Новый торпедоносец-бомбардировщик TBF традиционного разработчика палубных самолетов для флота США — фирмы «Грумман» — начал поступать в строевые части в феврале 1942 года. По стечению остоятельств первый публичный показ самолета произошел в день нападения Японии на Перл-Харбор, и в итоге новая машина вполне логично получила собственное имя Avenger («Мститель»).

«Эвенджер», к производству которого под обозначением TBM позднее подключилась обладающая огромными производственными мощностями «Дженерал Моторс», начал быстро вытеснять своего предшественника, торпедоносец «Девастейтор» фирмы «Дуглас» на палубах авианосцах и в эскадрильях корпуса морской пехоты.

К сожалению, боевой дебют «Мстителя» произошел в духе известной русской пословицы про блины — в ходе сражения за Мидуэй взлетевшая с атолла шестерка топедоносцев пыталась атаковать флагманский японский авианосец «Акаги». Малочисленная группа, пришедшая к цели без истребительного сопровождения, кроме всег опрочего, пилотировавшаяся неопытными летчиками, была буквально растерзана японскими «Зеро». Аккуратно, по-школьному, встающие на боевой курс торпедоносцы, также аккуратно и спокойно были сбиты, не успев сбросить торпеды. На свой аэродром из шестерки пришла только одна машина, да и то она подлежала списанию. В итоге весь триумф победы при Мидуэе достался эскадрильям пикировщиков «Донтлесс».

Однако, опыт — дело наживное, и очень скоро «Эвенджер» стал одним из символов войны, и не только на Тихом океане. Выпускавшийся до конца войны (производство закончено в сентябре 1945 г., произведено более 9800 машин) самолет принимал участие во всех сражениях войны с Японией, а венцом его карьеры стала решающая роль в потоплении суперлинкоров «Мусаси» и «Ямато». На другой стороне земли «Эвенджеры» из авиагрупп эскортных авианосцев несли менее заметную, но не менее важную службу по обеспечению проводки караванов транспортных судов, шедших в Великобританию и СССР с грузами ленд-лиза.

В настоящее время в мире сохранилось около 25 машин в летном состоянии, не считая многочисленных экспонатов в статических экспозициях. Послушайте звук двигателя этого настоящего самолета-солдата, большого и шумного, которому из-за больших нагрузок всегда не хватало мощности!