• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    17

    Заря самоходной артиллерии. Британский монстр

    • ПМВ
    • шушпанцер
    • Великобритания
    Андрей Мартьянов
    15 June '15

    Вряд ли можно с точностью определить, когда зародились самоходные артиллерийские установки «как жанр» — в конце концов, таковой вполне можно считать как дульнозарядную пушку времён восстания махдистов в Судане в 1885 году, установленную на верблюда (и только попробуйте возразить, что это орудие не самоходное!), так и мортиры на железнодорожных платформах с деревянными противопульными защитными щитами, использовавшиеся в эпоху Гражданской войны в США.

    Кроме того, обязательно следует учитывать, что спектр применения САУ как до, так и после Второй мировой войны вовсе не ограничивается противотанковой борьбой. В исторической основе это прежде всего штурмовые орудия, предназначенные для разрушения укреплений и уничтожения пехоты, или мобильные орудия для стрельбы с закрытых позиций. Непосредственным предшественником САУ является конная артиллерия.

    ​А вот и герой нашего дальнейшего рассказа - Заря самоходной артиллерии. Британский монстр | Военно-исторический портал Warspot.ru
    А вот и герой нашего дальнейшего рассказа

    Предвидим вполне справедливое возражение: в благословенные архаические времена до появления двигателей внутреннего сгорания орудия всегда буксировались лошадьми, ну или в крайнем случае перевозились по железной дороге.

    Однако имеется существенная деталь. Мобильная конная артиллерия сильно отличалась от обычной: пушки были облегчённые, в состав подразделений входили специальные повозки для боеприпасов или вообще таковые перевозились лошадьми во вьюках, расчёты передвигались также верхом. Была необходима максимальная быстрота выдвижения и развёртывания, тогда как обычные полевые орудия перемещались вместе с пехотой и со скоростью пехоты. К началу Первой мировой наконец-то появились орудия, буксируемые автомобилями, тракторами или броневиками, но тут имелась своя специфика, резко затруднявшая применение моторизованной мобильной артиллерии.

    ​На этом снимке отлично видны боеукладка (если это можно так назвать) и само орудие - Заря самоходной артиллерии. Британский монстр | Военно-исторический портал Warspot.ru
    На этом снимке отлично видны боеукладка (если это можно так назвать) и само орудие

    Догадаться, в чём состояла трудность, весьма просто: позиционная война, местность изрыта воронками и напоминает скорее лунный пейзаж. Трактор, возможно, и пройдёт, но машина на колёсном шасси — ни в коем случае. Какой из этого напрашивался вывод, очевидно: армии необходима самоходная артиллерийская установка на гусеницах. Автоматически решалось сразу несколько вопросов: проходимость в условиях пересечённой местности, определённая мобильность, а при наличии минимального бронирования — и защита экипажа.

    Тут стоит добавить, что первые французские танки «Сен-Шамон» и «Шнейдер» по сути являлись не столько танками, сколько самоходными штурмовыми орудиями — пушки находились в передней части корпуса, обладая не самыми выдающимися углами вертикального и горизонтального наведения. Когда во Франции поняли бесперспективность такой схемы вооружения на тяжёлых танках (да ещё и обладающих ужасающим по своим ходовым показателям «тракторным» шасси!), им на смену пришли лёгкие, манёвренные и быстрые FT-17, обладавшие неслыханно инновационным и передовым оснащением: вращающейся башней, позволяющей вести круговой обстрел...

    ​"Так я и думал, с этой стороны ничуть не лучше!" - Заря самоходной артиллерии. Британский монстр | Военно-исторический портал Warspot.ru
    "Так я и думал, с этой стороны ничуть не лучше!"

    А вот изобретение самой первой классической самоходной артиллерийской установки всё-таки принадлежит англичанам как непосредственным создателям танка. В 1916 году, после битвы на Сомме, стало ясно, что обычная артиллерия за ушедшей в прорыв бронетехникой попросту не успевает по изложенной выше причине — местность, изрытая снарядами, непроходима. Кроме того, обычно танки не успевали добраться до позиций артиллерии неприятеля, располагавшейся, как правило, далеко за линиями обороны — а это означало, что наступавшая вместе с бронетехникой пехота несла неприемлемые потери от шрапнели.

    Следовало любым способом придумать, как именно перемещать тяжёлую артиллерию вслед за наступающими танками и пехотинцами. Очевидность решения и впрямь была однозначна: требуется гусеничный движитель, но мало кто в британском военном ведомстве мог представить себе классический «ромб», оснащённый крупнокалиберным орудием. Таковое попросту не влезло бы в танк, а мощности стандартного двигателя танка Mark I в 105 лошадиных сил для перемещения этой конструкции не хватило бы при всём желании.

    Как обычно в таких случаях и бывает, отыскалась светлая голова, решившая насущный вопрос: майор Дж. Грегг, работавший на фирму Metropolitan Carriage Wagon and Finance, производившую танки, предложил взять за основу шасси «ромба» и на этой основе сконструировать транспортёр для 60-фунтовой (127 мм) пушки (исходно, потом установили другие орудия).

    Выглядела первая САУ жутковато. Никто не спорит, танки Mk-I тоже не отличались пленительной внешностью, но у ромбов всё-таки было некое изящество, присущее военной технике. А вот Gun Carrier Mark I оказался страшилищем, каких поискать.

    ​Верхом бронеэстетики это, конечно, не назвать – но, тем не менее, это первая САУ в мире - Заря самоходной артиллерии. Британский монстр | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Верхом бронеэстетики это, конечно, не назвать – но, тем не менее, это первая САУ в мире
    ​Это не пехота, решившая отдохнуть и прокатиться на большой железной штуковине. Это экипаж и орудийный расчёт в полном составе - Заря самоходной артиллерии. Британский монстр | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Это не пехота, решившая отдохнуть и прокатиться на большой железной штуковине. Это экипаж и орудийный расчёт в полном составе

    Gun Carrier Mark I не слишком походил на своего непосредственного прародителя — танк Mark I. Дорожки, по которым шли траки, уменьшили по высоте и сделали почти плоскими. В задней (от орудия) надстройке прямоугольной формы по центру самой САУ размещался карбюраторный 105-сильный двигатель Daimler. Трансмиссия располагалась в противоположной от орудия стороне. В двух рубках, смахивающих на скворечники, по правому и левому бортам размещались два «рулевых»-мехвода, по одному человеку для производства поворотов САУ (вправо или влево) по каждом борту — чаще всего вторым механиком-водителем являлся командир артиллерийского расчёта.

    ​ - Заря самоходной артиллерии. Британский монстр | Военно-исторический портал Warspot.ru

    Оригинальная двойная хвостовая тележка от танка Mark I особых изменений не претерпела — предназначалась она для преодоления ям, воронок и рвов во время движения САУ по полю боя и для помощи в маневрировании. В средней части (от расположения систем управления движением) разместили практически незащищённую артиллерийскую установку, которая могла сниматься с транспортёра. Несмотря на то, что у мехводов Gun Carrier Mark I был хороший обзор вперёд и на свой борт, связь между кабинами отсутствовала, а потому в движении координатором действий двух водителей выступал командир САУ. Механик, как на корабле, следил за работой двигателя.

    ​Отлично видна колёсная тележка - Заря самоходной артиллерии. Британский монстр | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Отлично видна колёсная тележка

    Одним словом, у майора Грегга, как руководителя проекта, получился весьма устрашающий агрегат, хотя, конечно, в боевой технике главное не красота, а практичность. Но и с практичностью тоже имелись немалые трудности. Во-первых, Gun Carrier Mark I весил двадцать восемь с половиной тонн при мощности двигателя всего в сто пять лошадиных сил. Во-вторых, максимальная скорость даже на ровной местности не превышала шести километров в час, а запас хода оценивался в тридцать семь километров.

    Увы, но это была основная проблема танков Первой мировой войны. В боевых условиях экипажам настоятельно рекомендовалось брать с собой запас горючего в канистрах, что существенно влияло на безопасность: канистры крепились снаружи, была велика вероятность возгорания при попадании осколка.

    Но это, что называется, частности. Основной вопрос — вооружение. На шасси Gun Carrier Mark I штатно можно было установить два типа орудий: пятидюймовую полевую пушку или шестидюймовую гаубицу. Располагались они в центре корпуса на специальной станине, ствол торчал между «скворечниками» мехвода и командира. Вдобавок, стрелять непосредственно с гусеничного шасси могла исключительно гаубица — пятидюймовку приходилось снимать с танка при помощи рельсового механизма в передней части корпуса и ставить на обычный полевой лафет. Колёса для лафета перевозились на бортах.

    ​ - Заря самоходной артиллерии. Британский монстр | Военно-исторический портал Warspot.ru

    Из этого вытекает проблема работы экипажа, которому приходилось до крайности нелегко. Если огонь вела гаубица, механик-водитель и командир расчёта обязаны были покинуть свои кабины — иначе не избежать тяжелейшей контузии и ожогов пороховыми газами. Монтирование пятидюймовки на обычном лафете было сложным и требовало отточенных навыков, а также являлось крайне небезопасным мероприятием, особенно в условиях сражения — расчёт не был ничем защищён от обстрела неприятелем. Ну и «открытая» перевозка боеприпасов вообще угрожала детонацией боезапаса при прямом попадании.

    Манёвренность Gun Carrier Mark I не просто оставляла желать лучшего, её попросту не было: десятиметровый агрегат на просёлках не вписывался в повороты, и машину приходилось «доворачивать» с помощью лошадей или тракторов, окажись таковые поблизости. Переустановка пятидюймовой пушки с шасси на обычный лафет занимала около часа — о какой мобильности тут вообще может идти речь? Ну и наконец, мест для артиллерийского расчёта не было, и пушкари шли пешком рядом с машиной. В лучшем случае — могли ехать на крыше.

    До сих пор остаётся открытым вопрос: успели повоевать Gun Carrier Mark I или нет? Мнения разнятся. Всего Военное министерство заказало пятьдесят машин, из них сорок восемь несли вооружение, а ещё две переоборудовали в вспомогательные инженерные средства с тяжёлым краном, призванным вытаскивать из грязи и воронок повреждённые танки Mk. Боевые Gun Carrier объединили в две роты по двадцать четыре аппарата в каждой.

    ​Переделка Mark I в кран (почти что БРЭМ) для поднятия танков из воронок и ям - Заря самоходной артиллерии. Британский монстр | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Переделка Mark I в кран (почти что БРЭМ) для поднятия танков из воронок и ям

    Сохранилось достаточно фотографий этих САУ на марше или в условиях полевых лагерей, но какие либо сведения о боевом применении отсутствуют. Однако известно, что Gun Carrier использовались как транспорты и подвозчики боеприпасов с декабря 1917 года. Здесь артиллерийские транспортёры безусловно принесли немалую пользу — въедливые интенданты британского военного ведомства подсчитали, что один Gun Carrier Mark I заменял 290 носильщиков, которых вдобавок следовало бы кормить, одевать и снабжать личным оружием. После окончания Великой войны все транспортёры были пущены на слом — к величайшему сожалению, ни одной уникальной машины не сохранилось — лишь в военном мемориале в деревне Позьер (Франция) можно увидеть её муляж, но без вооружения и штатного «обвеса».

    ​БРЭМ на базе Gun Carrier Mark I за работой – с повреждённым танком, ноябрь 1917 - Заря самоходной артиллерии. Британский монстр | Военно-исторический портал Warspot.ru
    БРЭМ на базе Gun Carrier Mark I за работой – с повреждённым танком, ноябрь 1917

    Тем не менее, они были самыми первыми артиллерийскими САУ в истории! Мог бы появиться и второй вариант Gun Carrier, прототип был готов, но в 1918 году война кончилась, и надобность в нём отпала. Кроме того, военная мысль сосредоточилась на дальнейшей разработке обычных танков — стало ясно, что вооружение должно располагаться в башне, а шестидюймовую гаубицу туда не засунешь. Развитие САУ приостановилось до тридцатых годов, хотя отдельные проекты появлялись в СССР и в Америке — с самоходками экспериментировал знаменитый Уолтер Кристи.

    ​Муляж Gun Carrier Mark I в Позьере - Заря самоходной артиллерии. Британский монстр | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Муляж Gun Carrier Mark I в Позьере

    А когда началась Вторая мировая, все воюющие державы вдруг вспомнили, что мобильная артиллерия невероятно полезна, и начался взрывной рост выпуска этих машин, тем более что уже были созданы подходящие танковые шасси. Но это уже совсем другая история.

    Андрей Мартьянов

    История · античность · литература · бронетехника · авиация · классика

    Процесс века: Жанна д’Арк в Руане на Warspot.ru
    Процесс века: Жанна д’Арк в Руане
    Процесс века: Жанна д’Арк перед костром на Warspot.ru
    Процесс века: Жанна д’Арк перед костром
    Стефан Джевецкий: мечта о субмарине на Warspot.ru
    Стефан Джевецкий: мечта о субмарине
    Поделиться
    • 2
    • 28
    • 0
    • Статьи по теме
    • Комментарии (1)
    Подготовка «зеленых беретов» на Warspot.ru
    Подготовка «зеленых беретов»
    Длинная рука по-английски на Warspot.ru
    Длинная рука по-английски
    Цифры Warspot: из 18 букв  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: из 18 букв
    Нервная система американской армии на Warspot.ru
    Нервная система американской армии
    • Статьи по теме
    • Комментарии (1)
    Неизвестный
    © 2014 — 2022 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google