Первый бой у норвежского порта Нарвик 10 апреля 1940 года завершился хотя и неполной, но всё же значимой победой 2-й британской флотилии эсминцев. Теперь противникам надо было определиться, что же делать дальше. О том, что они решили и как дальше развивались события, рассказывают наши коллеги с портала worldofwarships.ru.
Перед англичанами стояла задача полного уничтожения оставшихся немецких кораблей. Вечером 10 апреля вице-адмирал Уильям Дж. Уитворт получил из Лондона приказ немедленно атаковать Нарвик наличными силами в составе лёгкого крейсера Penelope и эсминцев. Также Адмиралтейство сообщило, что противник располагает двумя лёгкими крейсерами и как минимум шестью эсминцами, поэтому Уитворт решил отложить нападение до подхода подкреплений.
Перед оставшимися в Нарвике немецкими кораблями стояла намного более сложная задача — вернуться в Германию. Во второй половине дня 10 апреля фрегаттен-капитан Эрих Бей, заменивший погибшего Фридриха Бонте, собрал на флагманском Z9 командиров эсминцев, чтобы обсудить план дальнейших действий. На совещании было принято решение о немедленном прорыве боеготовых кораблей. На этом же настаивало и командование кригсмарине. Бей отдал приказ о подготовке к выходу в море.
Незамедлительно это могли сделать только два корабля: Z9 Wolfgang Zenker и Z12 Erich Giese. Эсминцы пришвартовались к борту полузатопленного Jan Wellem и начали заправку. На остальных кораблях приступили к срочному ремонту.
В 19:40 Эрих Бей двумя эсминцами вышел из Нарвика в Уфут-фьорд и взял курс на запад. В 21:05 они прошли Барё, и тут на горизонте появились силуэты британских кораблей, опознанных как крейсер и эсминцы. Видя превосходство противника, Бей отказался от прорыва, поставил дымовую завесу и лёг на обратный курс.
Утром 11 апреля на немецких кораблях продолжились ремонт и дозаправка. К полудню в распоряжении Бея было уже четыре боеготовых эсминца: к Z9 присоединились Z13 Erich Koellner, Z18 Hans Lüdemann и Z19 Hermann Künne. Z12 выбыл из строя из-за аварии в машине. Однако фрегаттен-капитан Бей медлил: шансы прорваться через превосходящие британские силы был минимальным. Scharnhorst и Gneisenau, которые должны были прикрыть нарвикскую группу на обратном пути, после боя 9 апреля с линейным кораблём Renown ушли куда-то на север и хранили радиомолчание.
На планы сторон также повлияли сложнейшие навигационные условия норвежских фьордов. Незадолго до полуночи 11 апреля получил повреждения Z13, распоровший дно на камнях в Балланген-фьорде: были затоплены два котельных отделения, а четыре из шести котлов вышли из строя. Спустя несколько минут Z9 коснулся винтами грунта и погнул лопасти. Британцам тоже не повезло: ночью 11 апреля Penelope распорол днище о скалы, и ему пришлось уйти в метрополию на ремонт.
Утром 12 апреля Бей решил отказаться от прорыва и начал готовиться к обороне, чтобы продать себя подороже. Топливо с Z13 было передано на другие эсминцы, оставив повреждённому кораблю необходимый минимум. Его решили поставить на якорь у Торстадта и использовать в качестве плавбатареи. Стоявший у пирса сильно повреждённый Z17 Diether von Roeder, у которого действовали оба носовых орудия, развернули к выходу из гавани. На остальных кораблях продолжилась подготовка к бою.
К полудню 12 апреля в район Лофотенских островов пришли главные силы флота метрополии под командованием адмирала Чарльза Форбса, в составе которых был и авианосец Furious. Вечером того же дня Форбс отдал приказ об атаке Нарвика днём 13 апреля. Уитворт перенёс флаг на линкор Warspite. Ему подчинили девять эсминцев. Вечером 12 апреля на Нарвик совершили налёт самолёты с Furious. Из-за плохой видимости только девять машин вышли на цель, однако они смогли довольно точно отбомбиться. Z13 получил одно прямое попадание, попутно были потоплены три норвежских сторожевика, захваченных немцами.
В ночь для несения дозора в Уфут-фьорд был направлен Z18. Бей предположил, что противник атакует, вероятнее всего, во второй половине дня 13 апреля, поэтому утром повреждённый Z13 малым ходом в сопровождении Z19, который должен был сменить в дозоре Z18, вышел из Нарвика, чтобы успеть занять позицию у Торстадта.
Около полудня 13 апреля отряд вице-адмирала Уильяма Уитворта вошёл в Вест-фьорд. Британские корабли шли развёрнутым строем: Cossack, Kimberley и Forester — вдоль северного берега фьорда, Bedouin, Punjabi и Eskimo — вдоль южного, а за ними под тралами шли Icarus, Hero и Foxhound, расчищая дорогу для Warspite. По меткому выражению командира Hero, коммандера Хиллали У. Биггса, боевой порядок британского отряда походил на охотника, впереди которого несётся свора гончих. С катапульты Warspite в воздух поднялся разведывательный самолёт. В 12:03 он обнаружил Z19, а в 12:10 — ковыляющего на позицию Z13. Позже разведчик провёл осмотр Нарвика и его окрестностей, у входа в гавань заметил Z18, а в Херьянгс-фьорде потопил подводную лодку U 64.
Z19 обнаружил британские корабли в 11:56. Спустя четверть часа англичане вошли в Уфут-фьорд. Эсминец дал по радио сигнал тревоги и отошёл под прикрытием дымовой завесы. Z13, так и не успевший дойти до Торстадта, развернулся на юг и пошёл к Дьепвику. В условиях плохой видимости британцы смогли установить визуальный контакт с Z19 только в 12:28. Через две минуты Bedouin и Cossack открыли огонь с предельной дистанции, однако вскоре прекратили его, так как не видели падений своих снарядов.
Z13 удалось добраться до Дьепвика, где он стал под берегом. На беду немцев, там его заметил возвращавшийся самолёт с Warspite. Bedouin, Punjabi и Eskimo, предупреждённые о противнике, заранее развернули на юг орудия и торпедные аппараты. В 13:09 противники открыли огонь с дистанции в 18 кабельтовых. Расстрел продолжался около 10 минут: носовая часть Z13 была разрушена, на борту полыхали пожары. Командир эсминца фрегаттен-капитан Альфред Шульце-Хинрихс дал команду оставить корабль. Подчинились не все: расчёт одного 127-мм орудия продолжал бой. Тогда Warspite открыл огонь главным калибром. Хватило шести залпов, чтобы окончательно превратить эсминец в плавучую развалину. Экипаж потерял 31 человека убитыми и 39 ранеными. Высадившихся на берег немцев взяли в плен норвежцы.
В 12:15 Эрих Бей на Z9 вышел в Уфут-фьорд на последний бой. За ним следовали Z11 и Z18, а там к ним присоединился Z19. Z2 и Z12 ещё оставались в гавани: они должны были быть готовы к выходу к 13:00.
В замкнутом пространстве Уфут-фьорда противники сошлись практически врукопашную. Интенсивно маневрируя, эсминцы прятались в снежных зарядах и дымзавесах, обменивались торпедными залпами и вели плотный артиллерийский огонь. Точность стрельбы была очень низкой из-за плохой видимости. Cossack получил повреждения корпуса от нескольких близких разрывов. Серьёзно пострадал Bedouin, получивший несколько попаданий в носовую часть: ему снесло 120-мм установку и изуродовало надводный борт. Z9 смог дать торпедный залп по Warspite, но промахнулся. Британский линкор шёл 10-узловым ходом позади «своры гончих», ведя редкий огонь главным калибром. В самый разгар боя свою лепту внесли палубные самолёты с Furious, атаковавшие немецкие эсминцы. Попаданий не было, а зенитчики Z11 и Z12 сбили две машины.
К 14:00 Z9, Z11, Z18 и Z19 исчерпали практически весь артиллерийский боезапас и вместе с присоединившимся к ним Z2 были оттеснены от входа в гавань Нарвика. Эрих Бей отдал приказ отходить в Румбакс-фьорд. Z2 поставил дымзавесу, прикрыв выходившие из боя эсминцы. Z9 и Z11, у которых не осталось ни снарядов, ни торпед, отошли в дальнюю часть фьорда. Началась подготовка к их взрыву. У Z2 и Z18 в аппаратах осталось ещё несколько торпед, и они заняли выгодную позицию напротив прохода Стрёмснес — наиболее узкой части Румбакс-фьорда.
Сигнальщики на Z19 пропустили сигнал флагмана к отступлению. Командир эсминца корветтен-капитан Фридрих Коте самостоятельно решил отойти в Херьянгс-фьорд, выброситься на берег, покинуть и взорвать корабль. Эсминец не имел ни повреждений, ни потерь в личном составе, но его погреба и торпедные аппараты были пусты. Команда сошла на берег. Кингстоны были открыты, а глубинные бомбы — подготовлены к взрыву. Однако Z19 не остался незамеченным британцами: Eskimo пошёл вслед за ним и в 14:13 с дистанции в 25 кабельтовых выпустил в него торпеду. Мощный взрыв переломил немецкий эсминец пополам.
Примерно в 13:50, когда Бей с четырьмя эсминцами начал отходить в Румбакс-фьорд, Z12 сумел наконец дать ход. Его командира корветтен-капитана Карла Шмидта мучила дилемма: выйти на смертельный бой с превосходящим противником или остаться на месте, спасти экипаж и затопить корабль. К чести Шмидта, он решил принять бой. На выходе из гавани Нарвика левая машина Z12 остановилась, задержав эсминец на месте примерно на четверть часа. В это время с дистанции в 30 кабельтовых по немецким кораблям открыли огонь Bedouin и Punjabi. Немецкие артиллеристы ответили. Дистанция боя быстро сократилась до 15 кабельтовых. Punjabi получил несколько попаданий, и это вынудило британцев отойти. Z17 получил два попадания, а Z12 повреждений не имел.
Наконец, в 14:05 Z12 вышел на простор Уфут-фьорда, но только затем, чтобы оказаться под ураганным огнём Warspite. Эсминец дал торпедный залп по линкору и открыл артиллерийский огонь. Когда закончились снаряды, Шмидт приказал покинуть горящий корабль, оставив его дрейфовать посреди фьорда. Англичане продолжали стрелять и, прежде чем Z12 затонул, превратили его в развалину.
К 14:00 бой фактически закончился. Британцам оставалось только добить поверженного врага. В начале третьего на Warspite был передан сигнал, достойный эпохи парусного флота:
«Враг должен быть уничтожен немедленно. Идите на таран, берите на абордаж, если это необходимо».
Британские эсминцы начали осматривать фьорды, заливы и бухты в поисках противника. В 14:15 Cossack, поддерживаемый артиллерией Warspite, воровался в гавань Нарвика, где его метким огнём встретил Z17, у которого снарядов оставалось только на пять залпов. В ходе короткой кинжальной перестрелки Cossack получил четыре попадания, которые вывели из строя рулевой привод и машины. Потери составили девять человек убитыми и ранеными. Лишившийся управления британский корабль в 14:22 выскочил носовой частью на мель у Анкенеса. В помощь себе командир Cossack вызвал Kimberley, но у того тоже был повреждён рулевой привод. Адмирал Уитворт приказал Foxhound зайти в гавань, чтобы взять на абордаж Z17 и оказать помощь Cossack. Foxhound не дошёл до немецкого эсминца полкабельтова, когда в 15:20 на том сработали подрывные снаряды.
Не осмотренным британцами оставался только Румбакс-фьорд. В него устремились Icarus, Forester, Hero и Bedouin, ведомые Eskimo. Командир последнего, только что потопивший Z19, жаждал новой добычи. Всё шло хорошо, пока Eskimo не подошёл к Стрёмснесу, где фьорд сужался до одного кабельтова. В этом месте Z2 и Z18 приняли свой последний бой. Оба эсминца выпустили торпеды в англичанина. Несмотря на пистолетную дистанцию, Z18 промахнулся. Зато выпущенная Z2 торпеда в 14:45 поразила Eskimo. Взрывом оторвало всю носовую оконечность до второго орудия, корабль потерял ход. Подоспевшие на помощь британские эсминцы открыли по Z2 ураганный огонь из всего вооружения, от главного калибра до зенитных пулемётов. Немец отвечал редкими залпами. К 15:00 его погреба опустели, и командир Z2 корветтен-капитан Макс-Экарт Вольф выбросил смертельно повреждённый эсминец на мель. Корабль разломился на две части.
Мужественное сопротивление Z2 задержало британцев и дало время Z18 отойти вглубь Румбакс-фьорда, где он присоединился к Z9 и Z11. Погреба их были пусты, как и торпедные аппараты — немецким морякам не оставалось ничего другого, кроме как взорвать свои эсминцы.
Наученные горьким опытом англичане осторожно двигались к верховьям Румбакса. Там они обнаружили три взорванных немецких эсминца. Z9 и Z11 уже затонули, и досмотровую партию удалось высадить только на Z18. Англичане подняли над ним «Юнион Джек» и покинули корабль. Последнюю точку в его судьбе поставила торпеда, выпущенная с Hero. Бой завершился.
Вице-адмирал Уитворт приказал своим кораблям собраться в Вест-фьорде. У Нарвика остались Kimberley и подошедший Ivanhoe, которые должны были прикрыть повреждённый Cossack. Вечером Ivanhoe подобрал с берега у Баллангена спасшихся с Hardy и моряков с потопленных в гавани британских торговых судов — всего около 50 человек. К тому времени Cossack завершил временный ремонт повреждений, но с мели смог сняться только на следующее утро с приливом. Корабль ушёл в ремонт своим ходом.
Так закончилась Нарвикская эпопея британских моряков. Для немцев же всё только начиналось. Из экипажей погибших эсминцев был сформирован отряд морской пехоты численностью 2600 человек, успешно воевавший вместе с егерями 3-й горной дивизии генерала Дитля против высадившихся в этом районе союзных войск. Корабельные механики тоже не остались без работы: вместе с сапёрами они восстанавливали порт Нарвика, ремонтировали транспорт, подвижной состав и вооружение.
Сражения у Нарвика наглядно продемонстрировали, насколько разнообразны задачи эсминцев в современном динамичном морском бою, когда залогом успеха может стать даже эффективное использование погодных условий. Несмотря на то, что высадка союзников в Норвегии в 1940 году в общем завершилась неудачей, эти события показали, что Великобритания всё ещё остаётся «Владычицей морей».
Комментарии к данной статье отключены.