9 мая информационное агентство «Новости Беларуси» в своей публикации о минском Параде Победы сообщило о том, что в колонне военной техники была продемонстрирована новинка белорусского ВПК – армейский бронированный автомобиль «Лис-ПМ». Новый автомобиль повышенной проходимости выпускается Минским заводом колёсных тягачей в кооперации с российскими предприятиями. Всего в параде приняли участие более 250 единиц колёсной и гусеничной техники, включая большое количество машин из состава дислоцированной в Беларуси региональной группировки российских войск (РГВ), а также воинских подразделений, прибывших из России для участия в праздничных мероприятиях.
Новый бронеавтомобиль с колёсной формулой 4х4 имеет классическую переднемоторную компоновку, мощную ланжеронную раму и кузов типа «универсал». Внедорожник комплектуется дизельным двигателем и вооружён пулемётно-гранатомётным модулем (12,7-мм пулемёт НСВ и 30-мм гранатомёт АГ-17). Машина создана на основе российского армейского бронеавтомобиля «Тигр» (ГАЗ-2330) и имеет сходные с ним технические характеристики и параметры: ширина – 2300 мм; длина – 5700 мм; высота – 2300 мм; клиренс – 400 мм, масса – около 6500–7500 кг (в зависимости от комплектации и уровня бронирования). «Лис-ПМ» развивает скорость до 140 км/ч, а его двигатель расходует до 25 л топлива (по некоторым данным – до 40 л) на 100 км пути. Кроме двух членов экипажа, машина может перевозить до шести бойцов (в десантном отсеке) и до полутора тонн груза. Кузов автомобиля имеет толщину брони 5 мм и по уровню баллистической защиты соответствует пятому классу (капот – третьему классу), выдерживая обстрел из АКМ или винтовки Драгунова (кроме бронебойных термоупрочнённых пуль).
Впервые бронемашина «Лис» была продемонстрирована широкой публике на 7-й Международной выставке вооружений MILEX, проходившей в Минске в прошлом году. Представленный образец был укомплектован боевым модулем с противотанковым комплексом «Шершень» белорусского производства и позиционировался как многофункциональный армейский автомобиль, предназначенный для выполнения патрулирования, разведки, боевых рейдов, использования в качестве штабной или санитарной машины. Броневик собирается из машинокомплектов, поставляемых в Беларусь из России, но в дальнейшем весь процесс производства будет выполняться на территории республики. Как сообщается, в настоящее время до 85 % комплектующих, используемых при сборке «Лиса», являются продукцией белорусской промышленности.
Специфика современных войн такова, что высокая мобильность воинских подразделений является одним из важнейших условий успешного ведения боевых действий. По этой причине производством бронеавтомобилей занимаются многие страны, имеющие достаточный уровень развития производительных сил. Сходство функций и боевых задач является причиной внешней схожести и совпадения технических характеристик бронемашин из разных стран. Этому способствует и чрезвычайно ускорившийся информационный обмен, а также промышленная кооперация, благодаря чему производители быстро перенимают друг у друга удачные технические решения.
Так, бронированные внедорожники, внешне похожие на «Лис-ПМ» и близкие к нему по своим параметрам, производит Украина. Украинские производители выпускают целый ряд армейских бронеавтомобилей различных марок: «Спартан» и «Кугуар» (ОАО «АвтоКрАЗ»), «Барс» (Корпорация «Богдан»), «Козак» (ЗАО «НПО «Практика»), «Дозор» (Львовский бронетанковый завод) и другие.
Бронеавтомобиль «Кугуар», который внешне более других похож на белорусский «Лис-ПМ», имеет ширину 2030 мм, длину 5352 мм, вес 4220 кг, противопульную броню и развивает скорость до 105 км/ч. Машина уже прошла проверку в боевых столкновениях, и её бронезащита не один раз спасала жизни людей. В одном из боёв «Кугуар» выдержал более семидесяти пулевых попаданий, но сумел вырваться из-под перекрёстного огня и доставить пассажиров по назначению.
В процессе конкурентного развития производители внедряют усовершенствования, призванные усилить защиту, повысить выживаемость и улучшить маркетинговую привлекательность бронемашин. Противопульная защита дополняется противоминным усилением днища и изменением конфигурации корпуса машины, вооружение комплектуется современными системами лазерного и инфракрасного наведения, внедряются системы дистанционного управления огнём, устанавливается специальное оборудование связи и разведки. Бронемашины используются как мобильные платформы для всех видов вооружения, которые они способны нести, включая противотанковые и зенитные ракеты, лазерные пушки, устройства нелетального поражения.
В борьбе за покупателя производитель уделяет всё больше внимания вопросам комфорта и эргономики боевых машин. По желанию заказчика армейские броневики могут снабжаться системами кондиционирования или обогрева, которые в конечном итоге работают на повышение функциональности техники и боевой эффективности военнослужащих. Значение имеет и наружный дизайн машины – так, автомобиль, предназначенный для полицейских операций, должен иметь внешний вид, который не является провоцирующим для участников массовых манифестаций, а также конструкцию, затрудняющую его опрокидывание.
На международной выставке продукции оборонной промышленности IDEF 2105 свои предложения для сегмента легкобронированных машин сделала Турция, быстро набирающая вес на мировом рынке вооружений. Один из наиболее интересных экспонатов выставки, бронеавтомобиль Pars 4x4 компании FNSS, существенно отличается от американской модели GPV, которая была взята за основу при его создании.
Pars 4x4 более компактен, вмещает не 12 человек, как его предшественник, а только 5 и внешне похож на разведывательную машину FENNEK (Германия/Нидерланды). Имея почти такие же габариты, как белорусский «Лис-ПМ» (6060 х 2700 мм), Pars весит почти в два раза больше, в том числе за счёт усиленной броневой защиты. Кроме того, турецкий автомобиль является полноценной амфибией, способной справиться с водными препятствиями даже при сильном течении. На башне может размещаться различное вооружение – от пулемёта до противотанкового ракетного комплекса. Машина может перевозить до 2000 кг груза, развивать скорость до 100 км/ч и располагает запасом хода до 1000 км.
Комментарии к данной статье отключены.