Острова Абу Муса, Большой Томб и Малый Томб находятся на востоке Персидского залива, у самого входа в Ормузский пролив, разделяющий Иран и ОАЭ. Площадь Абу Мусы составляет почти 13 км², на нём проживает около 2000 человек, которые занимаются в основном рыбной ловлей. Площадь Большого Томба — чуть более 10 км², здесь проживает несколько сотен человек, размещена иранская военно-морская база и находится взлётно-посадочная полоса. На Малом Томбе площадью 2 км² также базируются иранские военные и действует небольшой аэродром, но гражданского населения здесь нет. Ценность этих трёх клочков суши заключается в их расположении на стратегически важном маршруте международных перевозок нефти. Формально все три острова являются частью иранской провинции Хормозган, однако уже полстолетия на них претендуют и Объединённые Арабские Эмираты.
До начала XVI века острова контролировало королевство Ормуз. С 1507 по 1622 год его территории находились под властью Португалии, затем перешли в распоряжение оманских имамов, а с XVIII века оказались под управлением арабской династии Аль Касими, которая сначала владела землями на территории современного Хормозгана, а в XIX веке стала править эмиратами Рас-эль-Хайма и Шарджа. В 1820 году оба они вошли в состав Договорного Омана, являвшегося протекторатом Великобритании. Наконец, в 1971 году ему на смену пришли независимые Объединённые Арабские Эмираты. Эти политические пертурбации создали предпосылки для современного спорного статуса трёх островов. Иран обосновывает свои претензии на них, апеллируя ко временам правления Аль Касими: будто бы острова были владениями династии ещё до того, как она перебралась на южный берег Ормузского пролива, и, соответственно, должны теперь отойти Ирану. Иногда иранцы идут дальше и делают акцент на том, что острова принадлежали Персидской державе в эпоху ещё до нашей эры. Также Тегеран ссылается на британские документы XIX века, в которых Абу Муса и Большой и Малый Томбы описываются как принадлежащие Ирану. Тем не менее ОАЭ считают острова частью эмиратов Рас-эль-Хайма и Шарджа и не намерены отказываться от своих притязаний.
Правда, в 1971 году стороны пытались договориться. За несколько дней до вывода британских войск и провозглашения независимости ОАЭ Иран и эмират Шарджа подписали соглашение о совместном управлении островом Абу Муса. В соответствии с документом, Иран размещал здесь своих военных, а эмират — полицейских. 30 ноября официальные лица Шарджи встретили на острове иранский контингент. Днём ранее иранцы с согласия, по их словам, британских властей заняли Большой и Малый Томбы, о чём и сообщили, ступив на третий остров, а заодно водрузили свой флаг на самой высокой точке Абу Мусы и заявили о своих претензиях на полный суверенитет и над этим островом. По итогам короткой стычки погибли трое военнослужащих Ирана и двое полицейских эмирата.
С тех пор острова входят в состав провинции Хормозган, однако ОАЭ не оставляют попыток вернуть их под свой контроль. В 1992 году Тегеран назвал острова неотъемлемой частью своей территории и ограничил доступ на Абу Мусу, хотя формально остров по-прежнему находится под совместным контролем Ирана и ОАЭ. Доступ на Большой и Малый Томбы и вовсе закрыт. Напряжённую обстановку усугубил визит на Абу Мусу президента Ирана Махмуда Ахмадинежада в 2012 году, после чего ОАЭ отозвали из Тегерана своего посла. В том же году претензии ОАЭ поддержал президент США Барак Обама. С новой силой спор разгорелся в сентябре 2021 года на 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН: представители обоих государств вновь заявили о своих претензиях на острова и обвинили друг друга в нежелании находить общий язык по этому вопросу.
Комментарии к данной статье отключены.