Продолжаем серию рецензий на самый интересный военный фильм сезона. Своим мнением с нами поделился Алексей Исаев — кандидат исторических наук, автор порядка 30 книг, посвященных военной тематике
Сходил на «Фьюри»/«Ярость». Фильм представляет собой прекрасный пример фильма «про войну». Без прости господи духовности и терзаний на фоне войны (потому что обычно режиссеры не знают как снимать боевки и войну и не умеют и в итоге гонят лирическую линию, духовность, примятые ромашки и прочий не имеющий отношения к делу шлак). Что можно сказать с исторической точки зрения? Каков вообще контекст событий?
Апрель 1945 г. и 2-я танковая дивизия это наступление американцев к Эльбе в пустоте после форсирования Рейна и образования гигантского рурского «котла». Собственно 2-я тд американцев вошла в число тех, с кем успели повоевать подростки из 12-й армии Венка на Западном фронте. Перед тем, как прозвучало из фюрербункера «Где Венк?!».

Соответственно показанная в фильме картина войны без четкой линии фронта вполне соответствует реалиям действий конкретного соединения (обозначенного через нашивку 2 тд на рукаве Брэда Питта). Фронт действительно был везде (как говорит один из героев), пусть и крайне рыхлый. До этого 2 тд побывала много где, в том числе под Фалезом(окружение крупных сил немцев во Франции) и в Арденнах (с совершением форсированного марша) и ее экипажи, прошедшие через все это, — реальные «псы войны». Тут «верю!». Многие говорят о неполиткорректности экипажа (в нем нет негра-заряжающего! :-) ), все так. Вообще создатели «Фьюри»/«Ярости» удачно избежали искушения создать историю Иванушки-дурачка, легко достигающего победы над сильным врагом. Это очень вредный сюжет, в «Ярости» успех достается все же профессионалам.

Фильм без лирической линии (хотя единственная лирическая сцена — никакого оттенка фривольности, который часто пробивается через синематографических див) и потому построен вокруг превращения юноши в мужчину, взросления на войне. Попавшего на замену погибшему стрелку в сложившийся коллектив. Что попадает не командиром (как в «На войне как на войне») скорее на пользу сюжету. Еще один нестандартный сюжетный ход: у героев нет прошлого. Т.е. в ставшим родным домом танке есть фотографии близких, но на них даже камера не наезжает. Герой Брэда Питта явно не из простой семьи, знает немецкий язык и узнает цитаты из Библии. Но он всего лишь сержант.

Обычно на «Шерманах» было по одному пулемету сверху на башне(12,7-мм М2), у «Фьюри» таковых два: 7,62-мм (называемый в фильме «30» по калибру в долях дюйма, .30) и 12,7-мм (.50, изначально зенитный). Но такие тоже были, вот фото М4А3Е8 из американской 12 тд того же периода:

При этом в том же подразделении присутствуют и более старые «Шерманы» с 75-мм пушкой. Они против «Тигров» годились очень условно. В фильме такой танк в городе стреляет в пулеметное гнездо в подвале, на снимке — машина из 2 тд, снятая в 45-м. Они присутствовали в последних боях войны, не будучи такой редкостью как у нас Т-34-76 в самом конце войны.

Вот фото, демонстрирующее разницу в вооружении танков:

У одного из танкистов выстрел 75-мм пушки, у второго — 76,2-мм. Т.е. у «Фьюри» изначально больше шансов противостоять немецкой тяжелой технике. За счет технологического совершенства 76-мм снаряд пушки «Шерманов» последних серий пробивал почти столько же, сколько советский 85-мм снаряд Т-34-85, грубо 100 мм на 1000 м. Так что показанный бой с «Тигром» на пистолетной дистанции это кинематографическое преувеличение, в угоду зрелищности. Иначе противников просто не было бы видно в кадре одновременно.
Тактически хорошо показаны боевые сцены против пехоты с пушками в поле и в городе. Взаимодействие, использование всего вооружения и специальных снарядов (дымовых, зажигательных). Причем показано даже выставление заряжающим ключом взрывателя на снаряде.



Как еще одну реалистичную деталь нельзя не отметить регулярно появляющихся в кадре.. лошадей. Действительно в 1940-х лошадь можно было встретить так же часто, если не чаще, чем автомобиль. По крайней мере в германской армии.
Наибольшие вопросы возникают относительно последней сцены фильма, схватки с «эсэсовцами». На мой взгляд, показ прошел с умеренными дозами зрелищности и голливудщины. Показано продуманное использование экипажем всех средств борьбы до гранат включительно. Которые входят в боекомплект машины. Прототипом, очевидно, является эпизод из книги Белтона Купера.
Давайте разберемся, что там собственно произошло. Если эсэсманы шли по правилам, то впереди шагал и ехал головной дозор. Его экипаж «Фьюри» обманул и покрошил (это судьба и задача такая у дозора). Далее развернулись главные силы батальона «электриков» и в итоге стоящий на дороге танк вынесли. Причем это в фильме бой идет довольно долго, это кинематографическое растягивание нескольких минут. «Фаусты» вероятно берегли для главной задачи (контрудара американцам во фланг, см. сцену постановки задачи четырем танкам в штабе) и поэтому офицер эсэсовцев выдал своим людям всего ящик «фаустов». В итоге немцы не стали стрелять из них толпой залпом, как это иногда практиковалось в 45-м. Для штатного же выстрела надо подобраться на 30 метров, что дает экипажу шанс отбиться, убивая и заставляя мазать «фаустников», что частично и произошло — в боевое отделение попал всего один выстрел. Но это далось ценой большого расхода боеприпасов экипажем, который палил во все стороны, отбиваясь от подбирающихся фаустников. Опять же бой происходит, прямо скажем, не в плотной застройке. Здание рядом экипаж «Фьюри» поджигает, лишая возможности его использовать как позицию для стрельбы и превращая в освещающий поле боя факел. Собственно неплотную застройку танки проходили в реальной жизни вполне уверенно. Так в апреле 1945 г. советские танковые части быстро преодолели малоэтажные периферийные районы Берлина, но сильно замедлившись в центре города с близко поставленными прочными каменными зданиями.
Думаю если потом на DVD с перемоткой посчитать убиенных героями фильма эсэсманов, то наберется их не больше сотни. Что в общем нормально для танка как боевой единицы за большие деньги, с мощным вооружением и опытным экипажем. Фактически на обездвиживание авторы фильма пошли ради уравнивания шансов. Ходовой Шерман порвал бы «электриков» на марше как тузик грелку.
Вот сердобольный поступок молодого солдата с рунами на каске — «не верю!». Дань поликорректности, с «кем строили аденауэровскую ФРГ». Что вообще добило, так это «Шерман» в финальных кадрах, реально исхлестанный пулями, сколовшими во многих местах краску. Т.е. сделан с умом и любовью, пониманием как оно должно быть.
Хорошее кино. На мой сугубо танкосеческий взгляд.
Комментарии к данной статье отключены.