Площадь Таксим в Стамбуле — настоящее место встречи культур. Здания консульств Германии и Японии, мечеть и православная церковь, бывшие армянские захоронения — всё это здесь соседствует. Площадь строили в непростое время — в первые годы новой Турции. И в 2013 году жители города вышли митинговать именно на Таксим. В центре установлена скульптурная группа монумента «Республика», её проекторовал итальянский скульптор, в Первую мировую он успел поработать в России и был лично знаком с Николаем II. Не так-то просто представить себе реальную встречу людей, изображённых Пьетро Каноника. Так, турецкие маршалы и народ соседствуют с Климентом Ефимовичем Ворошиловым и Михаилом Валерьевичем Фрунзе. Во главе всего этого отряда – Мустафа Кемаль, получивший имя Ататюрк, «отец турок». С ним и связана история Республики. Имя Ататюрка хорошо знакомо тем, кто интересуется Первой мировой войной и последующими событиями в разных регионах мира. Между тем, даже точной даты рождения Ататюрка историки не получили. Вероятнее всего, он родился зимой 1880–1881 годов. Сам лидер новой Турции выбрал днём своего рождения тот самый майский день, когда началась в его стране борьба за независимость.
Османская империя к концу XIX века фактически стала полуколонией, но отдельные интеллигенты уже познакомились с принципами либерализма. После государственного переворота 1876 года попытки провести реформы и создать конституционное государственное устройство предпринимали «новые османы». Султан Абдул-Азиз тогда потерял власть, однако пришедший ему на смену Абдул-Хамид II, декларативно признав проект конституции, через некоторое время распустил новоявленный парламент и перешёл к «старой доброй» самоличной власти. Череда русско-турецких войн закончилась объявлением независимости балканских стран (Болгарии, Сербии, Румынии). Начались национально-освободительные движения балканских народов. Здесь важно вспомнить знакомый со школьной скамьи термин "Восточный вопрос". Босния и Герцеговина вошли в состав Австро-Венгрии, Кипр достался Англии. В начале 1880-х Франция оккупировала Тунис, Великобритания захватила Египет. Поверженные «младотурки» не были лишены собственного радикального крыла из молодых офицеров. Энвер-паша, Талаат-паша и Джемаль-паша — самые значимые, вступление Турции в Первую мировую без них не обошлось.
В те времена двенадцатилетний сын мелкого лесоторговца, бывшего таможенного служащего, поступил в подготовительную военную школу (рюштие) в Салониках, где учитель дал ему имя Кемаль («совершенство»). В 1896 году он был зачислен в военную школу в Македонии, а затем в Оттоманский военный колледж в Стамбуле. В 1902 году он поступил в Оттоманскую академию генштаба в Стамбуле. По успеваемости в академии Кемаль был восьмым из 459 выпускников. За это он получил звание капитана Генерального штаба, что давало ему возможность стать частью военной элиты Турции, получать продвижение по службе и привилегии.
В столице прошёл конгресс, заседание которого для младотурок стало судьбоносным — им пришлось покинуть страну и обосноваться в Париже. Однако до академии Генштаба уже дошли идеи младотурецкого движения, к нему и примкнул молодой Кемаль. Началось всё с чтения запрещённой тогда литературы — парижских публикаций младотурок.
Немалую роль сыграла внешняя политика турецкого правительства. В отряде, где служил Кемаль, бригадный генерал заявлял по поводу последствий восстания в Македонии и соглашения в Мюрцштаге о передаче этих (тогда турецких) земель под иностранный контроль:
Настанет день, когда наше правительство определённо рухнет (…) но я не думаю, что оно будет замещено правительством по западному образцу». На это Кемаль ответил: «…правительство на западный манер придёт в своё время. Сегодня большинство возможностей нашей нации находится в дремлющем состоянии. Если в случае революции правящая верхушка будет стремиться прежде всего сохранить свои функции, тогда следует признать, что вы правы. Среди нового поколения есть немало людей, достойных доверия».
Молодой бунтарь не терял время зря. Окончив академию, Кемаль был арестован по обвинению в противозаконной критике абдулхамидовского режима, его держали под стражей, после отправили служить на окраину империи – в Дамаск. Там он проходил гарнизонную службу. Снова его взору представился обедневший город, бывший когда-то резиденцией самого омейядского халифа. К 1905 году Кемаль создал в Дамаске революционную организацию «Родина и свобода», попытался внедрить её в разные города, в том числе и в Салоники, куда он поехал для встречи с генералом Шюкрю, главным инспектором артиллерии. Революционер Кемаль надеялся на его поддержку, но получил отказ. Вернувшись в Дамаск, он был повышен в звании и получил направление в 3-ю армию в город Монастири. Это было за год до младотурецкой революции, когда султан Абдул-Хамид II был вынужден восстановить действие конституции 1876 года и созвать парламент. Однако это не уберегло правительство от последующих заблуждений.
Военно-политический блок, участники которого противостояли державам «дружественного соглашения» в Первой мировой войне, образовался из Тройственного союза Германии, Австро-Венгрии и Италии. Выход Италии из этого объединения стало большой угрозой дальнейшим планам Германии. В ходе войны, тем не менее, присоединились Болгария и уже переполненная сепаратистами Османская империя. Вовлечению в войну содействовал Исмаил Энвер, он же – упомянутый выше Энвер-паша. После поражения Турции он был обвинён в том, что втянул страну в Первую мировую, поскольку после выстрелов в Сараево именно он и его сподвижники отправились в европейские столицы для переговоров. Его даже обвиняли в самом разжигании войны. В 1914 году Энвер выступил за военный союз Турции с Германией, была подписана секретная конвенция. Для султаната это оказалось роковой ошибкой. К мировой войне страна не была готова.
Турция с помощью Германии попыталась провести модернизацию флота. Эти задачи во многом были обусловлены неудачной попыткой завоевать Кавказ. Новая власть в России решила заключить перемирие на море ещё до подписания мира. Переговоры в Одессе в декабре 1917 г. закончились перемирием, это обеспечило свободу торгового судоходства на Чёрном море. Далее по Брестскому миру Турции отходили Карс, Ардаган и Батум. Осенью 1918 г. англичане начали решительные наступления в Месопотамии и на Сирийско-Палестинском фронте. Турецкий фронт был прорван на расстоянии 40 км, в Палестине турки были окончательно разгромлены. 29 сентября капитулировала Болгария. Согласно условиям капитуляции, войска Антанты получили право передвигаться по её территории в направлении турецкой границы. Империя рушилась.
Правительство Турции сменилось 19 октября 1918 г., а 30 октября в Мудросе на борту английского броненосца «Агамемнон» была подписана капитуляция Турции. Это перемирие оставило Черноморские проливы открытыми для судов Антанты, обеспечив им выход к Чёрному морю, демобилизовало армию Турции, а также привело к оккупации всех её военно-экономических и стратегических центров.
Сразу же после подписания Мудросской капитуляции немцы срочно стали уезжать из Турции. В середине ноября 1918 г. английские войска высадились в Константинополе. Район Проливов и ряд стратегических пунктов Турции были оккупированы силами союзников. Это был переломный момент в истории Турции, другие страны спорили о её судьбе, и непременно решили бы этот вопрос не в её пользу. У всех государств было своё мнение о будущности турецких земель, но наибольший интерес проявляли греки. Премьер-министр Греции К. Венизелос в начале 1919 г. предложил передать Стамбул и Западную Анатолию Греции. Начали греки 15 мая 1919 г. – греческая армия заняла Измир. Для Кемаль-паши (что значит «генерал Кемаль») это стало сильнейшим стимулом, он начал восстание против султанского правительства.
19 мая 1919 года Мустафа Кемаль в качестве инспектора 9-й армии прибыл в порт Самсун. Там он расположился в штаб-квартире, присматривался к обстановке и передавал своим сторонникам особые зашифрованные телеграммы. Он обращается с убедительными речами к жителям. Александр Жевахов весьма красноречиво описал ту ситуацию: «Проект Кемаля, Рауфа и Фуада предельно ясен: чтобы спасти родину, необходимо создать свободное национальное правительство в Анатолии, так как законное правительство сотрудничает с врагами». Это была «идея правительства в изгнании». Впоследствии, в мае 1927 года, Ататюрк в течение шести дней выступал с речью, которая вошла в историю под названием «Нутук» – один из ярчайших памятников кемалистского режима. Начинал он этот экскурс в историю именно с рассказа о событиях в Самсуне:
Бесспорно, нельзя было немедленно выступать с нашими требованиями в той обстановке. Напротив, было необходимо действовать поэтапно... С самого начала я предвидел окончательный результат. Но мы не должны были сразу раскрывать наши настроения и намерения. Если бы мы это сделали, нас сочли бы мечтателями...
Кемалю предстояли формирование национально-освободительной армии Турции, борьба с армянами на северо-востоке, с греками — на западе, а также — с оккупацией Антантой. Можно таким образом выделить восточный фронт: Армяно-турецкая война, западный фронт: Вторая греко-турецкая война и южный фронт: Франко-турецкая война.
23 апреля 1920 года было открыто Великое национальное собрание Турции (ВНСТ). Тогда это был чрезвычайный орган власти. Он сочетал законодательную, исполнительную и судебную власть. Первым председателем ВНСТ стал Кемаль.
Так почему же товарищи К. Е. Ворошилов и М. В. Фрунзе расположились так близко к турецкому лидеру на одном из главных монументов Стамбула? Действительно, Красная армия оказала серьёзную помощь правительству Мустафы Кемаля. В 1920 г. Мустафа Кемаль обратился за этим к советскому правительству. Он писал:
Мы принимаем на себя обязательство соединить всю нашу работу и все наши военные операции с российскими большевиками, (…) Для того, чтобы изгнать империалистические силы, которые занимают нашу территорию (…) мы просим Советскую Россию в виде первой помощи дать нам пять миллионов турецких лир золотом, оружие и боевые припасы в количестве, которое следует выяснить при переговорах...
200 кг золота из Советской России прибыло в Анкару той же осенью, и это было не единственное поступление. В 1920–1922 гг. кемалистам было поставлено и вооружение: 40 тысяч винтовок, 327 пулемётов и 54 орудия. Кемаль же в ответ послал в Новороссийск две канонерские лодки водоизмещением в 410 тонн: "Айдин-Рейс" и "Превезе". Почти 7 месяцев они несли службу в Красном флоте под именами "Луч Востока" и "Восставший", после чего их вернули. По поводу большевистской помощи Кемаль говорил:
Победа новой Турции над англо-французскими и греческими оккупантами была бы сопряжена с несравненно большими жертвами или даже совсем невозможна, если бы не поддержка России. Она помогла Турции и морально, и материально. И было бы преступлением, если бы наша нация забыла об этой помощи.
В марте 1921 г. в Москве был подписан договор между РСФСР и правительством Великого Национального Собрания Турции. По этому договору Батум закреплялся за Грузией. Турции отдавались Карс и Ардаган. Стороны обязались не вести подрывной деятельности друг против друга. В октябре в Карсе был заключён договор между Армянской, Азербайджанской, Грузинской Советскими Социалистическими Республиками и Турцией. Это соглашение с Москвой укрепило власть Мустафы Кемаля. Советское посольство, открытое в 1920 году, было единственным в то время иностранным дипломатическим представительством в новой Турции.
Лозаннский мирный договор 1923 года завершил войну за независимость. Новые границы Турции уже не включали столь обширных территорий, как в Османской империи, но теперь это была республика, и Мустафа Кемаль, принявший имя «Ататюрк» (отец турок), стал её первым президентом. За время его правления женщины получили равные права с мужчинами, было признано существование фамилий. Новая экономическая система вывела Турцию на современный уровень. Непререкаемый авторитет Ататюрка чувствуется в этой стране до сего дня.
У отца турок не осталось собственных детей, зато было 10 приёмных, среди которых — Сабиха Гёкчен, женщина-лётчик, которая была первой в мире женщиной — военным пилотом-истребителем. Второй международный аэропорт Стамбула назван в её честь.
Комментарии к данной статье отключены.