Новый торпедоносец-бомбардировщик TBF традиционного разработчика палубных самолетов для флота США - фирмы "Грумман" - начал поступать в строевые части в феврале 1942 года. По стечению остоятельств первый публичный показ самолета произошел в день нападения Японии на Перл-Харбор, и в итоге новая машина вполне логично получила собственное имя Avenger ("Мститель").

"Эвенджер", к производству которого под обозначением TBM позднее подключилась обладающая огромными производственными мощностями "Дженерал Моторс", начал быстро вытеснять своего предшественника, торпедоносец "Девастейтор" фирмы "Дуглас" на палубах авианосцах и в эскадрильях корпуса морской пехоты.

К сожалению, боевой дебют "Мстителя" произошел в духе известной русской пословицы про блины - в ходе сражения за Мидуэй взлетевшая с атолла шестерка топедоносцев пыталась атаковать флагманский японский авианосец "Акаги". Малочисленная группа, пришедшая к цели без истребительного сопровождения, кроме всег опрочего, пилотировавшаяся неопытными летчиками, была буквально растерзана японскими "Зеро". Аккуратно, по-школьному, встающие на боевой курс торпедоносцы, также аккуратно и спокойно были сбиты, не успев сбросить торпеды. На свой аэродром из шестерки пришла только одна машина, да и то она подлежала списанию. В итоге весь триумф победы при Мидуэе достался эскадрильям пикировщиков "Донтлесс".

Однако, опыт - дело наживное, и очень скоро "Эвенджер" стал одним из символов войны, и не только на Тихом океане. Выпускавшийся до конца войны (производство закончено в сентябре 1945 г., произведено более 9800 машин) самолет принимал участие во всех сражениях войны с Японией, а венцом его карьеры стала решающая роль в потоплении суперлинкоров "Мусаси" и "Ямато". На другой стороне земли "Эвенджеры" из авиагрупп эскортных авианосцев несли менее заметную, но не менее важную службу по обеспечению проводки караванов транспортных судов, шедших в Великобританию и СССР с грузами ленд-лиза.

В настоящее время в мире сохранилось около 25 машин в летном состоянии, не считая многочисленных экспонатов в статических экспозициях. Послушайте звук двигателя этого настоящего самолета-солдата, большого и шумного, которому из-за больших нагрузок всегда не хватало мощности!