Бою у мыса Пассеро 12 октября 1940 года историки уделяют незаслуженно мало внимания. Между тем, он оказался для итальянцев судьбоносным — первая же ночная атака их миноносных сил завершилась провалом, после чего командование флотом приняло решение отказаться от операций крупными кораблями в тёмное время суток. Итальянские миноносные силы, насчитывавшие на 10 июня 1940 года 129 кораблей, даже после понесённых потерь к середине октября имели подавляющее численное превосходство над лёгкими силами британского Средиземноморского флота. Тем не менее, именно с этого момента господство над ночным морем прочно захватили англичане.
Прелюдия
В 08:45 11 октября 1940 года итальянский пассажирский самолёт, летевший из Рима в Бенгази, в 65 милях к востоку-юго-востоку от Мальты наткнулся на «15 военных кораблей и пять кораблей неустановленного типа», следовавших курсом 220°. Радист авиалайнера незамедлительно сообщил об увиденном в штаб ВВС, который в 09:45 проинформировал о «находке» штаб ВМС. Лётчики увидели не что иное, как главные силы британского Средиземноморского флота, который проводил операцию MB-6.
Вышедший 8 октября из Александрии на Мальту конвой MF-3 из четырёх крупных судов следовал в сопровождении крейсеров ПВО «Калькутта» (HMS Calcutta) и «Ковентри» (HMS Coventry), а также четырёх эсминцев. Прикрытие обеспечивали линкоры «Уорспайт» (HMS Warspite), «Вэлиант» (HMS Valiant), «Рэмиллис» (HMS Ramillies) и «Малайя» (HMS Malaya), авианосцы «Игл» (HMS Eagle) и «Илластриес» (HMS Illustrious), 3-я эскадра крейсеров в составе тяжёлого крейсера «Йорк» (HMS York) и лёгких крейсеров «Ливерпуль» (HMS Liverpool) и «Глостер» (HMS Gloucester), 7-я эскадра крейсеров в составе лёгких крейсеров «Аякс» (HMS Ajax), «Орион» (HMS Orion) и «Сидней» (HMAS Sydney), а также 16 эсминцев 2-й, 10-й и 14-й флотилий.
Уже с вечера 10 октября корабли из состава главных сил, маневрировавших на позиции прикрытия, сменяя друг друга, отправлялись в Ла-Валетту на заправку топливом. При этом 11 октября в 11:05 в 15 милях к югу от Мальты на итальянской мине подорвался и был отбуксирован в Гранд-Харбор эсминец «Империал» (HMS Imperial). В 16:00 конвой MF-3 прибыл в Ла-Валетту, а в 22:45 Мальту покинул обратный конвой MF-4 — канонерская лодка «Афис» (HMS Aphis) и два судна в сопровождении двух крейсеров ПВО и двух эсминцев. В это же время повернули в Александрию и главные силы Средиземноморского флота.
В это время в Таранто у итальянцев имелось пять линкоров, четыре тяжёлых и шесть лёгких крейсеров, в Мессине базировались три тяжёлых, а в Палермо — два лёгких крейсера. Не имея ни малейшего представления о том, что происходит, штаб флота приказал командующему военно-морскими силами на Сицилии адмиралу Пьетро Бароне (Pietro Barone) «произвести ночной наступательный поиск с использованием разведывательной авиации и лёгких сил для установления контакта и возможного нападения на противника». Крупные корабли из Таранто и Мессины должны были выйти в море 12 октября, «чтобы поддержать и использовать любые положительные результаты лёгких сил».
Для воздушной разведки задействовали четыре летающие лодки CANT Z.501 144-й разведывательной эскадрильи. С полудня до сумерек они искали противника к югу и востоку от Мальты, но, несмотря на благоприятную погоду, ничего не обнаружили. Таким образом, командиры находившихся в Аугусте 1-го дивизиона миноносцев капитано ди корветта Альберто Банфи (Alberto Banfi), 11-го дивизиона эсминцев капитано ди вашелло Карло Марготтини (Carlo Margottini) и 9-й флотилии торпедных катеров MAS получили инструкции исходя из отсутствия данных о противнике.
В 19:30 из Палермо для поиска в Сицилийском проливе были направлены четыре эсминца 7-го дивизиона. В 20:00 Аугусту покинули торпедные катера MAS-512, MAS-513 и MAS-517 9-й флотилии. Около полуночи они заняли позицию в нескольких милях от Ла-Валетты, где бесцельно простояли до 05:00 следующего дня.
В 20:00–20:30 из Аугусты для поиска к востоку от Мальты вышли миноносцы 1-го дивизиона «Айроне» (Airone), «Альчоне» (Alcione) и «Арьель» (Ariel), а также эсминцы 11-го дивизиона «Артильере» (Artigliere), «Авьере» (Aviere), «Дженьере» (Geniere) и «Камича Нера» (Camicia Nera).
Атака миноносцев
В полночь поисковая группа из Аугусты достигла точки в 100 милях к востоку от Мальты. В течение часа итальянцы развернули поисковый ордер и в 01:00 12 сентября двинулись на 12 узлах пеленгом курсом 270° с интервалами между кораблями 4 мили в следующем порядке с севера на юг: «Альчоне» — «Айроне» — «Арьель» — «Дженьере» — «Авьере» — «Артильере» — «Камича Нера». Яркий лунный свет с юго-запада обеспечивал отличную видимость в направлении поиска. Небо было чистым, юго-восточный ветер и волнение уменьшились до 2–3 баллов.
В это время главные силы англичан находились в 50 милях юго-восточнее Мальты и на 12 узлах следовали курсом 90°. К северо-востоку пеленгом двигалось фланговое охранение из крейсеров 7-й эскадры, причём самую отдалённую позицию, в 70 милях к северу от флагмана адмирала Эндрю Каннингхэма (Andrew B. Cunningham) линкора «Уорспайт», занимал лёгкий крейсер «Аякс» под командой кэптена Эдварда Маккарти (Edward D.B. McCarthy).
В 01:37 12 октября крайний правофланговый итальянский корабль «Альчоне» в 18 000 метрах на юго-западе заметил корабль на восточном курсе и немедленно сообщил об этом по радио. Это был «Аякс», следовавший зигзагом на 17 узлах. В 01:42 «Айроне» заметил англичанина прямо по носу в 14 000 метрах, и в 01:48 капитано ди корветта Банфи дал приказ всем миноносцам атаковать торпедами. Маневрируя для торпедной атаки, итальянцы с трёх сторон пошли на сближение.
В 01:55 наблюдатели британского крейсера заметили в 3000 метров два силуэта справа и слева по носу — это были «Арьель и «Айроне». «Аякс» дал опознавательный сигнал, на который ответа не получил — итальянцы его вообще не заметили. Кэптен Маккарти немедленно приказал дать полный ход и изменил курс влево.
В 01:57 «Айроне», находясь слева и впереди англичанина, на 14 узлах с 2000 метров выпустил правым бортом две торпеды, после чего открыл огонь артиллерией и пошёл на левую циркуляцию. В 01:59 с 900 метров миноносец выпустил две торпеды уже левым бортом. Все они прошли за кормой цели, но четыре орудийных залпа дали три попадания — два в мостик и одно в мидель крейсера, причём последнее вызвало пожар.
В те же 01:57 свои две торпеды левым бортом в «Аякс» с 1800 метров выпустил «Альчоне» и одну, находясь почти прямо перед крейсером — «Арьель», после чего оба миноносца также открыли артиллерийский огонь.
«Аякс» немедленно ответил. Главный калибр британцев с 4000 ярдов (3660 метров) обстрелял находившийся справа по носу «Арьель», а 102-мм орудия левого борта ударили по «Айроне», находившийся всего в 1900 ярдах (1650 метров) слева по носу. Первый же 152-мм залп попал в мостик «Арьеля», обездвижив корабль. Получив ещё несколько попаданий, в 02:05 изрешечённый миноносец затонул с 98 членами экипажа.
Развернувшись, «Аякс» погнался за удирающим на запад «Айроне» и сконцентрировал огонь всей артиллерии на нём. Итальянец начал было ставить дымовую завесу, но стрелявший всего с 2000 метров противник сразу начал поражать цель. Сначала были уничтожены кормовые орудия миноносца, после чего ещё несколькими попаданиями «Айроне» был разбит и обездвижен. Настигнув жертву, «Аякс» выпустил в неё две торпеды, но промахнулся. Однако это было лишним — в 02:05 итальянский миноносец пылал и медленно погружался. Приказ оставить корабль был отдан в 02:45, а в 03:34 «Айроне» затонул в 73 милях к юго-востоку от сицилийского мыса Пассеро. В бою погибло 59 членов экипажа.
«Альчоне» потерял контакт с крейсером в 02:03. Через час, вернувшись к месту боя, он спас 72 моряка из экипажа «Айроне» и в 08:00 вернулся в Аугусту.
Атаки эсминцев
Эсминцы 11-го дивизиона повернули на север в 01:50, сразу после получения сообщения от «Альчоне», но из-за неисправности радиосвязи Карло Марготтини не сконцентрировал их для групповой атаки, и вскоре они поодиночке начали выходить на «Аякс». Теперь в более освещённой стороне горизонта находились итальянцы, так что крейсер, который после боя с миноносцами повернул к югу, заметил их заблаговременно.
Первым увидели «Аякс» в 02:10 с «Авьере». Миноносец принялся маневрировать для торпедной атаки и в 02:15 вышел на исходную позицию. С крейсера видели два приближающихся эсминца — это были «Авьере» и «Дженьере — и в 02:16 с 4000 ярдов (3600 метров) правым бортом открыли огонь по находившемуся на дистанции стрельбы торпедами «Авьере». Эсминец сразу был поражён двумя залпами, в нос и в корму. Вслед за этим были получены ещё несколько попаданий. В 02:18 «Авьере» с затоплениями, без электричества и с разбитой кормовой 120-мм установкой на максимально возможных 14 узлах отвернул на юг; погибло семь и были ранены 14 членов его экипажа.
В 02:18 «Аякс» заметили с идущего на север «Дженьере». Эсминец начал маневрировать для торпедной атаки, но при этом потерял противника из виду; контакт стороны так и не восстановили. Затем «Дженьере» встретился с «Авьере» и вместе с ним в полдень вернулся в Аугусту.
Флагман Марготтини эсминец «Артильере» заметил «Аякс» в 02:29 по правому борту и тут же попал под его обстрел с 2800 ярдов (2600 метров). «Артильере» в ответ успел дать четыре залпа из 120-мм орудий и выпустить одну торпеду, когда 152-мм залп крейсера поразил эсминец в носовую часть. В результате мостик был разрушен, а почти все, кто там находились, погибли. Кроме того, взрыв боезапаса носовой 120-мм установки вызвал сильнейший пожар. Сразу после этого «Артильере» получил ещё четыре попадания, из них одно в центральное котельное отделение, уничтожившее этот и носовой котлы, а другое — в носовое машинное отделение. В 02:32 всё было кончено — итальянский эсминец представлял собой пылающий остов. Всего он выпустил 16 120-мм снарядов, из которых четыре попали в британский крейсер, выведя из строя 102-мм установку, радар и компас.
Англичане не стали добивать противника и поспешили покинуть район боя. Завершила сражение в 02:48 короткая безрезультатная перестрелка «Аякса» с эсминцем «Камича Нера» на дистанции 5 км. В 03:06 «Аякс» проинформировал о бое адмирала Каннингхэма и получил приказ соединиться с остальными кораблями 7-й эскадры крейсеров. В бою крейсер выпустил 490 152-мм снарядов (342 из носовых и 148 из кормовых башен), потери среди экипажа составили 13 человек убитыми и 22 ранеными.
Гибель «Артильере»
Между тем, уцелевшие члены экипажа «Артильере» отчаянно пытались спасти корабль. В 02:40 эсминец потерял ход, однако в 02:50 его восстановили, и на одном котле «Артильере» медленно двинулся на север. Во избежание взрыва за борт были выброшены все боеприпасы и затоплены погреба. В 04:00 корабль снова лишился хода, но в 05:30 на помощь подошёл «Камича Нера», который завёл буксирный трос на корму «Артильере» и потащил его на север.
Около 07:00 над итальянцами появилась летающая лодка «Сандерленд», которая в 07:10 доложила о «двух эсминцах, один из которых горит и на буксире». Средиземноморский флот повернул на курс 010°, авианосец «Илластриес» поднял в воздух четыре торпедоносца-бомбардировщика «Суордфиш», а 3-я и 7-я эскадры крейсеров (без «Аякса») и четыре эсминца в 07:16 направились в сторону замеченного на горизонте дыма.
Торпедоносцы успеха не достигли, но вынудили «Камича Нера» в 08:10 прервать буксировку. Заметив приближающиеся с юга вражеские корабли, «Камича Нера», прикрываясь дымовыми завесами, устремился в сторону Сицилии. «Орион» и «Сидней» погнались за ним, а тяжёлый крейсер «Йорк» в 08:29 направился к стоявшему без хода «Артильере», чтобы добить его.
Итальянцы уже и сами готовились затопить корабль. Описав циркуляцию вокруг дымящегося эсминца, «Йорк» сигналом дал экипажу полчаса на эвакуацию, после чего подошёл к корме «Артильере» и сбросил спасательные плоты. Огонь в левый борт уже оставленного командой эсминца был открыт в 09:15 с 1500 ярдов (1370 метров). Из 14 выпущенных 203-мм снарядов несколько попали в цель. Одновременно с новым залпом крейсер выпустил две торпеды, одной из которых «Артильере» был в 09:18 поражён в кормовой погреб; эсминец взорвался и немедленно затонул. Эсминец «Вампир» (HMS Vampire) подобрал 22 итальянских моряка, а «Йорк» открытым текстом сообщил в эфир о месте гибели «Артильере»; погибло 132 члена экипажа эсминца, ещё 100 человек спаслись.
После 10:00, собравшись воедино, английский флот продолжил отход на восток.
Не имея представления о событиях прошедшей ночи, из Мессины в 08:00 в море вышли тяжёлые крейсеры «Тренто» (Trento), «Триест» (Trieste) и «Больцано» (Bolzano), и три эсминца, но в 10:15, узнав из радиоперехватов, что «Камича Нере» помощь больше не нужна, а «Артильере» погиб, в полдень им приказали возвращаться.
В 11:50 летающая лодка «Сандерленд» с Мальты сообщила об итальянской эскадре, и адмирал Каннингхэм направил крейсера «Йорк», «Ливерпуль», «Орион» и «Сидней» в прикрытие конвоя MF-4.
Итоги и выводы
Итак, первая ночная наступательная операция итальянского флота окончилась поражением. Некоторые итальянские источники объясняют это наличием у «Аякса» РЛС, однако на крейсере был установлен радар Тип 279 одной из первых моделей, применявшийся для дальнего обнаружения воздушных целей, и ни в одном документе не упоминается об использовании радиолокации в этом бою.
Наибольший резонанс вызвала атака 1-го дивизиона. Итальянские миноносцы действовали грамотно, зайдя на цель с трёх направлений и одновременно выпустив торпеды с близкой дистанции, но не достигли попаданий. На основании этого командование итальянского флота сделало вывод, что итальянский флот в ночных боях технически более отсталый, чем противник. Кроме того, было признано, что имеются серьёзные недостатки в обучении личного состава стрельбе торпедами — как днём, так и ночью.
Всё это соответствовало действительности. Участвовавшие в бою миноносцы имели систему наведения торпед не намного лучшую, чем «стрельба на глаз», и это приводило к ошибкам с определением дальности, курса и скорости цели, особенно если она была быстроходная и маневрировала. Нивелировать эти ошибки за счёт количества торпед в залпе было невозможно, так как миноносцы несли лишь по два однотрубных аппарата на борт и не могли выпустить более двух торпед одновременно.
Кроме того, сама итальянская доктрина использования торпед предусматривала «экономичную» и «точную» стрельбу этим оружием: как надводные корабли, так и подводные лодки редко выпускали более одной-двух торпед одновременно. В июне 1940 года на 1450 торпедных аппаратов на надводных кораблях и подводных лодках имелся резерв всего в 3650 торпед, большей частью старого образца. Таким образом, торпеды были ценностью, доступной в ограниченном количестве. В то же время во флотах ряда других основных морских держав практиковались залпы в 4–8 торпед, что увеличивало их расход, но и значительно повышало шанс попасть в цель.
Артиллерия итальянцев была лучше приспособлена к ночным боям — англичане жаловались, что вражеские корабли стреляли беспламенным порохом и трассирующими снарядами, чего не было у них. Однако использование 120-мм и 100-мм орудий против британского крейсера было ошибкой итальянцев — ущерб они нанесли незначительный, но выдали своё местоположение.
По результатам боя у мыса Пассеро итальянский флот вместо улучшения подготовки экипажей и радикального изменения тактики в пользу массовых торпедных атак принял ошибочное решение избегать ночных боёв с участием своих крупных кораблей. Противодействие англичанам в тёмное время суток возложили на торпедные катера MAS, хотя у них были явные проблемы с мореходностью, и использоваться они могли лишь ограниченно. Кроме того, итальянские эсминцы и миноносцы — последние в 1941 году получили двухтрубные торпедные аппараты центрального расположения — и далее продолжали выпускать торпеды максимум половинными залпами.
В то же время англичане признали действия командира «Аякса» кэптена Маккарти блестящими и укрепились в правильности доктрины ночного сражения, в котором британский флот имел явное превосходство над итальянским — как в плане подготовки, так и в плане техники.
Источники и литература:
- John Grehan, Martin Mace. The War at Sea in the Mediterranean, 1940–1944. — Pen & Sword Maritime, 2014.
- Vincent O’Hara. Struggle for the Middle Sea: The Great Navies at War in the Mediterranean Theater, 1940–1945. — Naval Institute Press, 2009.
- Robert C. Stern. Big Gun Battles: Warship Duels of the Second World War. — Seaforth Publishing, 2015.
- http://conlapelleappesaaunchiodo.blogspot.com
- http://www.naval-history.net
Комментарии к данной статье отключены.