Пространство, на котором разворачивались события Северных крестовых походов, охватывает главным образом территорию современных балтийских стран и прилегающих регионов: Карелии, бывшей Восточной Пруссии и Псковской области. Климатические условия диктовали сроки проведения военных операций. Только на умеренно холодную и малоснежную зиму, когда замерзали болота и реки, а снежные бури не преграждали путь, или на засушливое лето можно было планировать боевые действия. В пасмурной дождливой Прибалтике выбрать подходящий момент было не так и просто. Это обстоятельство и определило тактику войны: короткие набеги, серия атак и контратак на широком фронте в ограниченный промежуток времени. Небольшие мобильные отряды наносили противнику ущерб, пока весенние разливы или осенняя распутица не преграждали пути отхода.
За два с лишним века число таких экспедиций достигло трёхсот. Большие битвы происходили нечасто, зато бывали судьбоносными. Тактика взаимных набегов определила и методы обороны. Цепь многочисленных замков, способных мгновенно реагировать на вторжение неприятеля и служить убежищем для местного населения, сформировала культурный ландшафт Пруссии и Ливонии. Замки неизбежно сами становились объектом нападения. Соответственно, осады превратились во второй важный элемент борьбы.
Язычники, схизматики, вероотступники
После крещения в X веке Руси и Польши в балтийском регионе оставался внушительный языческий анклав. Он и стал главным объектом немецкой колонизации и христианизации посредством крестовых походов. Здесь проживали племена, принадлежавшие к трём различным языковым семьям: славянской, балтийской и финно-угорской. Понятно, что чем ближе к немецкому центру проживали народности, тем большему давлению они подвергались и тем быстрее входили в орбиту «католического мира». Единственным исключением стали литовцы, которые не только смогли противостоять напору тевтонцев, но и создали собственное государство, достигшее расцвета в XV веке при великом князе Витовте. Другие родственные литовцам племена — пруссы, галинды, ятвяги, курши, земгалы, селоны, латгалы и жмудь — были уничтожены или ассимилированы в результате крещения огнём и мечом. Полабские союзы славян — лужичи, лютичи и ободриты — в течение трёх веков вели упорную борьбу с немецкими армиями, но бо́льшая часть этой борьбы приходилась на время до начала крестовых походов. Когда в 1147 году был предпринят Вендский крестовый поход, который, к слову, славянам удалось отразить, они уже частично были христианизированы. В 1168 году, после взятия знаменитого языческого храма Аркона на острове Рюген, процесс был завершён — по крайней мере, официально. Финно-угорские племена (сумь, емь, чудь, водь, ливы, карела, ижора и другие) были наименее развитыми, и их сопротивление миссионерам-захватчикам было хуже организованно и заметно слабее.
Другой мишенью крестоносцев стали православные христиане — схизматики, как их называли в Риме. Раскол церквей произошёл в середине XI века и особенно обострился в начале XIII века, когда был взят Константинополь (1204). По церковным канонам вина схизматиков была выше, чем язычников, потому как последние не ведали Христа, а схизматики в своей гордыне напутали с символом веры и презрели власть папы — наместника Бога на земле. Этот аргумент нередко применялся, чтобы обосновать справедливость войны и придать ей статус священной. Главными схизматиками являлись русские в Новгородской и Псковской землях, против которых неоднократно предпринимались экспедиции — в целом безрезультатные.
Третьей категорией попадавших под карающую длань католической церкви были притворные христиане и вероотступники. Их наказание объяснялось обманом истинно верующих в первом случае и предательством веры во втором. И то, и другое считалось смертным грехом и могло быть искуплено через гнев Божий. Когда в конце XIV века (1387) крестилась Литва и из рук Немецкого ордена было выбито главное оправдание их агрессивной политики, крестоносцы продолжали выискивать любые поводы, дабы опровергнуть крещение как истинное, цеплялись за любой предлог, чтобы обвинить Литву в вероотступничестве и не прекращать своих завоеваний. Конечно, поводы были. Например, уже упоминавшийся князь Витовт крестился пять раз, в зависимости от политической конъюнктуры совершая католический или православный обряд либо возвращаясь к язычеству.
Крестоносцы
Две главные линии крестоносцев Северных походов — это скандинавы (шведы и датчане) и немцы (преимущественно рыцарские ордены). Деятельность скандинавских крестоносцев в основном концентрировалась на территории современной Эстонии и на обоих берегах Финского залива. Рыцари контролировались королевской властью и действовали в её интересах. Период шведских крестовых походов охватывал 1155–1348 годы, датских — 1147–1346 годы.
Немцы заходили с двух сторон: с устья Западной Двины (Даугавы) с опорой на Ригу (1198) и от Вислы через Пруссию (1217). Первоначально это были два независимых движения, однако с утверждением в 1230 году в этих краях Тевтонского (Немецкого) ордена крестоносцы Ливонии вошли в их подчинение с сохранением определённой автономности (1237). Сам Немецкий орден находился под покровительством папы, но был фактически независим. Стратегической проблемой, которую немцы так и не смогли полностью решить, был жемайтский выступ, рассекавший владения крестоносцев на две части. Тем не менее Тевтонский орден создал в Пруссии очень крепкое государство, а онемечивание Прибалтики (остзейские немцы) имело долгосрочные культурные и политические последствия.
Три ордена
Зарождение крестовых походов в Ливонии и Пруссии проходило по общей схеме. Следом за купцами, скупавшими меха, древесину и янтарь, к местным племенам прибывали с проповедью миссионеры нищенствующих орденов — как августианцы в Ливонию (1186) или цистерцианцы в Пруссию (1215). После ряда эксцессов для обеспечения работы миссии требовалась вооружённая сила, что во времена папы Иннокентия III означало крестовый поход. В Ливонии и Пруссии крестовыми походами дело не ограничилось. Для закрепления результатов проповеди были созданы военные ордена — Ливонский и Добринский соответственно. В 1237–1240 годах первенство на обоих направлениях перешло к Тевтонскому ордену. Параллельно шло становление епископальной церковной иерархии, что закрепляло завоевание. Учреждение диоцеза в какой-либо местности означало, что земля находится под покровительством церкви, а значит, нуждается в её защите.
Ливонский орден (Орден братьев воинства Христова в Ливонии) был образован в 1202 году из участников Ливонского крестового похода двухлетней давности для защиты епископского замка в Риге. В 1204 году орден был утверждён папой, принял устав тамплиеров и выбрал в качестве облачения белый плащ с изображением меча, увенчанного крестом. Отсюда их распространённое наименование — меченосцы. Орден признавал высшую власть рижского епископа в Ливонии. Постепенно меченосцам удалось закрепиться на собственных землях в Курляндии и Земгалии (1235), но вторжение в Литву, завершившееся разгромом при Сауле 22 сентября 1236 года, настолько ослабило орден, что меченосцы утратили самостоятельность и слились с тевтонскими рыцарями.
Добринский орден (Орден воинов христовых из Пруссии) был образован около 1225 года польским герцогом Конрадом Мазовецким по образцу испанского ордена Калатравы. Его задачей была защита Польши от прусских набегов. Для этих целей герцог передал рыцарям город Добрин (отсюда и общеупотребительное название ордена), вскоре заселённый немецкими колонистами. Судя по сообщениям летописцев, орден был не слишком эффективен, и поэтому герцог обратился за помощью к тевтонцам. К 1235 году часть Добринского ордена была поглощена тевтонцами, а другую часть, не признавшую поглощение, разбил русский князь Даниил Галицкий в 1238 году.
Тевтонский орден (Рыцарский орден госпиталя святой Марии дома немцев), основанный в 1190 году в Акре немецкими участниками Третьего крестового похода, ко времени приглашения в Пруссию уже два десятка лет действовал в Венгрии. 7 мая 1211 года венгерский король Андрей II уступил тевтонцам пограничную зону Бурценланд с условием оборонять её от набегов половцев. Рыцари действовали деловито: они призвали немецких колонистов в Кронштадт (ныне Брашов в Румынии), начали строительство крепостей, а также попросили папу Гонория III вывести Бурценланд из-под юрисдикции трансильванского епископа и напрямую подчинить Риму. Такое хозяйничанье пришлось не по душе венгерскому королю, и в 1225 году он выгнал тевтонцев со своих земель.
Вскоре Конрад Мазовецкий предложил им в дар город Кульм и попросил защитить Мазовию от нападений прусских язычников. Папа Григорий IX издал 12 сентября 1230 года буллу, в которой разрешал тевтонским рыцарям селиться в Пруссии, чтобы вести миссионерскую деятельность среди местного населения. Крестоносцы рьяно принялись за работу.
Preussenreisen
Силы крестоносцев не были ограничены ресурсами одних рыцарских орденов. Важную роль играли горожане (бюргеры) Риги и Любека, польские контингенты и наёмные отряды. Примечательной особенностью северных крестовых походов в XIV веке стали так называемые «рейзы» — прусские или литовские «путешествия» европейской знати. После падения Акры в 1291 году и вплоть до битвы при Грюнвальде (1410) «рейзы» стали частью завершения рыцарского воспитания, вопросом престижа, возможностью для молодёжи постажироваться во имя Божье в дальних странах. «Рейзы», как правило, длились одну кампанию (зимнюю или летнюю) и привлекали крестоносцев со всей Европы. Преобладали в них немцы, но было много англичан, голландцев, французов, встречались итальянцы, испанцы, шотландцы и датчане.
На орденских пирах он восседал
Вверху стола, был гостем в замках прусских,
Ходил он на Литву, ходил на русских…
Чосер «Кентерберийские рассказы»
Таким образом, «рейзы» воспринимались в Европе как живая связь с крестоносной традицией и важный элемент рыцарского посвящения. Одновременно они были серьёзной подпиткой для военных предприятий Тевтонского ордена.
Крестовые походы в Финляндию и Ливонию
Крестовые походы в Финляндию начались в 1155 году под предводительством короля Эрика Святого и длились до конца XIII века. Шведам удалось покорить и христианизировать финские племена, но встреча с русскими обозначила предел их миссии. В течение ста лет от знаменитой Невской битвы 15 июля 1240 года до крестового похода короля Магнуса Эрикссона в 1348 году они не оставляли попыток обратить в латинскую веру «схизматиков» — правда, всегда безуспешно.
Гораздо большие последствия имели Ливонские крестовые походы, начавшиеся в 1198 году. Обладая метательными орудиями и арбалетами, опытом возведения мощных фортификаций и рыцарской конницей, немногочисленные датчане и немцы достаточно легко сломили сопротивление ливонских племён в битвах при Трейдене (1211) и Феллине (1217). Крестоносцы нуждались в подкреплениях, вспомогательных отрядах и работниках-каменщиках, поэтому сами стали источником распространения передового военного опыта среди покорённых народностей. Уже через поколение, в 1220-х годах, поднявшие восстание эзелийцы применяли собственные осадные машины. Хотя курши, эзелийцы и земгалы время от времени поднимали восстания, особенно в 1260-х годах, эти выступления не добивались успеха и подавлялись с бесчеловечной жестокостью. К 1290 году сопротивление коренного населения фактически прекратилось.
Войны с пруссами
Миссионерская активность латинян в Пруссии началась после издания 26 октября 1206 года папской буллы и вызвала неизбежную языческую реакцию. В 1224 году пруссы, находившиеся в XIII столетии под сильным влиянием жрецов, перешли Вислу и сожгли несколько католических монастырей. В ответ Конрад Мазовецкий основал Добринский орден, а затем пригласил тевтонцев. Наметим основную канву событий полувековой схватки тевтонцев и пруссов.
В 1233 году рыцари одержали верх в битве при Сиргуне, заложили замки в стратегических пунктах Помезании (замок Эльбинг, 1237) и Натангии (замок Бальгу, 1239), а также вытеснили пруссов с правобережья реки Нагаты. В 1240 году в результате всеобщего восстания пруссы очистили свою землю от крестоносцев — за исключением пяти замков. Призывы пруссов-христиан на Леонском соборе 1245 года остановить «тевтонскую ярость» не были услышаны. К 1249 году в результате нового большого наступления крестоносцы принудили пруссов к тяжёлому Христбургскому миру, но тут же столкнулись с новым восстанием (1249–1254). В ответ Немецкий орден предпринял наступление на центр прусских владений — Самбию. Первый поход провалился после битвы у Гермавы (1253). Зато второй (1254), возглавляемый чешским королём Оттокаром II, принявшим крестоносный обет, завершился решительной победой. На месте прусского городища Твангсте по велению короля был заложен новый город — Кёнигсберг.
Третье, самое отчаянное, восстание пруссы подняли 20 сентября 1260 года под началом Геркуса Манто. Его спровоцировали известия о разгроме литовцами крестоносцев при Дурбе 13 июля 1260 года. В январе следующего года пруссы окружили внушительный отряд крестоносцев у Пакарве и принесли пленных в жертву своим богам. После этого они осадили, но не смогли взять Кёнигсберг. Огонь войны полыхал ещё десятилетие и закончился казнью прусского полководца Геркуса Манто у главного святилища пруссов Рамове в 1273 году.
Спорадические вспышки возникали до 1283 года. Восставшие так и не смогли решить проблему рыцарских замков на своей территории, существенно влиявших на ход кампаний, а также вопрос единства руководства: в критический момент некоторые вожди перебежали на сторону врага. Историки считают, что сама структура прусской конфедерации, где, в отличие от литовских язычников, не удалось разделить жреческую и княжескую власть, способствовала их поражению и последующему полному исчезновению.
Войны с Русью
Борьба крестоносцев с Русью — это в первую очередь борьба за Прибалтику. Долгое время регион находился в зависимости от древнерусских княжеств. К началу крестоносной экспансии эсты считались данниками Новгородской земли, а ливы — Полоцкого княжества.
Появление крестоносцев полностью изменило устоявшийся порядок вещей. В 1210 году новгородцы в ответ на агрессивное крещение латинянами язычников устроили набеги на эстов, чтобы обратить тех в православие. В 1216 и 1221 годах новгородцы и псковичи сражались против крестоносцев в Ливонии, но без большого успеха, в чём было виновато отсутствие координации. 15 августа 1224 года пал главный оплот восставших племён в Ливонии — крепость Юрьев (Дерпт), которую защищал русский гарнизон князя Вячко. В том же году новгородцы заключили мирный договор с меченосцами и рижским епископом о границе по реке Нарве, Чудскому и Псковскому озёрам.
Вскоре крестоносцы оказались вовлечены в разборки Новгорода и Пскова, когда псковичи, опасаясь нападения «старшего брата», заключили оборонительный союз с епископом дерптским. В 1236 году псковский отряд в 200 человек принял участие в крестовом походе против Литвы, который закончился катастрофой при Сауле (Шауляе).
Нашествие монголов, обескровившее Русь, стало временем усиления крестоносной угрозы. Эти события хорошо известны: Невская битва (15 июля 1240 года), падение Изборска и Пскова (15 сентября 1240 года), Ледовое побоище (5 апреля 1242 года). Призывы папы римского Иннокентия IV к Александру Невскому принять католичество остались без ответа.
В 1250-х годах шла локальная равная борьба по обеим берегам Нарвы. В следующем десятилетии, когда Ливония и Пруссия были охвачены восстанием, новгородцы несколько раз вторгались в Эстонию. 18 февраля 1268 года между русскими войсками и крестоносцами состоялась кровавая ничейная сеча на реке Кеголь (Раковорская битва). В мае 1269 года крестоносцы осаждали Псков, а в 1270 году новгородцы при поддержке татарского баскака готовили нападение на Ревель. Однако Ливонский орден запросил мира, и был восстановлен статус-кво 1224 года.
После 1270 года миссионерские усилия крестоносцев утратили первоначальную энергию, но конфликты, в основном приграничные, возникали с определённой регулярностью. Среди наиболее значимых событий отметим разрушение русскими ливонской крепости Оттенбург (1294), две атаки на Псков (1299 и 1323), утверждение шведов в устье Невы (крепость Ландскрона, 1300) и их изгнание новгородцами годом позже. В XV веке — война Новгорода с Ливонским Орденом 1443–1448 годов, подтвердившая прежние границы, и вторжение московского великого князя Ивана III в Ливонию (1469) в ответ на арест русских купцов в Дерпте. Последним актом крестоносного движения против Руси стали Ливонские войны XVI века, завершившиеся превращением теократического государства рыцарей в светское владение под защитой польской короны.
Войны с Литвой
То, что Русь смогла остановить крестоносный натиск, не так удивительно, учитывая многовековой опыт государственности, пространства и ресурсы, противостоявшие агрессии. Более поразительно твёрдое и эффективное сопротивление литовских язычников. Они не раз наносили крестоносцам чувствительные поражения и в итоге сломили их могущество. Языческая Литва не покорилась, как Ливония, не погибла, как Пруссия, не отбилась, как Русь, а вышла из борьбы с Тевтонским орденом намного более сильной, чем когда начинала её. Важнейшим преимуществом Литвы стало ослабление русских княжеств после монгольского нашествия. Постепенная интеграция с белорусскими и украинскими (в XIII и XIV веках соответственно) землями позволила литовцам приобрести главный источник пополнения военной силы и финансовых средств, увеличив свой потенциал чуть ли не в восемь раз.
Другим важным моментом стало ясное понимание и быстрое усвоение литовцами преимуществ немецких рыцарей и, как следствие, перенимание лучших образцов ведения войны. В XIV столетии литовцы вместо деревянных стали строить кирпичные и каменные замки, контролировавшие водные пути и перекрёстки дорог. Они успешно развивали оружейную промышленность, добывая мастеров отовсюду. В то же время литовцы брали на вооружение эффективные тактические приёмы, пришедшие из степи. Результаты многочисленных войн показывают, что литовские полководцы достигли высокого уровня военного искусства. Поэтому, невзирая на бесконечные атаки крестоносцев, литовцы смогли отстоять свою независимость перед лицом одной из лучших армий Европы.
Как уже говорилось, осады и набеги были господствующим типом боевых действий в Литве. Однако имели место и несколько крупных сражений:
- битва при Сауле (Шауляе) 22 сентября 1236 года: победа жемайтов под командованием Викинта над орденом меченосцев, гибель великого магистра Фольквина фон Наумбурга;
- битва при Дурбе (Дурбене) 13 июля 1260 года: победа жемайтов под командованием Тройната над объединёнными силами крестоносцев, гибель ливонского магистра Б. фон Горнгаузена и маршала Г. Ботеля;
- битва при Карусе (у Эзеля) 16 февраля 1270 года: победа литовцев под командованием Тройдена над ливонско-датскими войсками, гибель ливонского магистра Отто фон Лаутенберга;
- битва под Ашераденом 5 марта 1279 года: победа литовцев под командованием Тройдена над ливонско-датскими войсками, гибель ливонского магистра Эрнста фон Рассбурга;
- битва на реке Торейде 1 июня 1298 года: победа литовцев под командованием Витеня над меченосцами, гибель ливонского магистра Бруно;
- битва под Нойермюленом 28 июня 1298 года: решительная победа тевтонских рыцарей над литовцами, «погибли тысячи»;
- битва при Воплавках 7 апреля 1311 года: победа тевтонских рыцарей во главе с великим комтуром ордена Генрихом фон Плацке над литовской армией Витеня;
- битва на реке Окмень в 1331 году: победа литовской армии Гедимина над войсками Тевтонского ордена;
- битва на реке Стреве 2 февраля 1348 года: блестящая победа рыцарей под командованием великого магистра Тевтонского ордена Винриха фон Книпроде над литовской армией Ольгерда и Кейстута;
- битва при Рудау 18 февраля 1370 года: снова победа рыцарей под командованием великого магистра Тевтонского ордена Винриха фон Книпроде над литовской армией Ольгерда и Кейстута.
Таким образом, за 180 лет (1230–1410) между литовцами и крестоносцами произошло десять генеральных сражений, но все они меркнут перед одним, состоявшимся 15 июля 1410 года.
Грюнвальд
Великая война 1409–1411 годов стала поворотным пунктом в истории Северных крестовых походов. Сила крестоносцев была сломлена, и инициатива полностью перешла на польско-литовскую сторону. Истоки конфликта коренятся в событиях 1380-х годов, в избрании литовского князя Ягайло на польский престол (1386) и крещении Литвы (1387), а непосредственные причины происходят от польско-орденского договора 1404 года, когда в обмен на помощь ордена в войне с Московией ему была уступлена Жемайтия и гарантирован Псков.
В 1409 году стрелка весов качнулась в другую сторону. Был заключён мир с Русью, началось восстание в Жемайтии. Польша и Литва выступили против Ордена. Осенью ситуация обострилась до предела, начались приграничные стычки. 24 июня 1410 года было подписано краткосрочное перемирие «до заката Солнца». Оно отсрочило, но не устранило конфликт. Зиму и весну обе стороны готовились к решающей битве. Орден вступил в военный союз с венгерским и чешским королями, призвал рыцарей Европы встать на защиту крестоносного дела. Литовцы привлекли татар.
Польско-литовские силы имели численный перевес: до 40 000 человек против 25 000, поэтому был принят агрессивный наступательный план с задачей уничтожить вражескую армию. Местом сосредоточения войск стал Червинск, базой снабжения — Плоцк. Рыцари намеревались защищать территорию и выматывать противника в ожидании, пока венгры Сигизмунда Люксембургского нанесут удар по югу Польши. Перед самой войной крестоносцы получили нож в спину от своих братьев из Ливонии. Ландмейстер Ордена меченосцев Конрад фон Фитингоф заявил, что готов помочь тевтонцам, но не ранее августа. Надежда на Сигизмунда тоже оказалось мнимой: венгерский король ограничился демонстрациями на границе.
Война началась 30 июня 1410 года, когда войска Ягайло и Витовта двинулись к орденским границам. После череды манёвров армия Ордена преградила им путь на Мариенбург, и 15 июля произошла великая битва при Грюнвальде (Танненберге или Жальгирисе). Бой длился семь часов и закончился полным разгромом крестоносцев. В заупокойных службах ордена фигурирует цифра 18 000 погибших. Только самоотверженность нового гроссмейстера Генриха фон Плауэна и неприступность Мариенбурга спасли рыцарское государство от гибели.
По Торуньскому миру, заключённому 1 февраля 1411 года, Жемайтия возвращалась Литве, Добринская земля — Польше, а рыцари обязались возместить военные убытки другой стороне в размере 100 000 гривен. Хотя Немецкий орден смог восстановить свои силы, возвышение Польши было таково, что во второй половине XV века крестоносная Пруссия попала в вассальную зависимость от этой новой великой державы Европы. В 1525 году великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт фон Гогенцоллерн перешёл в протестантизм, и на месте прежнего оплота католичества возникло Прусское герцогство.
Главным итогом продлившихся 200 с лишним лет Северных походов стало уничтожение последнего очага язычества в Европе, христианизация Балтийского региона и Финляндии. Масштабная немецкая колонизация наложила свой неизгладимый отпечаток на этот край и вовлекла его в общеевропейскую мир-систему. Ближайшим результатом стал подъём Ганзы и балтийской торговли, отдалённым — образование Прусского королевства и Германской империи.
Литература:
- Бокман, Х. Немецкий орден. — М., 2004.
- Демурже, А. Рыцари Христа. Военно-монашеские ордена в средние века. — СПб, 2008.
- Кулаков, В.И. История Пруссии до 1283 года — М., 2003. — (Prussia Antiqua. Т. 1)
- Матузова, В.И., Назарова, Е.Л. Крестоносцы и Русь. Конец XII в. — 1270 г. — М., 2002.
- Машке, Э. Немецкий орден. — СПб, 2003.
- Christiansen, E. The Northern Crusades. The Baltic and the Catholic Frontier 1100–1525. — Macmillan, 1980.
- Kuczyński, S.M. Wielka Wojna z Zakonem Krzyżackim w latach 1409–1411. — Warszawa, 1987.
- Paravicini, W. Preussenreisen des Europäischen Adels. — T. 1–2. — ed. 1989–1995.
- Urban, W. The Baltic Crusade. Lithuanian RSC. — Chicago, 1994.
Комментарии к данной статье отключены.