В воспоминаниях советских и союзных им лётчиков, встречавшихся с Fw 190, самолёт получил диаметрально противоположные характеристики — от «самый страшный противник» до «тяжёлый и не слишком манёвренный». Разумеется, многое зависело от того, в каких обстоятельствах проходили эти встречи и к какому роду авиации относились «Фокке-Вульфы». Сейчас мы остановимся на истребительной авиации советско-германского фронта и внешнем виде её Fw 190 модификации A, она же «Антон» в соответствии с немецким фонетическим алфавитом.
Немецкая авиастроительная фирма «Фокке-Вульф» традиционно присваивала своим проектам «птичьи» имена. Новый истребитель с министерским индексом «190» не стал исключением, получив название «Вюргер» (Würger) в честь небольшой хищной птички, по-русски именуемой сорокопутом, а в немецком и научно-латинском вариантах известной как «душитель», «потрошитель» и «приносящий в жертву», благодаря своим милым повадкам накалывать добычу на шипы растений и разрывать её на части.
Этот проект разрабатывался с 1938 года как прямой конкурент будущих модификаций уже состоявшего на вооружении «Мессершмитта» Bf 109. Благодаря значительному росту мощности перспективных двигателей уже не было насущной необходимости в пользу большей скорости жертвовать остальными качествами, поэтому конструкторы с самого начала уделили много внимания манёвренности и управляемости машины, снижению нагрузок на ручку управления, хорошему обзору из кабины, повышению прочности и защищённости конструкции, а также общему улучшению эксплуатационных характеристик, создав в итоге самолёт-солдат, настоящую рабочую лошадь войны.
Из числа «врождённых» конкурентных преимуществ Fw 190 перед Bf 109 можно назвать лучшую прочность конструкции, более широкую колею колёс, сохранение хорошей управляемости на высоких скоростях и каплевидный фонарь кабины с минимумом переплёта, один из первых в истории самолётов-истребителей.
Во время испытаний и доработок машин предсерийной партии A-0 истребитель получил дополнительный «плюс» в виде шести точек стрелкового вооружения, ставших стандартом для серийных истребителей модификации Fw 190A. Правда, поначалу преимущество это было лишь потенциальным, потому что на части экземпляров серии Fw 190A-1 крыльевые пушки MG FF не ставили, а без них вооружение сокращалось до заведомо неадекватного по тем временам квартета синхронных пулемётов винтовочного калибра — двух в носу и двух в корневой части плоскостей крыла.
Огневое преимущество 190-го стало безусловным с модели Fw 190A-2, когда крыльевую пару MG 17 заменили пушками MG 151/20, после чего даже с облегчённым вооружением Fw 190 превзошёл как своего современника Bf 109F, так и более позднего Bf 109G в базовой «трёхточечной» модификации. Полный комплект оружия делал мощь огня «Вюргера» просто подавляющей. Хотя и тут без «ложки дёгтя», как обычно, не обошлось: наличие двух типов пушек с разной баллистикой не лучшим образом сказывалось на кучности стрельбы. Из-за этого некоторые лётчики и их командиры предпочитали снимать внешнюю пару пушек, разменивая оружие, в эффективности которого они сомневались, на некоторое улучшение манёвренности и скороподъёмности истребителя. Сокращённый вариант стрелкового вооружения также использовался на подавляющем большинстве ударных субмодификаций Fw 190A.
Во втором квартале 1941 года Fw 190A-0 не без проблем, но всё же прошли войсковые испытания, а в середине лета только начавшие выходить с завода истребители модели Fw 190A-1 стали поступать в строевые части, «державшие фронт» на берегу Ла-Манша, где быстро продемонстрировали своё превосходство над современными им истребителями противника.
До конца года перевооружение на новый тип завершили все три истребительные группы эскадры JG 26, но о других театрах командование люфтваффе тоже не забывало. В октябре несколько Fw 190 появились на аэродроме II./JG 54 в северо-западном секторе советско-германского фронта. Однако до участия в боевых вылетах их тогда так и не допустили, потому что ненадёжные и постоянно перегревающиеся вплоть до пожаров в отсеке вооружения двигатели, с которыми худо-бедно удавалось справляться на хорошо технически оснащённых «капитальных» авиабазах Западной Европы, оказались сущим кошмаром в полевых условиях. Поэтому уже в ноябре самолёты вернули обратно.
По иронии судьбы буквально через пару недель после этого технический персонал JG 26 сумел разработать несложную модификацию, разом снимавшую большую часть проблем с надёжностью силовой установки. Но тогда «поезд уже ушёл», а приоритет в последующих поставках оставался за Западным фронтом, где к июлю 1942 года на Fw 190 летали уже девять истребительных групп. Десятая находилась в процессе перевооружения и относилась к норвежской группировке люфтваффе — точнее, к той её части, что действовала против Англии. Месяцем позже дело дошло до перевооружения второй из «западно-норвежских» истребительных групп и первой из «русских».
«Мёльдерсы»
10 августа I группу эскадры JG 51 отозвали на тыловую базу эскадры в Езау (Восточная Пруссия), где она взамен своих старых «Мессершмиттов» Bf 109F-2 получила комплект новеньких Fw 190 моделей A-2 и A-3 (последняя выпускалась параллельно с «двойкой» и представляла собой тот же планер, но с другой модификацией двигателя несколько большей мощности).
По выходу с завода эти самолёты несли стандартный серый истребительный камуфляж 1941 года из тёмного с зеленоватым отливом RLM 74 Dunkelgrau и более светлого с фиолетовым RLM 75 Mittelgrau на верхних и боковых поверхностях при светло-серых RLM 76 Lichtblau нижних. По мнению ряда авиационных командиров, для действий над территорией СССР оптимальной была более тёмная окраска зелёных оттенков.
В практику эту идею воплотила эскадра JG 54, ещё летом-осенью 1941 года вернувшаяся к зелёно/зелёному камуфляжу, аналогичному окраске 1939 года, к тому времени оставшейся стандартом только для бомбардировочной авиации, только с современной «истребительной» RLM 76 на нижних поверхностях. JG 51 ни тогда, ни позже не считала нужным использовать такой камуфляж на своих «Мессершмиттах», зато Fw 190 в 1942–1943 гг. исправно перекрашивала.
В зависимости от того, какие краски были доступны исполнителям в данный конкретный момент, могли использовать либо стандартную пару из RLM 70 Schwarzgrün (более тёмный оттенок) и RLM 71 Dunkelgrün (более светлый), либо только одну из этих красок (обычно RLM 71) и самостоятельно намешанный второй зелёный цвет (обычно более светлый). Нижние поверхности оставались без изменений.
Самолёты также получали стандартные жёлтые элементы быстрого опознавания Восточного фронта и (только на левом борту) эмблемы эскадры на капоте и группы под козырьком кабины. Впрочем, уже зимой 1942–1943 гг. эмблемы накрашивать перестали.
Приём и сдача техники, отдых и переучивание персонала заняли ровно месяц, после чего группа вернулась к боевой работе. В последних числах сентября её лётчики открыли боевой счёт Fw 190 на Восточном фронте.
7 октября настала очередь II группы ехать в Езау. Там она тоже сменила Bf 109F на комплект Fw 190A-2 и A-3, но лишь для того, чтобы в первых числах ноября провести новое перевооружение — на этот раз на Bf 109G-2 в тропическом исполнении. Уже на них группа отправилась в дальний перелёт на только что открывшийся Тунисский фронт, оставив на месте один из своих отрядов.
6./JG 51 командование решило всё же вооружить «Фокке-Вульфами» и вернуть на Восточный фронт в качестве специализированного истребительно-бомбардировочного подразделения эскадры, так что 26 ноября эскадрилью переименовали в Stabsstaffel/JG 51. Несмотря на такое название, к собственно штабу и штабному звену эскадры прямого отношения она не имела. Впрочем, рассказ о частях и подразделениях ударных Fw 190 выходит за рамки данной статьи.
Лётчики III группы проходили переучивание в Езау с 12 ноября по 17 декабря, но полного комплекта самолётов для них тогда не нашлось, поэтому часть завершила перевооружение с Bf 109F на Fw 190A уже в ходе январских боёв.
Вскоре после нового года начала перевооружение и IV группа, занимавшаяся этим «без отрыва от производства». Из-за этого процесс занял почти два месяца, но зато лётчики IV./JG 51 первыми в эскадре получили самолёты более поздней модели Fw 190A-4, в марте дополненные Fw 190A-5.
От предшественников «четвёрку» отличало наличие более современной радиостанции, внешне отразившееся в появлении маленькой радиомачты на верхушке киля, а начиная с «пятёрки» немного удлинили мотораму, улучшив тем самым балансировку самолёта при полёте с бомбой или бензобаком на подфюзеляжном держателе, но в плане ведения воздушного боя улучшений по сравнению с Fw 190A-3 не наблюдалось. Только на Fw 190A-6 конструкторы добились повышения эффективность ведения огня, заменив устаревшие MG FF во внешних частях консолей на MG 151/20 и избавившись, наконец, от пушечного разнотипья.
Тем временем, весной 1943 года остальные группы JG 51 прошли перевооружение со старых Fw 190A-2 и A-3 на новые Fw 190A-4 и A-5. Первая провела эту замену в феврале-марте, а третья в марте-апреле, после чего в апреле наименее изношенные из высвободившихся истребителей передали в испанскую «Голубую эскадрилью» 15./JG 51, до того момента летавшую на совсем уж старых Bf 109F. С этого момента все части и подразделения эскадры «Мёльдерс» на Восточном фронте стали воевать только на Fw 190.
С началом каждой военной зимы «Фокке-Вульфы», как и прочие самолёты люфтваффе на Русском фронте, получали сезонную маскировочную окраску: на верхние и боковые поверхности машин поверх обычного камуфляжа наносили временное (смываемое) белое покрытие, тщательно обходя все национальные, тактические и индивидуальные обозначения.
«Зелёное сердце» и «Шлагетер»
Зимой 1942–1943 гг. эскадра JG 54 тоже стала получать Fw 190 моделей A-4 (с ноября месяца) и A-5 (с января), поступавшие на вооружение I (с ноября) и II (с декабря) групп. Их тоже сначала перекрашивали в зелёные цвета поверх заводской окраски, а потом наносили смываемое белое покрытие, старательно обводя опознавательные знаки, тактические обозначения и эмблемы частей (щит группы на капоте и зелёное сердце эскадры на борту кабины).
В отличие от соседей по фронту, JG 54 не пыталась провести перевооружение группы целиком, а отправляла лётчиков в тыл поотрядно, дабы не прекращать выполнение текущих боевых задач. Поэтому на протяжении нескольких месяцев «зелёные сердца» воевали на двух типах истребителей одновременно.
В I./JG 54 Bf 109G-2 оставались в заметных количествах до февраля 1943 года, окончательно исчезнув из боевого состава в апреле, а во II группе они продержались до августа.
III группа к перевооружению приступить не успела, в январе 1943 года получив приказ о переводе на Западный фронт. Это решение стало началом исполнения глобального и более чем спорного плана по ротации частей разных фронтов, согласно которому эскадры JG 26 и JG 54 предполагалось поменять местами.
В феврале III./JG 54 вместе с приданным ей отрядом 4./JG 54 убыла во Францию, а на востоке их заменили I./JG 26 и 7./JG 26. «Западники» сделали остановку в Восточной Пруссии, получив там истребители Fw 190A-4 и A-5 с временным зимним камуфляжем поверх заводской окраски RLM 74/75/76, обойдясь без предварительного перекрашивания в зелёные цвета.
При хорошей укрывистости в свежем виде белое покрытие отличалось малой стойкостью к воздействию окружающей среды и случайным повреждениям в процессе эксплуатации самолётов. Впрочем, из-за временного характера зимней окраски это являлось не проблемой, а основой для «весеннего» камуфляжа из пятен белого цвета, оставшихся от исходного «маскхалата», и пятен ранее скрытой под ним зелёно/зелёной или серо/серой окраски. Встречались такие камуфляжи во всех трёх эскадрах Восточного фронта.
После окончательного схода снежного покрова с самолётов до следующей зимы смыли и остатки белой краски. Эскадра JG 26 до конца пребывания на востоке вполне довольствовалась стандартной заводской окраской своих истребителей, не видя необходимости в смене расцветки камуфляжа. Две другие эскадры продолжали практику перекрашивания новых машин в два зелёных цвета, но постепенно уменьшали процент таких самолётов, соответственно увеличивая число истребителей в сером камуфляже. В разгар весны к описанным двум вариантам окраски верхних и боковых поверхностей Fw 190 технический персонал JG 54 добавил третий, зелёно-коричневый, ранее уже применявшийся на «Мессершмиттах» той же эскадры параллельно с зелёным.
Он состоял из пятен одной-двух зелёных и коричневой красок. Последней могла быть стандартная тропическая RLM 79 Sandbraun, или же самостоятельно намешанная краска из тех материалов, которые сумели добыть «маляры», в том числе и трофейных. Использовался такой камуфляж преимущественно «Зелёным сердцем», но на машинах JG 51 он тоже встречался.
Середина 1943 года также ознаменовалась отказом JG 54 от использования групповых и эскадренных эмблем на самолётах Русского фронта (на Западном они сохранялись и дальше) и закрашиванием таковых на находящихся в строю истребителях, о чём свидетельствуют отличающиеся по тону пятна краски, заметные на многих фотографиях того периода.
Завершив свою «русскую» командировку, I./JG 26 убыла обратно во Францию в начале июня 1943 года, а 7./JG 26 последовала за ней месяц спустя. Поскольку «западные» подразделения JG 54 возвращать на восток никто не собирался, то для компенсации в июле сформировали новую IV группу этой эскадры. Укомплектовали её истребителями Bf 109G, но параллельно с ними в августе-сентябре часть использовала несколько Fw 190A-4 и A-5, в октябре «Фокке-Вульфов» в боевом составе не оставалось, но с ноября 1943 по март 1944 гг. вместе с «Мессершмиттами» снова действовало небольшое число Fw 190A-4, A-5 и A-6.
«Шестёрка» пошла на Русский фронт в июле 1943 года, всего на месяц позже, чем на Западный, и сразу во все вооружённые «Вюргерами» части за исключением испанского отряда, став основной и наиболее многочисленной моделью Fw 190 на востоке. Забегая вперёд, можно отметить, что более поздняя версия Fw 190A-7 оказалась чисто «западным» явлением, зато массовая Fw 190A-8 на восток пошла с июля 1944 года, а последний суб-вариант Fw 190A-9 в сентябре того же года начал поступать на оба фронта сразу.
В техническом плане это был всё тот же истребитель, но у «семёрки» надмоторные синхронные пулемёты MG 17 заменили крупнокалиберными MG 131, а начиная с Fw 190A-8 в стандартную комплектацию самолёта вошли крепления и трубопроводы для установки в фюзеляже либо дополнительного бензобака, либо бака под водометаноловую смесь для экстренного повышения мощности двигателя (система MW50). Кроме того, в процессе производства «восьмёрки» удалось поднять мощность двигателя, а на «девятку» поставили ещё более мощный и высотный мотор — впрочем, последнее качество для Восточного фронта было не слишком актуально.
К началу весны 1943 года «Фокке-Вульфы» Восточного фронта вышли на первый пик численности — они тогда состояли на вооружении шести истребительных групп из 14. Лётчикам самолёт нравился, и многие ставили его выше Bf 109G, но в итоге истребителям вышла боком универсальность и большая востребованность Fw 190 у других видов боевой авиации. Суммарной производительности выпускавших Fw 190 заводов банально не хватало на выполнение всех заявок, а так как в роли истребителя-бомбардировщика и штурмовика Fw 190 оказался фактически безальтернативным, то «оптимизационному секвестированию» подвергли истребительные части.
В конце июля 1943 года IV./JG 51 сменила свои Fw 190A-4, A-5 и несколько недавно полученных A-6 на Bf 109G-2 и G-6. В январе-феврале 1944 года испанская 15./JG 51 пересела с Fw 190A-3 на Bf 109G-6, затем в феврале перевооружение на Bf 109G-6 прошла I группа той же эскадры, а III группа начала сдавать свои Fw 190A в марте, но «Мессершмитты» получила только в апреле. Таким образом, если рассматривать только «чистые» истребители, то Fw 190 на Русском фронте остались только в I и II группах JG 54.
В конце мая 1944 года IV./JG 54 убыла в Германию для перевооружения с Bf 109G-6 на Fw 190A-8, вернувшись на фронт в конце июня, но пробыла на востоке недолго и уже в конце сентября отправилась на Западный фронт.
В июне произошла ещё одна «рокировка»: 4./JG 54 вернулась на Восточный фронт, а взамен на запад убыла 2./JG 54, но в августе, когда началось переформирование истребительных групп на четырёхэскадрильный штат, в I группе сформировали новый отряд 2./JG 54, а старый под новым номером официально ввели в состав III группы.
В августе на арктическом фланге советско-германского фронта появилась группа IV./JG 5 со смешанным вооружением из Bf 109G и Fw 190A-3 и A-8, но в ноябре её опять вернули на «западно-норвежский» театр. К слову, это было не первое появление «Вюргеров» на Крайнем Севере: ещё в январе-феврале 1943 года на Fw 190A-3 в Петсамо сформировали 14.(Jabo)/JG 5, но, как уже говорилось выше, история ударных Fw 190 лежит за рамками данной работы.
В 1944 году зелёные и зелёно/коричневые камуфляжи Русского фронта сохранились только на старых «Фокке-Вульфах», оставшихся с предшествующего года, а практика перекрашивания новых самолётов окончательно ушла в прошлое. Единственной «региональной особенностью» стал более плотно окрашенный борт вместо обычных полупрозрачных пятен, но за рамки стандартов это уже не выбивалось. Да и совсем не факт, что эффект затемнения камуфляжа получился сознательно, а не стал побочным результатом частого подкрашивания во время ремонтов и закрашивания старых тактических обозначений при передаче машин в другие подразделения.
Таким образом, большинство истребителей того периода несли серый камуфляж RLM 74/75/76, а под самый конец года начали поступать машины, окрашенные по новому зелёно-коричневому стандарту с коричнево-фиолетовой краской RLM 81 Braunviolett и одной из двух зелёных: более тёмной RLM 83 Dunkelgrün, или более светлой RLM 82 Hellgrün. Параллельно применялись и камуфляжи «переходного типа» с RLM 75 в паре с RLM 82 или 83 на верхних и боковых поверхностях. Кроме того, на части машин позднего выпуска нижние поверхности полностью или частично могли быть окрашены так называемой RLM 84 — той же RLM 76, только с нестандартным желтовато-зелёным оттенком.
Анно Домини 1945
В январе 1945 года после неудачного завершения контрнаступления в Арденнах и сомнительного успеха операции «Боденплатте» немцы перебросили значительные силы люфтваффе на защиту восточных рубежей рейха, в том числе восемь истребительных групп на Fw 190A и Fw 190D: I. и II./JG 1, IV./JG 3, II./JG 4, I. и II./JG 6, I. и III./JG 11, III./JG 54. В этот момент ягдваффе вообще и «Фокке-Вульфы»-истребители в частности вышли на Восточном фронте на рекордную численность в 25 и 10 групп соответственно.
Но пик был пройден достаточно быстро, и уже в начале февраля I./JG 1 вернули на запад для переучивания на реактивные истребители He 162, а в начале апреля за ней последовала и II./JG 1. Зато в том же месяце прошло последнее за время войны перевооружение с Bf 109 на Fw 190: после отступления из Восточной Пруссии IV./JG 51 на короткое время остановилась на острове Узедом напротив устья Одера, где получила Fw 190 моделей A-8, A-9 и D-9 и в последние недели войны воевала уже на них.
«Вюргеры», как и люфтваффе в целом продолжали сражаться на Восточном фронте вплоть до конца апреля и первых чисел мая, а потом часть групп получила приказ перелететь на запад, дабы сдаться не советским, а британским и американским войскам.
«Фокке-Вульфы» последнего полугодия войны выглядели точно так же, как и машины конца 1944 года: стандартная заводская окраска (серой, зелёно/коричневой или «переходной» зелёно/серой расцветки), тактические номера или штабные шевроны на борту, при необходимости дополненные геометрическим символом группы позади фюзеляжного креста, практически полное отсутствие эмблем и прочих ярких элементов декора. На машинах частей, переброшенных с Западного фронта, поначалу сохранялись цветные «ленты обороны рейха», но их достаточно быстро закрасили.
Комментарии к данной статье отключены.