В американском городе Балтимор стоят несколько интереснейших исторических кораблей. Ветеран Пёрл-Харбора? Уникальная столичная подлодка? Единственный в своём роде корабль-подделка? Их и не только их вы можете увидеть у балтиморских пирсов.
Корабль береговой охраны «Тони» (официальное название типа — «куттер большой дальности хода»; бортовой номер WHEC-37) построили в 1935-1936 годах в рамках программы обновления флота Береговой охраны США. Как и другие корабли этого класса, он был назван в честь одного из Секретарей казначейства США (аналог министра финансов; именно Казначейству до 1967 года подчинялась Береговая охрана). Сильно вооружённый корабль имел огромный радиус действия, поэтому бóльшую часть службы провёл на необъятном Тихом океане.
Служа своей стране в течение полувека, «Тони» чем только не занимался: патрулировал моря, ловил наркоторговцев, спасал потерпевших крушения, охранял рыболовство, ходил в метеорологические дозоры, участвовал в боевых действиях на обоих театрах военных действий во время Второй мировой войны. Он был кораблём управления во время битвы за Окинаву, действовал на Тихом океане, в Атлантике и на Средиземном море. Корабль также участвовал во Вьетнамской войне (среди прочего — в операции «Маркет Тайм» по недопущению переброски в Южный Вьетнам партизан и оружия из Северного Вьетнама). В итоге знаменит он оказался совсем не этим. Все заслуги «Тони» оказались мелочью по сравнению с главным — он является единственным уцелевшим боевым кораблём-участником отражения атаки японской авиации на базу ВМФ США Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года. Именно поэтому после окончания службы в 1986 году «Тони» был передан городу Балтимор для оборудования в качестве корабля-музея. Корабль до сих пор стоит во внутренней гавани города, являясь не только музеем, но и местом для проведения различных образовательных мероприятий. Кроме того, ежегодно 7 декабря на «Тони» поминают погибших в Пёрл-Харборе.
Казалось бы, что необычного ещё может произойти в жизни корабля-музея, стоящего у причальной стенки? Однако в июле 2020 года «Тони»… лишился названия и стал просто «WHEC-37». Причиной этого жеста, странного на первый взгляд, стала яростная кампания по борьбе с расизмом, развернувшаяся в США. Дело в том, что человек, в честь которого был назван корабль, известен вовсе не упорной работой на должности Секретаря казначейства. Именно он возглавлял Верховный суд США в 1857 году, когда этот суд вынес решение по делу беглого раба Дреда Скотта. Тони лично написал решение, в котором утверждал, что негры — это недолюди, которые физически не могут быть гражданами США, а раб остаётся рабом, где бы он ни находился (даже в штате, где рабство отменено). Во время Гражданской войны в США Тони оставался главой Верховного суда США, при этом активно поддерживая дело мятежников Конфедерации и вставляя палки в колёса президенту США Линкольну. Умер он в 1864 году, не вынеся новости о том, что его родной штат Мэриленд отменил у себя рабство. Понятно, что в 1930-е годы такие штрихи в биографии Тони не беспокоили правящую элиту Демократической партии — той самой партии, которая вовсю поддерживала рабство в США перед Гражданской войной. Но в XXI веке выяснилось, что многим американцам не нравится корабль, названный в честь такого человека.
Подводная лодка «Торск» (бортовой номер SS-423) принадлежит к классу «Тенч». Построенная в 1944 году, до конца Второй мировой войны она успела совершить два боевых похода на Тихом океане. Пройдя «шнорхельную» модификацию в 1952 году, лодка ещё двенадцать лет служила в боевом составе флота. Среди прочего она успела поучаствовать в блокаде Кубы в 1962 году. После отправки в резерв субмарина до 1971 года стояла в Вашингтоне (округ Колумбия), где на её борту проходили подготовку резервисты. В 1971 году лодку исключили из состава флота, чтобы в следующем году передать штату Мэриленд для использования в качестве корабля-музея. При переделке в корабль-музей подлодка сохранила свою финальную конфигурацию.
Шлюп «Констеллейшн», построенный в 1854 году, стал последним чисто парусным кораблём американского флота. Он служил в Средиземном море, у западного побережья Африки (где участвовал в борьбе с работорговлей), а во время Гражданской войны в США гонялся за рейдерами Конфедерации в Средиземном море и Атлантике. Позднее шлюп использовался для обучения курсантов Военно-морской академии, а также церемониальных визитов в Европу.
Откуда такое внимание к обычному шлюпу? Дело в том, что его спутали со знаменитым предком, фрегатом «Констеллейшн» (систершип фрегата «Конститьюшн», до сих пор стоящего на плаву в Бостоне в качестве корабля-музея). Старый фрегат (1797 года постройки) с выдающейся боевой карьерой разобрали почти одновременно с постройкой нового «Констеллейшна». При этом факт разборки особо не афишировался, поскольку ВМС США старались избежать бюрократической возни с получением разрешения на строительство нового корабля под предлогом «переделки» старого. Со временем миф зажил самостоятельной жизнью, что неудивительно, поскольку в этом случае «Констеллейшн» был бы самым старым кораблём ВМФ США (спущен на воду на месяц раньше, чем «Конститьюшн»). Даже когда в 1954 году ВМС США передали «Констеллейшн» городу Балтимор, они убеждали, что беспрерывная история корабля подтверждается документами (при дальнейшем расследовании выяснилось, что 25-30 из этих документов — подделки). Собственно, корабль потому и попал в Балтимор, что именно здесь был построен оригинальный фрегат «Констеллейшн». Только в 90-е годы целая серия почти детективных расследований однозначно доказала, что этот «Констеллейшн» — не фрегат, построенный в 1797 году, а другой корабль. В результате во время большого ремонта в 1999 году корабль пришлось «перереставрировать», приведя его в соответствие с оригинальными чертежами 1854 года, а не с чертежами фрегата 1797 года постройки.
В 2020 году возле «Констеллейшна» стали строить музей, в котором планируют разместить часть из имеющихся в наличии экспонатов и документов по истории корабля.
Для полноты картины следует отметить ещё три объекта, связанных с мореходством, которые расположены в Балтиморе. Во-первых, это транспорт типа «Либерти» «Джон Браун», представитель одного из самых массовых типов грузовых судов в мире. Из более чем 2700 транспортов этого типа, построенных в годы Второй мировой войны, сейчас уцелело только 3. Транспорт, построенный в 1942 году на верфи в Спарроуз-пойнт неподалёку от Балтимора, успел немало поработать во время Второй мировой войны. После войны он стал плавучей школой для моряков торгового флота в Нью-Йорке. После того, как в 1982 году школа закрылась, судно решили превратить в музей. После нескольких лет мытарств, сбора денег и ремонта в 1991 году «Джон Браун» открылся для посетителей. Прелесть этого судна-музея в том, что оно на ходу и периодически совершает небольшие круизы. Обычно транспорт открыт для посетителей только в летний сезон, так что перед посещением надо уточнять информацию на сайте.
Плавучий маяк «Чесапик» — один из ныне почти вымершего класса судов, обеспечивавших судоходство в прибрежных районах (там, где стационарный маяк установить было нельзя). Отслужив плавмаяком с 1930 по 1971 год, судно стало плавучим учебным классом для экологического обучения. В 1982 году «Чесапик» передали городу Балтимор, который переоборудовал его в музей, постаравшись максимально точно восстановить первоначальный вид корабля.
Маяк «Севен фут нолл» был построен в 1855 году и находился на одноимённой отмели до 1988 года, когда его переместили на пирс в гавани Балтимора. На данный момент он закрыт для посетителей.
Адреса музеев:
- Исторические корабли в Балтиморе (Historic Ships in Baltimore; все корабли и суда, кроме транспорта «Джон Браун»). Пирс №1, 301 East Pratt Street, Baltimore, Maryland 21202-3110 https://historicships.org/
- Транспорт «Джон Браун» (Project Liberty Ship S.S. JOHN W. BROWN). Пирс №13, 4601 Newgate Ave, Baltimore, Maryland 21224 https://ssjohnwbrown.org/
Комментарии к данной статье отключены.