Римляне изначально заимствовали оружие и доспехи у своих ближайших соседей — этрусков и греческих колонистов, живших на южном побережье Италии. Но к I веку н.э. доспех римского легионера уже мало походил на греческий. Лорика сегментата, сделанная из полос прочного железа, обеспечивала лучшую защиту, чем «анатомическая» греческая кираса, к тому же её производство обходилось существенно дешевле. Так называемый «имперский шлем» полусферической формы также не был похож на греческий. Однако при этом римляне сохранили приверженность к гребням на шлемах.

На шлемах рядовых легионеров было крепление для такого гребня, хоть сам гребень крепился редко. Точно так же, как у античных греков, поперечный гребень у римлян отличал командиров, и они обязаны были всегда носить его. Кроме того, центуриона отличали поножи, которых не было у обычного легионера, а также плащ из ткани, выкрашенной в алый цвет. Не заметить его было попросту невозможно, даже в разгар ожесточённого сражения.

Отличать командиров отрядов от рядовых было важно не только легионерам, но и командующим более высоких рангов — трибунам и легатам. Во время рукопашной схватки им было важно знать, где находится каждый центурион, жив ли он и сохраняется ли управление войсками. Алый плащ давал возможность видеть его владельца издалека, но в бою плащ мог быть заляпан грязью, враги могли сорвать его с плеч хозяина или просто заслонить щитами. В то же время гребень всегда возвышался над шлемами легионеров, а по его поперечному расположению можно было отличить центуриона от рядовых.

Именно по этой причине, как бы ни менялась с течением времени конструкция шлема римского легионера, на нём всегда сохранялось крепление для гребня, и на шлеме центуриона гребень всегда располагался поперечно. Эта традиция сохранялась вплоть до самого конца Западной Римской империи.