Стремительное наступление Красной Армии в 1944-1945 гг. возродило интерес к плавающим танкам, который был практически утрачен с потерей предвоенного парка амфибий в первый год войны. Выяснилось, что при высоких темпах наступления саперы попросту не успевают за передовыми частями, в итоге пехота форсирует водные преграды на подручных средствах, оставаясь без поддержки бронетехники.

С завершением Второй мировой войны проблема осталась актуальной, так как началась Холодная война, и наиболее вероятным театром военных действий по-прежнему оставалась Европа с развитой сетью водных преград, поэтому разработка плавающих танков была среди приоритетных задач оборонной промышленности. После нескольких неудачных конструкций, которые не были приняты на вооружение, ВНИИ-100 удалось разработать машину, которая устроила бы военных. В 1951 году танк, получивший индекс ПТ-76 (плавающий танк с 76-мм орудием), пошел в серию.

Это была машина с массой 14,5 тонн, вооруженная 76-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом, вместо традиционных гребных винтов оснащенная двумя водометами в качестве движителя. Танк выпускался до 1967 года, было выпущено более 3000 экземпляров. Машина поставлялась на экспорт в три десята стран мира и кое-где еще стоит на вооружении. В России ПТ-76 постепенно был вытеснен из армии широким развитием класса БМП, но на данный момент еще около 150 машин находятся на базах хранения.