Мнение большинства специалистов о «карманном линкоре» Deutschland единодушно: «Удачное сочетание очень мощной для сравнительно небольшого водоизмещения артиллерии с достаточно высокой скоростью и неплохой защитой делали его весьма опасным противником для любого крейсера того времени»
По условиям Версальского мирного договора, подписанного 28 июня 1919 года, Германия была низведена до статуса второразрядной морской державы без каких-либо надежд на возрождение былой мощи. Побежденной стране разрешили иметь военный флот общим водоизмещением не более 108000 т и численностью личного состава не более 15000 человек (в том числе, не более 1500 офицеров), состоящий из 6 броненосцев, 8 крейсеров, 12 эсминцев и миноносцев. Замена старых кораблей на новые разрешалась не ранее чем через 20 лет для броненосцев и крейсеров, и не менее чем через 15 лет для эсминцев и миноносцев (время отсчитывалось с даты спуска кораблей на воду). Водоизмещение новых кораблей не должно было превышать 10000 т для броненосцев, 6000 – для крейсеров, 800 – для эсминцев, 200 – для миноносцев. Максимальный калибр артиллерийских орудий не мог превышать 280 мм. Отдельные статьи Версальского договора запрещали Германии иметь подводные лодки и авиацию. Строгость вышеперечисленных условий показалась чрезмерной даже самим союзникам, и в 1920 году Верховный совет послов разрешил Германии дополнительно держать в резерве боевые корабли общим водоизмещением 32400 т. В итоге материальная часть нового германского флота, получившего 1 января 1921 года новое название («Рейхсмарине»), увеличилась до 8 броненосцев (включая броненосцы Lothringen и Preussen, переоборудованные в плавбазы катеров-тральщиков), 8 крейсеров, 13 эсминцев, 16 (по другим данным – 17) миноносцев, 2 орудийных тендеров и 5 прочих кораблей.
Новая доктрина «крейсерской войны»
Неудовлетворительное состояние материальной базы, доставшейся Рейхсмарине от кайзеровского флота (в частности, все броненосцы были спущены на воду в 1902-06 годах), заставила германское командование задуматься об обновлении ВМС уже в начале 20-х годов. При разработке кораблестроительной программы Германии учитывались следующие оперативно-стратегические соображения:
- основным вероятным противником Германии является Польша и связанная с ней союзным договором Франция. Позиция Великобритании рассматривается как нейтральная;
- на Балтийском море основными задачами ВМС являются: поддержка фланга сухопутной армии; защита коммуникаций между основной частью Германии, Швецией и Восточной Пруссией;
- на Северном море основными задачами ВМС являются: защита побережья; защита германских морских коммуникаций; действия на морских коммуникациях Франции.
Первоначальной задачей программы являлась замена устаревших легких крейсеров и миноносцев новыми кораблями, способными воспрепятствовать проникновению французского флота в Балтийское море и обеспечить эскортирование германских торговых судов в Северном море. По сохранившимся тактико-техническим заданиям на строительство кораблей ясно прослеживается стремление немцев создать боевые единицы, пригодные не только для эскортирования, но и для ведения «крейсерской войны». Именно новая версия доктрины «крейсерской войны», сформулированная выдающимися немецкими военно-морскими теоретиками Отто Гроосом и Вольфгангом Вегенером, была призвана заменить доктрину «владения морем», господствовавшую в последние годы существования кайзеровского флота. Критически осмыслив действия германского флота в ходе Первой мировой войны, адмиралы пришли к выводу «о возможности действий небольшого флота против более крупных сил противника при наличии необходимой инициативы и выгодно расположенных баз (в том числе, Норвегии и атлантического побережья Франции)». Не только ярым сторонником, но и теоретиком «крейсерской войны» силами надводных кораблей являлся адмирал Эрих Рёдер, назначенный в 1922 году инспектором боевой подготовки Рейхсмарине.
Основную пользу крейсеров Редер усматривал не в прямом ущербе судоходству, а в отвлечении на борьбу с ними значительного количества крупных кораблей противника, включая линкоры и авианосцы. Такая постановка задачи требовала наличия в составе Рейхсмарине крупного рейдера, который должен был быть «сильнее любого крейсера противника и быстроходнее любого линкора», а потому в середине 20-х годов немцы приняли окончательное решение отказаться от постройки хорошо защищенного монитора или броненосца береговой обороны в пользу строительства корабля для ведения «крейсерской войны». Поскольку версальские ограничения запрещали строительство крейсеров водоизмещением более 6000 т, новый корабль, по сути, представлявший собой тяжелый крейсер с пониженной скоростью и запредельным для своего класса вооружением, было решено строить по квоте броненосцев и именовать «panzerschiffe» (броненосец). В историю новые корабли вошли под английским именем «pocket battleships» («карманные линкоры»).
Строительство «карманных линкоров» типа Deutschland
Перед проектировщиками нового «броненосца» была поставлена непростая задача – создать корабль, вооруженный не менее чем шестью 280-мм орудиями и развивающий скорость не менее 23 узлов, с дальностью плавания в 9000 миль при скорости 19 узлов и стандартным водоизмещением не более 10000 т. Вопреки расхожему мнению, при строительстве головного «карманного линкора» немцы пунктуально отнеслись к соблюдению ограничений по водоизмещению – по мнению многих специалистов, даже широкое применение электросварки изначально было вызвано желанием сэкономить на весе заклепок. Историк военно-морской разведки Дональд Маклахан в своей книге «Тайны британской разведки» утверждает, что англичане не имели серьезных претензий к водоизмещению головного корабля. Справиться с задачей по созданию нового корабля удалось группе инженеров под руководством Пауля Прессе за счет принятия нескольких новаторских, но, в то же время, спорных решений:
- на корабле максимально сократили количество и уменьшили размеры надпалубных построек;
- было применено дифференцированное бронирование;
- была использована дизельная энергетическая установка.
Проект Пауля Прессе утвердили 11 апреля 1928 года (официальный заказ на строительство корабля, впоследствии получившего имя Deutschland, был выдан 17 августа 1928 года). На сегодняшний день неизвестно, сколько кораблей типа Deutschland планировали построить (в различных источниках фигурируют цифры от 5 до 10). Головной корабль заложили по программе 1928 года (на тот момент у немцев еще не существовало перспективных многолетних программ и они утверждались ежегодно). Принятая в 1931 году первая многолетняя программа «План строительства кораблей для замены устаревших» предусматривала строительство четырех кораблей, а «План строительства ВМС на период до 1950 года», принятый в марте 1934 года (уже после закладки пяти линкоров типа Deutschland), упоминает о строительстве еще пяти боевых единиц. Этот документ трактуется историками неоднозначно: по одной версии, он предусматривал строительство еще пяти кораблей, по другой – в нем указано общее запланированное количество кораблей.
Условное название |
Название после ввода в строй |
Верфь |
Дата закладки |
Дата спуска на воду |
Дата ввода в строй |
Panzerschiffe A (Ersatz Preussen) |
Deutschland (с 15.11.39 – Lutzow) |
Deutsche Werke (Киль) |
05.02.1929 |
15.05.1931 |
01.04.1933 |
Panzerschiffe B (Ersatz Lothringene) |
Admiral Scheer |
Верфь ВМФ (Вильгельмсхафен) |
25.06.1931 |
01.04.1933 |
12.11.1934 |
Panzerschiffe C (Ersatz Braunsweig) |
Admiral Graf Spee |
Верфь ВМФ (Вильгельмсхафен) |
01.10.1932 |
30.06.1934 |
06.01.1936 |
Panzerschiffe D (Ersatz Elzass) |
- |
- |
02.1934 |
- |
- |
Panzerschiffe E (Ersatz Hessen) |
- |
- |
02.1934 |
- |
- |
После заключения 18 июня 1935 года англо-германского морского договора, фактически отменявшего версальские ограничения, от дальнейшего строительства «карманных линкоров» отказались (задел по строительству Ersatz Elzass и Ersatz Hessen позднее использовали при строительстве линейных крейсеров типа Gneisenau).
Тактико-технические характеристики
Корпус, рассчитанный на длительные океанские походы, собирался по продольной схеме с большим количеством поперечных связей. Как показала дальнейшая эксплуатация головного корабля, в целом мореходность оказалась достаточной для действий в океане, однако прямой форштевень и прилегавшая к нему плоская палуба приводили к заливанию носовой части при движении против волны в ветреную погоду. Интересно, что этот недостаток, выявленный в начале 30-х годов, устранили только в ходе модернизации кораблей в 1944 году путем установки форштевня классической «крейсерской» формы. Корпус имел противоторпедные були, двойное дно на протяжении 92% длины и разделялся на 16 отсеков. С целью экономии массы головной корабль получил надстройку в виде большой трубы, внутри которой проходили кабели связи, ведшие к мостику и дальномерному посту. С боков и спереди к этой трубоподобной надстройке присоединили несколько мостиков и рубок. Как показала эксплуатация, такая конструкция оказалась неудобной по двум причинам:
- в небольшие надстройки не вместились все помещения, необходимые для управления кораблем, а также боевые части;
- сильная вибрация от работы дизельных двигателей из-за легковесности трубоподобной надстройки делала невозможной работу поста управления огнем на топе.
Поскольку после прихода Гитлера к власти к версальским ограничениям в Германии стали относиться менее серьезно, на двух последующих кораблях вместо трубоподобной установили башнеподобную надстройку, перед которой появилась значительная по объему надстройка обычного типа. Однако на кораблях башнеподобная надстройка просуществовала недолго. В ходе модернизации 1941 года на «карманном линкоре» Admiral Scheer ее заменили на трубоподобную, сходную по конструкции с первоначальной, но с другим расположением мостиков. В качестве причины обычно указывают смещение центра тяжести корабля, вызванное установкой башнеподобной надстройки. Изменение условий строительства после прихода Гитлера к власти, а в особенности подписание англо-германского договора привели к росту водоизмещения кораблей типа Deutschland.
|
Deutschland |
Admiral Scheer |
Admiral Graf Spee |
Стандартное водоизмещение, т |
10600 |
11550 |
12100 |
Полное водоизмещение, т |
14290 |
15180 |
16020 |
Длина, м |
186 |
186 |
186 |
Ширина, м |
20,7 |
21,34 |
21,65 |
Осадка, м |
5,8-7,3 |
5,8-7,3 |
5,8-7,3 |
Бронирование
Вертикальная защита корабля носила эшелонированный характер. Основным ее элементом являлся начинавшийся перед носовой башней главного калибра и заканчивавшийся за срезом полубака главный броневой пояс, прикрывавший по вертикали расстояние между верхней и броневой палубами, а также примерно половину расстояния между броневой и средней палубами. По первоначальному проекту броневой пояс имел наклон 12-13,5 градуса нижней кромкой вглубь корпуса и состоял из двух слоев плит одинаковой ширины, причем срез нижней кромки обеспечивал плавный переход от толщины 80 мм вверху пояса до толщины 50 мм внизу пояса. Толщину 80 и 50 мм пояс имел в месте расположения энергетической установки и части погребов (между 42 и 136 шпангоутами), далее в нос и корму толщина верхней части снижалась до 60 мм.
С носа и кормы пояс замыкался бронированными траверзами. Выше броневой палубы на расстоянии примерно 3,7 м от диаметральной оси корабля проходила верхняя броневая переборка, расположенная строго вертикально и доходившая до верхней палубы. Ниже броневой палубы до второго дна параллельно главному броневому поясу проходила нижняя противоторпедная броневая переборка. Главная броневая палуба не опиралась на верхнюю кромку пояса и не имела скосов (ее толщина колебалась от 45 до 15 мм). Верхняя палуба имела толщину 18 мм на всем протяжении цитадели. Бронирование последующих кораблей существенно отличалось от головного – на них была изменена толщина брони, а на Admiral Scheer главный броневой пояс повернули «вверх ногами» (его толщина в верхней части составляла 50 мм, в нижней – 80 мм).
|
Deutschland |
Admiral Scheer |
Admiral Graf Spee |
Главный пояс |
80-50 |
50-80 |
100 |
Траверзы |
60 |
50 |
100 |
Верхняя переборка |
40 |
40 |
40 |
Носовая оконечность |
18 |
17 |
17 |
Кормовая оконечность |
30-40 |
40 |
45 |
Противоторпедная переборка |
45 |
40 |
40 |
Башни |
140-85 |
140-85 |
140-85 |
Барбеты |
125 |
125 |
125 |
Рубка |
150-50 |
150-50 |
150-50 |
Главная палуба |
45-30 |
40-20 |
70-20 |
Верхняя палуба |
18 |
18 |
18 |
Основным объектом критики бронирования кораблей типа Deutschland является их горизонтальная защита. В частности, критики часто вспоминают об относительно крупных повреждениях, полученных линкором Deutschland 29 мая 1937 года в результате налета авиации испанских республиканцев (два прямых попадания и взрыв у борта одной 50-кг бомбы привели к крупному пожару, уничтожившему гидросамолет, унесшему жизни 19 и ранившему 81 члена экипажа).
Безусловно, даже усиленное бронирование Admiral Graf Spee с 70-мм толщиной броневой палубы над артиллерийскими погребами не соответствовало требованиям, предъявляемым к линейным кораблям, однако не следует забывать, что отнесение Deutschland к категории линкоров или броненосцев весьма условно. Эти корабли создавались не для линейного боя на больших дистанциях, требующего мощной горизонтальной защиты от крупнокалиберных снарядов, а для боя на ближних и средних дистанциях со слабовооруженными торговыми судами и крейсерами эскорта. Принятая на Deutschland система бронирования существенно превосходила защиту любого крейсера «вашингтонского» типа первого поколения, обеспечивая преграду для снарядов калибра 90-125 мм при комбинации вертикальных и горизонтальных защит, и полностью соответствуя поставленным задачам. В целом, «карманные линкоры» оказались весьма живучими кораблями. Так, в результате попадания торпеды с британской подводной лодки Spearfish в ночь с 10 на 11 апреля 1940 года в линкор Lutzow его корпус позади кормовой башни надломился (фактически корма оказалась полуоторванной) и были затоплены четыре отсека (корабль принял около 1300 т воды). Тем не менее, Lutzow сохранил плавучесть и к вечеру 13 апреля был отбуксирован в Киль, где и простоял на ремонте более полугода.
Комментарии к данной статье отключены.