Крестовые походы – легендарная эпоха, к которой непросто подступаться историку, вооружённому позитивизмом. Геополитический передел тогдашнего мира, столкновение культур – каждый эпизод которых при этом являлся сакральным. Не случайно призыв европейского рыцарства на Ближний Восток прозвучал из уст римского папы Урбана II в конце ноября 1095 года.
«Иерусалим — это пуп земли, край, плодоноснейший по сравнению с другими, земля эта словно рай… И этот царственный град… находится у врагов. Он жаждет освобождения. Вступайте же на эту стезю во искупление своих грехов», – провозглашал понтифик. И он был услышан всеми, имевшими право держать в руке меч.
Уже весной следующего года голытьба и безземельное рыцарство Франции двинулись в святую землю, дабы освободить её. Возглавивший этот безнадёжный поход монах Пётр, прозванный Пустынником, обладал редким даром убеждения, увлекая за собой пилигримов. Люди брели зачастую без оружия и лошадей, но вместе с домочадцами. Впереди одной из частей этой стихийной армии шли гусь и коза, символы достатка для крестьян. Поход бедноты оставлял по пути след из пепелищ и еврейских погромов.
Но как бы то ни было, 21 октября 1096 года турки-сельджуки разгромили первых крестоносцев. Беднякам дорого пришлось заплатить за свои грёзы. Сарацины же укрепились во мнении о своей непобедимости.
Тем временем в том же 1096 году на Западе собиралось уже подлинное войско. Под знамя Святого Креста вставали феодалы – знать и цвет европейского рыцарства. Эти люди, с мечом с колыбели, были движимы определённой целью и в избытке располагали средствами для её достижения. Их предводители – герцог Готфрид Бульонский, князь Боэмунд Тарентский – не стояли за ценой, даже согласившись признать византийского императора своим сюзереном. В 1097 году была сокрушена армия турок-сельджуков во главе с султаном Килидж-Арсланом, взята его столица Никея. Захват Эдессы и Антиохии на пути следования крестоносцев порождал новые ближневосточные государства. Целые армии оставались в их пределах, воинство сокращалось. Но значение имел только Иерусалим.
Этот город на исходе XI века являлся святыней и для мусульман. «Люди из этих провинций, если они не могли совершить хадж, в положенное время съезжались в Иерусалим и совершали там должные обряды, а в день праздника резали жертвенное животное, как это было принято делать [в Мекке]» – свидетельствовал персидский ученый Насир-и Хусрау.
На рассвете 7 июня 1099 года крестоносцы подошли к Иерусалиму. Святую землю, «второй рай», франки узрели, поднявшись на гору, позже названную Монжуа («Гора радости»).
Вид, который открылся им, поражал воображение и… заставлял призадуматься. Расположение города делало его труднодоступным. Почти со всех сторон крепость окружали горы. К Иерусалиму можно было подобраться только с севера.
Сознавая это, египетский халиф, тогдашний владыка города, успел подготовиться. Все жители-христиане были изгнаны, бойницы загорожены тюками с хлопком и сеном, колодцы в окрестностях Иерусалима приведены в негодность. Скот был угнан далеко в горы. И хотя в гарнизоне Иерусалима насчитывалось не столь много воинов, всего около тысячи человек, из Египта на помощь им уже спешила большая армия под командованием визиря Малика аль-Афдала.
Воодушевлённые прежними победами и порогом Земли обетованной, крестоносцы полагали, что взятие иерусалимских укреплений не станет проблемой. Однако все их попытки захватить Иерусалим, начиная с 12 июня, были безуспешны. Тягостная осада затянулась на пять недель. Даже по меркам суровых нравов Средневековья обстановка была близка к критической. Почти без воды, провизии и фуража европейское войско таяло, подтачивалась и его вера в победу.
На помощь крестоносцам пришли генуэзцы и англичане. 17 июня в гавань Яффы вошли генуэзские корабли, вёзшие хлеб, вино и немало осадного снаряжения. Однако подоспевшие египетские войска заперли гавань. Как следствие, и из этой помощи крестоносцы смогли получить сравнительно немногое. Осада затягивалась; откладывать штурм более было нельзя.
Спешно заготавливались плетёные щиты и лестницы, нехватка оружия компенсировалась дрекольем. Египтяне, следя за приготовлениями франков, усиливали слабые места в обороне. Крестоносцами были воздвигнуты две осадные башни под командованием герцога Готфрида Бульонского и графа Раймунда Тулузского. Штурму предшествовал крестный ход, организованный участвовавшим в походе духовенством.
14 июля крестоносцы пошли на приступ. Тараны били в городские врата, воины карабкались на стены, с осадных башен организовывали переправы на стены Иерусалима. Но ни одна попытка не увенчалась успехом.
Наступила ночь с 14 на 15 июля. Сарацины опасались нападения под её покровом, а европейцы страшились за сохранность своих башен от сожжения. То было затишье перед бурей.
Тараны, лестницы и подвижные башни были придвинуты вплотную к стенам. Утром египтяне пришли в ужас, видя, как на стены Иерусалима накатывает живая волна. Крестоносцы неожиданно воспрянули духом, бог весть откуда появились свежие силы, и они были буквально всюду вдоль периметра крепости. Их не могли остановить ни камни, ни горящая солома, ни сбрасываемые обороняющимися брёвна. Легенды гласят, что в этот день на Масличной горе возник рыцарь и, размахивая мечом, сотворил знак, призывающий двигаться вперёд. Первым на стенах города оказался безвестный рыцарь Летольд. Следом укрепления одолели Готфрид Бульонский, Танкред Таренский и иные прославленные воины. Взломав ворота, крестоносцы хлынули внутрь, и началась резня… Захватчики не оставляли в живых никого на своем пути: они убивали мужчин, женщин, детей, калек и стариков. Выжившие спешили в место, которое казалось им спасительным — храм Соломона. Иерусалим охватили избиение и грабёж. Рыцари зачастую вешали свой щит на двери жилища, демонстрируя его захват. Происходящее в храме Соломона, когда воины Креста добрались и туда, описывает летописец и священник Раймонд д’Ажиль:
Количество пролитой в тот день крови невероятно… Но всё это было ничтожно по сравнению с тем, что произошло в Храме Соломона. Что там произошло? Если я расскажу правду, она превзойдёт границы вашей веры. Достаточно упомянуть только то, что в Храме Соломона и во дворе его кровь доходила до колен ехавшим верхом и до конской узды. Действительно, Бог справедливо и великолепно рассудил так, что это место заполнилось кровью неверных.
Вместе с мусульманами пострадали и иерусалимские евреи. Они были согнаны в синагогу и сожжены заживо.
Город пал; франки справляли свой триумф по стремена в крови. Папа Урбан II умер 29 июля 1099 года, так и не узнав, что Земля обетованная освобождена. Он не завещал относительно будущего Иерусалима никаких распоряжений, породив тем самым смуту и раздор вокруг владычества над городом. Тем не менее, Первый крестовый поход завершился образованием Иерусалимского королевства и нескольких латинских княжеств на Востоке. События сменяли друг друга: Готфрид Бульонский был назначен Защитником Гроба Господня 22 июля 1099 года, а 1 августа в Иерусалиме был избран первый латинский патриарх — Арнульд Шокесский. 5 августа был обретён крест, на котором распяли Иисуса Христа. Через неделю мусульмане попытались вернуть город, но были разбиты Готфридом. Им предстояло ждать реванша ещё около ста лет, когда Иерусалим был потерян вновь.
Комментарии к данной статье отключены.