом легатов.
Литература:
- Мишулин, А. Объявление войны и заключение мира у древних римлян // Исторический журнал. — 1944. — № 10–11. — С. 103–113.
- Кащеев, В.И. Эллинистический мир и Рим. — М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1993.
- Шмелева, Л.М. Формирование фециального права в древнейшем Риме (VIII–VI вв. до н.э.) // Античная цивилизация: политические структуры и правовое регулирование. Доклады международной интернет-конференции. — Ярославль, 2012. — С. 116–127.
- Майорова, Н.Г. Жреческие коллегии в Раннем Риме. К вопросу о становлении римского сакрального и публичного права. — М.: Наука, 2001. — С. 142–179.
- Майорова, Н.Г. Фециалы: религия и дипломатия в древнейшем Риме (VII в. до н.э.) // Религия и община в Древнем Риме. — М., 1994. — С. 97–124.
- Hasta-Summa Imperii: The Spear as Embodiment of Sovereignty in Rome // American Journal of Archaeology. — 1959. — Vol. 63. — P. 1–27.
Комментарии к данной статье отключены.