В 1628 году в Нидерландах был спущен на воду построенный по заказу Голландской Ост-Индской компании галеон «Батавия». Его длина превышала 56 м, водоизмещение составляло 1200 т, а для защиты перевозимых грузов от пиратов галеон имел на вооружении 24 пушки. 28 октября 1628 года «Батавия» покинула голландский остров Тексел, отправившись в своё первое плавание в сопровождении семи судов конвоя. Кораблю предстояло обогнуть южную оконечность Африки и через пару месяцев добраться до давшего ему имя порта (сегодня это Джакарта, столица Индонезии). На борту находилось около 350 человек (членены экипажа, солдаты и пассажиры) и 600 т различных грузов, в том числе более 200 000 гульденов. Командовал экспедицией купец Франсиско Пелсарт, а капитаном корабля был Ариен Якобс. Они уже были знакомы по прежним временам и испытывали друг к другу неприязнь. После выхода в море Якобс заручился поддержкой другого находившегося на борту купца, Иеронимуса Корнелиса, и вместе они задумали захватить «Батавию».
Когда галеон миновал мыс Доброй Надежды, заговорщики намеренно отклонились от курса и оторвались от судов сопровождения. 4 июня 1629 года «Батавия» налетела на риф у острова Бикон (архипелаг Хаутман-Абральос) у западного побережья Австралии. 40 человек утонули, а остальные на лодках добрались до близлежащих островов. Вскоре они столкнулись с дефицитом питьевой воды. Якобс, Пелсарт, несколько членов экипажа и несколько пассажиров в поисках воды отправились на лодке на материк, а оттуда отплыли в Батавию. Путь занял больше месяца. В Батавии Якобс был арестован, а Пелсарт принял командование торговым судном «Саардам», которое отправилось на место крушения галеона, чтобы спасти выживших людей и ценный груз. На обратный путь и поиск островов, где дожидались помощи уцелевшие голландцы, ушло ещё два месяца. Когда же Пелсарт отыскал соотечественников, оказалось, что между ними разразилась настоящая война.
После крушения «Батавии» и отъезда Якобса с Пелсартом спасшихся на островах возглавил Корнелис. Он забрал у голландцев оружие, установил контроль над запасами продовольствия, отправил группу солдат на соседний остров Уэст Уоллаби на поиски воды и бросил их там на произвол судьбы. На острове Бикон, где остался сам Корнелис, его подчинённые истребили около 110 человек. Кое-кому удалось спастись, добраться до острова, где обосновались солдаты, и сообщить им о происходящем. Те принялись строить форт и смогли дать отпор последователям Корнелиса, когда они высадились на Уэст Уоллаби. Солдаты выдержали несколько атак, прежде чем у острова наконец появился «Саардам». Солдаты объединились с экипажем судна и разделались с мятежниками. Корнелиса и его помощников Пелсарт 2 октября повесил на месте, а остальных отвёз в Батавию, где суд приговорил к казни ещё пятерых. Из почти трёх с половиной сотен человек, изначально находившихся на борту галеона, до Батавии добрались только 122, хотя встречается и другая оценка — всего 68 человек. Разделавшись с мятежниками, Пелсарт смог поднять с места крушения бо́льшую часть золота и других ценных грузов.
Останки «Батавии» были обнаружены в 1963 году. Большинство сохранившихся артефактов сегодня выставлены в австралийских музеях, а сам галеон является популярной локацией для дайвинга. В 1985 году голландец Виллем Вос, опираясь на исторические документы, затеял строительство реплики галеона. Работы продлились целое десятилетие. В 1999 году новая «Батавия» совершила плавание к берегам Австралии, а после возвращения в Нидерланды обрела статус корабля-музея и с тех пор принимает посетителей в Лелистаде.
Комментарии к данной статье отключены.