После того, как 18 апреля 1942 года взлетевшие с палубы авианосца «Хорнет» отчаянные подчинённые подполковника Дулиттла бомбили Токио, больше двух с половиной лет ни один американский самолёт не тревожил покой жителей японской столицы. Однако после того как морская пехота США летом 1944 года захватила Марианские острова, и там началось строительство аэродромов, способных принять тяжёлые бомбардировщики, японцы поняли, что налёты на метрополию не за горами.
Вестник грядущего апокалипсиса появился над Токио 1 ноября 1944 года. Взлетевший с Сайпана дальний разведчик F-13 (модификация бомбардировщика B-29) из 3-й разведывательной эскадрильи ВВС США, впоследствии получивший в честь дикторши японского радио романтическое имя «Токийская роза» (Tokyo Rose), отснял будущие цели и удалился восвояси. Экипаж капитана Ральфа Стикли (Ralph D. Steakley) задал основательную работу дешифровщикам, привезя более 700 снимков. Примечательно, что японские перехватчики ПВО пытались помешать разведчику, но не сумели быстро набрать нужную высоту. В последующие дни одиночные самолёты американцев доразведывали цели и вскрывали систему ПВО, пока не было решено, что пора переходить к бомбардировкам.
Рано утром 24 ноября с Сайпана стартовали 111 бомбардировщиков B-29 73-го бомбардировочного авиакрыла под командованием бригадного генерала Эммета «Рози» О'Доннелла (Emmett E. O'Donnell), которым предстояло бомбить различные цели в районе Токио. Увы, первый блин вышел комом — высота полёта в 32 000 футов (около 10 000 метров) и сильные воздушные течения привели к тому, что абсолютное большинство бомб упало далеко от целей, а 23 экипажа вообще не вышли в атаку из-за навигационных ошибок и технических неисправностей. Тем не менее, начало было положено, и до огненных смерчей, которые испепелят кварталы Токио, оставались считанные месяцы.
На этот раз японским истребителям ПВО, заранее оповещённым прибрежными радарными постами, удалось заранее набрать высоту и завязать бои, причём у лётчиков был прямой приказ таранить врага. В итоге американцы потеряли два «Суперфортресса», один из которых сел на воду (экипажу удалось спастись), а ещё 11 самолётов были повреждены, причём некоторые — огнём бортовых стрелков соседних экипажей, которые заявили семь побед над японскими перехватчиками. Потери в личном составе среди вернувшихся экипажей B-29 составили одного погибшего и четверых раненых.
Единственный B-29, экипаж которого не вернулся в полном составе, по иронии судьбы носил имя «Счастливый ирландец» (Lucky Irish). После сброса бомб над Токио машину с серийным номером 42-24622 из 870-й эскадрильи 497-й бомбардировочной авиагруппы, которую пилотировал 1-й лейтенант Сэм Вагнер (Sam P. Wagner), атаковали истребители Ki-44 из состава 47-го сентая (полка) армейской авиации Японии. Сначала командир сентая майор Нобору Окуда (Noboru Okuda) вышел бомбардировщику в лоб, открыв огонь из экспериментальных 40-мм крыльевых пушек, и почти сразу в хвостовое оперение «Счастливого ирландца» врезался в самоубийственном таране капрал Ёсио Мита (Yoshio Mita). Соседние экипажи видели, как, потеряв половину горизонтального стабилизатора и руля высоты, бомбардировщик лейтенанта Вагнера вошёл в штопор и врезался в воду примерно в 30 км от побережья Хонсю — выживших среди 11 членов экипажа не было.
Первый погибший над Токио экипаж был удостоен специальной награды, и по сей день вручаемой в Вооружённых силах США за гибель или ранение в бою — медали «Пурпурное сердце» (Purple Heart). Впервые этот знак отличия, представлявший собой розетку в виде сердца из пурпурной шёлковой ленты, был учреждён под названием «Знак военных заслуг» (Badge of Military Merit) генералом Джорджем Вашингтоном 7 августа 1782 года, однако до победы американской революции он вручался всего трижды и вскоре фактически был отменен.
Возродили «Пурпурное сердце» в виде медали указом президента США 22 февраля 1932 года в 200-летнюю годовщину со дня рождения Вашингтона для награждения солдат за боевые заслуги или ранения, полученные после 5 апреля 1917 года — т.е., после вступления США в Первую мировую войну. Подобная практика сохранилась и на начальном этапе Второй мировой войны, до 22 сентября 1943 года, после чего «Пурпурное сердце» вручалось исключительно за ранения или гибель. На настоящий момент произведено около 2 000 000 награждений, включая примерно 430 000 посмертных. Известны многократные награждения — так, наибольшее число полученных одним человеком «Пурпурных сердец» равно 10.
Спутать «Пурпурное сердце» с какой-либо другой наградой невозможно. Медаль представляет собой позолоченный бронзовый медальон в виде сердца шириной 1,375 дюйма (35 мм) и высотой 1,7 дюйма (43,5 мм). В центре на покрытом пурпурной (фиолетово-лиловой) эмалью поле помещён повёрнутый влево рельефный профиль Джорджа Вашингтона, в верхней части медальона — его герб в обрамлении двух оливковых ветвей, покрытый белой, красной и зелёной эмалью. На оборотной стороне, рисунок которой, за исключением отсутствия профиля Вашингтона и эмалевого покрытия, повторяет лицевую, под надписью «За военные заслуги» (For Military Merit) предусмотрено место для гравировки или чеканки звания и фамилии награждённого. Медаль носится на пурпурной ленте шириной 1,375 дюйма (35 мм), по краям отбитой белыми полосками шириной 0,125 дюйма (3,2 мм). Многократные награждения отмечаются позолоченными звёздочками и дубовыми ветвями, которые крепятся к ленте.
Комментарии к данной статье отключены.