В один из летних дней 789 года на побережье англосаксонского королевства Уэссекс произошло событие, на которое обратили внимание исключительно местные летописцы. К берегу острова Портленд, в эпоху Римской империи именуемого по-латыни Винделисом, пристали три длинных ладьи, способных идти как на веслах, так и под парусами. С кораблей высадились бородатые светловолосые незнакомцы, говорившие на языке, отдалённо сходном с древнеанглийским – по крайней мере, корни большинства слов были понятны обитателям Уэссекса. Навстречу корабельщикам вышел тан Беохтрик со своими людьми. О чём велась беседа, нам неведомо, но закончилась она ссорой: чужеземцы убили Беохтрика, вырезали его невеликий отряд, забрали трофейное оружие, погрузились на ладьи и исчезли в океане.
В целом, эта история по тем временам не была чем-то из ряда вон выходящим – дело насквозь житейское. Англосаксонские королевства Британии прилежно враждовали между собой, а когда близкородственные свары надоедали, принимались шпынять кельтов в Уэльсе или Шотландии, получали сдачи и вновь возвращались к привычным междоусобицам. Война была делом самым обыденным, а уж если обращать внимание в летописях на каждую мелкую стычку – никакого пергамента не напасёшься. Так почему же столь незначительный инцидент на Винделисе привлёк внимание хрониста, а в наши времена считается едва ли не ключевым событием VIII века в Европе, давшим старт новой эпохе?

Тут необходимо отметить, что англосаксы уже больше двухсот лет были христианами – равно как и все без исключения их соседи: франки и бретонцы за Ла-Маншем, ирландцы, шотландцы и валлийцы. Реликты многобожия если и сохранялись, то на бытовом уровне или в совсем уж отдалённых и труднодоступных горных районах. Высадившиеся же в Уэссексе невоспитанные бородачи оказались самыми настоящими язычниками – что само по себе было крайне необычно.
История с таном Беохтриком – первое документальное свидетельство появления викингов. Разграбление Линдисфарна и Ярроу, набеги на Ирландию, высадка на Оркнейских и Шетландских островах – всё это произойдет потом. В 789 году никто из британцев или франков даже предположить не мог, что христианская Европа столкнулась с силой, которая за три последующих столетия изменит не только границы, но и демографическую ситуацию, культуру и даже станет причиной появления новой молитвы: «A furore Normannorum libera nos, Domine!» – «От ярости норманнов спаси нас, Господи!»
Так давайте попробуем разобраться, откуда взялись викинги, кто они такие и почему вообще состоялось их нашествие.
Скандинавия в Тёмные века
Люди на Скандинавском полуострове появились задолго до Рождества Христова. Самые ранние культуры (Конгемозе, культура Нёствет-Лихулт, культура Эртебёлле и т.д.) относятся к мезолиту и периоду около шестого тысячелетия до н.э. За две-три тысячи лет до н.э. в южной Скандинавии появляются носители «Культуры боевых топоров и шнуровой керамики», которые, предположительно, становятся ядром зарождения германских народов – они мигрируют на север от Ютландского полуострова и начинают заселять территории нынешних Швеции и Норвегии.
Впрочем, это дела совсем давние, а нас интересует период после падения Римской империи, когда группа северогерманских племён начала обособляться от остальной Европы. Великое переселение народов, крушение Рима, принятие христианства готами, франками и прочими германцами – словом, все грандиозные изменения середины первого тысячелетия нашей эры Скандинавию практически не затронули: слишком уж далеко. В Тёмные века интереса к Скандинавии никто не проявлял: франкам было чем заняться на континенте, внедрение христианства шло пускай и уверенно, но медлительно: церкви сначала следовало утвердиться в новых варварских государствах. Обитатели расположенного за Северным и Балтийским морями полуострова «варились в своём котле» много веков, практически ничего не зная о бурных событиях в Европе. Христианские миссионеры там если и появлялись, то были единичными и не способными добиться серьёзных успехов: старые германские боги почитались, как и столетия назад, и их культу ничего не угрожало.

Тут следует сделать пространное отступление и рассказать о климатических особенностях тех времён – иначе будет непонятно, с чего вдруг, начиная с VIII века, скандинавы бросились искать новые земли для поселения. С течением столетий климат не раз менялся, оптимумы (потепления) и пессимумы (похолодания) чередовались – так называемый Римский климатический оптимум, продолжавшийся со времён Юлия Цезаря примерно до 400 года нашей эры, немало способствовал процветанию Римской империи. Средняя температура тогда была выше в среднем на 1–2 градуса, римские авторы сообщают нам, что в Британии и Германии даже начали выращивать виноград – ориентировочно с 280 года н.э.
В свою очередь, климатический пессимум раннего Средневековья, наступивший во время Великого переселения, усугубил и так не самую благополучную военно-политическую и демографическую обстановку в Европе – начавшееся около V века похолодание сокращает посевные площади, особенно достаётся северным регионам вообще и, разумеется, Скандинавии в частности. Святой Григорий Турский в обширном труде VI века «История франков» отмечает: «В то время шли обильные дожди, было очень много воды, стоял невыносимый холод, дороги раскисли от грязи и реки вышли из берегов». В 535–536 годах происходит и вовсе невиданная климатическая аномалия. Дадим слово византийскому историку Прокопию Кесарийскому («Война», IV, 14. 5–6):
«…И в этом году случилось величайшее чудо: весь год солнце испускало свет как луна, без лучей, как будто оно теряло свою силу, перестав, как прежде, чисто и ярко сиять. С того времени, как это началось, не прекращались среди людей ни война, ни моровая язва, ни какое-либо иное бедствие, несущее смерть. Тогда шёл десятый год правления Юстиниана».
Другие авторы утверждают, что даже в полдень солнце выглядело «голубоватым» и предметы не отбрасывали тени – это означает, что в течение почти полутора лет в атмосфере присутствовала пылевая взвесь, вызванная извержением супервулкана или падением крупного метеорита, а, скорее всего, обоими факторами. Немецкий учёный Вольфганг Бехрингер в книге «Kulturgeschichte des Klimas» приводит археологические данные – в Норвегии VI века около сорока процентов ферм оказались заброшены, то есть их владельцы или вымерли, или мигрировали южнее. Вообще, в древнескандинавской мифологии холод, мороз и лёд имеют свойства эсхатологические, являясь символом смерти и хаоса – вспомним ледяных великанов…
Тем не менее, к VIII веку климат начинает стабилизироваться – наступает потепление, вновь расширяются посевные площади, урожаи зерновых можно снимать на широтах, прилегающих к Полярному кругу, качество жизни резко повышается. Итог вполне закономерен – взрывообразный рост населения.
Однако, тут следует учитывать не только климатические особенности, но и географическую специфику Скандинавского полуострова. Если на территории восточной Швеции имеются обширные равнины, пригодные для сельского хозяйства, то в гористой Норвегии выращивать хлеб и пасти стада можно исключительно на узких полосках земли вдоль побережья и в долинах рек. Бесконечно дробить наделы между сыновьями невозможно – земля всё равно их не прокормит. В сухом остатке: избыточное (и пассионарное) население, недостаток продовольствия. Скандинавия – не резиновая. Что делать?
Выход был найден довольно быстро – раз нет плодородной земли, значит, таковую надо искать за морем. С учётом того, что древние скандинавы давным-давно умели строить отличные корабли, решение вопроса лежало на ладони. Первый «прототип» драккара, «Хьортспрингская ладья», найденная археологами в Дании, на острове Альс, относится к IV веку до н.э. – лодка могла вместить до 20 гребцов. Больше того, скандинавские ладьи, имеющие минимальную осадку, могли ходить по любому мелководью и проникать в узкие реки.

Вот тогда-то и начинаются первые вылазки древних скандинавов в сторону континента и Британских островов – для начала в целях больше разведывательных, чем завоевательных. Необходимо было ознакомиться с обстановкой, а таковая ясно свидетельствовала: земли там много, плотность местного населения крайне невелика, таковое население к молниеносным налётам со стороны моря непривычно, да и вообще не в курсе, что они возможны. Существуют и документальные свидетельства – процитируем учёного, богослова и поэта VIII века Флакка Альбина (Алкуина):
«Триста пятьдесят лет мы и наши отцы жили в этой прекрасной земле, и никогда прежде Британия не ведала такого ужаса, какой познала теперь, после появления язычников. Никто не подозревал, что грабители могут приходить из-за моря».
Никто не подозревал. И Европа заплатила огромную цену за своё неведение.
Они пришли!
В свете вышеизложенного остаётся открытым вопрос – а как же европейские короли и игравшие всё большую политическую роль епископы прохлопали столь невероятную опасность? Куда смотрели великие исторические деятели той эпохи? В конце концов, императора Карла Великого никак нельзя назвать некомпетентным бездельником, а столь важный для государства инструмент, как разведка, бывшие варвары вполне успешно переняли у ушедшего в небытие Рима! Совершенно очевидно, что хоть какие-то связи между империей франков и Скандинавией существовали – северные границы Саксонии и Фризии примыкали к территории нынешней Дании, обитатели которой также примут живейшее участие в грядущих бесчинствах викингов.
Ответа нет. Возможно, сыграли свою роль нараставшие культурно-цивилизационные различия – вспомним слова Алкуина, в которых ключевым является понятие «язычник», которое противопоставляется «христианам». Европейцы тогда были объединены не по этническому, а по религиозному признаку: чужаком являлся любой не-христианин, будь то испанский мавр-мусульманин или почитающий богов Асгарда скандинав. До поры до времени франки и королевства Британии относились к неумытым язычникам из далёких северных фьордов пренебрежительно, искренне полагая, что Господь на стороне христиан (тогда – кто против них?!).

Теперь надо объяснить, что же мы вообще подразумеваем под термином «викинг». Само слово образуется из двух частей: «vik», то есть, «залив, бухта», и окончания «ing», обозначающего общность людей, чаще всего родовую – сравним: Каролинг, Капетинг и т.д. Получаем «человек из залива»! Исходно дружины викингов составлялись из тех самых излишков населения – младшие сыновья, не наследующие надел, люди, покинувшие род сами или изгнанные из него, а то и просто искатели приключений, богатства и славы. То есть, не оседлые скандинавы-землевладельцы. Впрочем, почему только скандинавы? В составе экипажа корабля мог оказаться кто угодно – норвежец, венед, руянин, приладожский кривич. После того как скандинавы начали осваивать «Путь из варяг в греки» через Неву, Ладогу, Волхов и далее в бассейн Волги, в составе дружин начало появляться немало славян, тем более что политеистические пантеоны Скандинавии и Древней Руси были очень близки, и на этой основе можно было весьма быстро найти общий язык.
Итак, викинг – это не профессия, не национальность и не род занятий. Это – социальный статус, маргинальная социальная группа, нечто среднее между солдатом удачи, лицом без определённого места жительства и бандитом в составе организованной группы лиц скандинавской (и не только) национальности. Такие добры молодцы безо всякой ненужной рефлексии могли запросто ограбить соседний фьорд, своих же сородичей-норвежцев или свеев – прецеденты известны. В большинстве они не были ограничены обязательной для оседлых скандинавов системой моральных табу и постепенно стали полагать, что стоят выше скучных земледельцев хотя бы потому, что в религиозной сфере началась сакрализация войны – достаточно вспомнить о культе богов-воинов, Одина, Тора и других.

Если появилась социальная группа, то в таковой непременно зарождаются своя субкультура, своя этика и свои религиозные воззрения – особенно в условиях господствующего вокруг родоплеменного строя. За примерами далеко ходить не нужно – функции жречества, годи, постепенно переходят к военным вождям: если ты удачливый конунг, значит, приближен к богам, они тебе благоволят – следовательно, ты и отправляешь необходимые ритуалы и приносишь жертвы. Гарантированно попасть в Вальхаллу после смерти можно лишь одним способом – героически погибнуть в бою. На одно из первых мест ставится личная доблесть и слава, разумеется, добытая в честной битве.
Наконец, именно викинги «изобретают» морскую пехоту в том виде, в каком мы её знаем – противопоставить их невиданной прежде тактике европейцам-христианам было нечего. Выработанная древними скандинавами схема была простой, но невероятно эффективной: внезапный налёт практически в любой точке морского или речного побережья (снова вспомним о способности драккаров ходить по мелководью), а после успешной атаки столь же молниеносное отступление, пока противник не успел подтянуть сколь-нибудь значительные силы – ищи-свищи потом этих разбойников в открытом море. Это уже потом викинги займутся респектабельной торговлей, ради любопытства откроют Исландию, Гренландию и Америку и пойдут служить в «варяжскую дружину» к византийским императорам, а в конце VIII – начале IX веков они занимались исключительно самыми вопиющими грабежами, захватом земель в Англии, Ирландии и на материке, работорговлей и прочими не менее интересными вещами…

Рассказывать здесь о первом крупном налёте викингов – атаке на монастырь святого Кутберта на острове Линдисфарн 8 июня 793 года – не имеет смысла, данная история общеизвестна. Достаточно сказать, что это неприятное событие произошло всего через четыре года после первого появления викингов у берегов Уэссекса; скандинавы очень быстро осознали, что христианские монастыри и города хранят немало богатств, которым следовало бы найти более разумное применение. С Линдисфарна викинги утащили даже гроб основателя монастыря, святого Кутберта, и его нашли только спустя триста лет, в 1104 году, по счастью, мало повреждённым. С той поры Европа более не знала покоя – они появлялись практически каждый год, то здесь, то там. Предугадать направление следующего удара было абсолютно невозможно, равно как и всерьёз противостоять скандинавам военной силой – они выскальзывали из рук, будто капли ртути; армии наследников Карла Великого или британских королей просто не успевали подойти к месту очередного нападения.
Впрочем, о дальнейшей истории походов викингов мы расскажем как-нибудь в другой раз – данный текст был призван объяснить, как климатические и географические особенности раннего Средневековья предопределили начало эпохи норманнских завоеваний, продолжавшейся триста с лишним лет.
Добавил бы пару моментов - когда скандинавов начала поджимать нехватка земли, они массово обратились к рыболовецкому промыслу, это и сформировало необходимые навыки для последующего пиратства - прочные и маневренные суда, умение ходить по морю, физическая и моральная закалка, командная работа.
Плюс Скандинавия обладает легкодоступными залежами богатой железной руды, что повлияло на качество доспехов и оружия. А населению отдельных регионов Европы и Руси приходилось довольствоваться низкокачественным болотным железом или дорого покупать привозное.
З.Ы. Уж не для "танчиков"-ли заметка готовилась? 12+, самое оно.
Немного покоробила приведенная карта. Давно известны пропагандистские интерпретации истории. На карте это неприятно проявляется. Хотя общеизвестно, что многие европейские королевские династии основаны скандинавами-норманнами, они дворяне, коренное население крепостные. Но там почему то ничего не закрашено?!! Зато территория части России обильно красненькая. Хотя спор славянофилов-западников (засланных европой ученых) имхо далеко не закончен. Кто такой Рюрик, откуда? Почему крепостничество оформилось лет на 500 позже Европы, уже явно не при варягах, Ольга, Святослав и Владимир это смена династий или как, Большая часть Европы - славяне, вы верите, что они вот так как-то тихой сапой расселились? бред, где видно один исходный народ, там значит было завоевание - короче, туманно там все пока ещё, не так однозначно, как в Европе.
Но, повторюсь - информация для "современников" по-любому полезна, особенно, если написана в популистском стиле. Автору спасибо.
Основная и, в общем, единственная мысль в статейке позаимствована из гумилевской теории (влияние климата на народонаселения и его историческое развитие, территориальное расширение - этап пассионарности по Гумилеву)... Какие космические факторы вы упоминаете?! Может имеете в виду какие-то циклы солнечной активности, которые влияют на климат Земли - потепления, ледниковые периоды и т.п. Возможно так и есть. С изменениями климата не поспоришь, а от чего они - наверное от космоса.. Или от геологических процессов в недрах Земли... Логично.
У Гумилева "от Руси к России" я этого не помню. У него же в книжке упор, насколько помню, на климат, с примерами его влияния на развитие и закат разных народов.
Жизненный цикл, по времени одинаковый для всех государств, включая этап пассионарности... - ну можно соглашаться или нет, но теория была новая и интересная, и практически подтверждаемая...
И как-то не совсем корректно в ответе Ваше отношение к этому, очевидно крупнейшему, советскому ученому-историку. Вы себя более "продвинутым" считаете? Ну-ну.
Я не говорил, что являюсь знатоком и ярым приверженцем его творчества. Кроме пары книг помнится еще смотрел его лекции по телевизору и всё. И, к слову, ранее заметил, что относиться к его наследию можно по разному, но отрицать его вклад в развитие исторической науки абсурно. Что невольно и подтверждает ваша статья.
Что-то мне говорит о том. что на самом деле вы сами немного "погуглили", пробежали наискосок какую-то критическую статейку относительно его теории и всё. Мнение сформировано, "больше знать не хочу".... Что отчасти подтверждает другое мое утверждение о примитивизме современного подхода к знаниям у поколения "миллениума".
В чем проблема-то? В том, что я сказал, что ваш доступный, популистский и не особо обремененный углублениями материал будет, тем не менее, полезен поколению "пепси"? Другие комментаторы и этого вам не сказали, только указали на поверхностность статьи.
Ну а с "изюминкой" указанной в другом комментарии тоже согласен. Социальный статус "викинг" и не требует особых обоснований. Гораздо ближе к нам по времени и соседству была точно такая же группа лиц - казаки. Я для себя провел аналогию и вроде как и пояснений особых не требуется. Последствия их "деятельности" конечно куда менее значительны, тем не менее итог был примерно один. Только там Европа, а тут территория , на которой находится современная Украина. И опять же аналогия с викингами - в России влияние этой "социальной группы" - казаков менее значительно - юг, Урал, Сибирь - да, есть, но не в статусе "титульной нации", как в Украине.
Уважаемый Гунтер варится в теме не первый десяток лет и писатель он плодовитый (50 книг). НО! Данная статья настолько популярно-попуярная, что складывается впечатление рассчитаной "на лоха" компиляции. Возможно, редакция публикует очень ранне-раннее творчество автора. ЕДИНСТВЕННЫЙ собственный посыл автора необоснован никак:
"викинг – это не профессия, не национальность и не род занятий. Это – социальный статус, маргинальная социальная группа, нечто среднее между солдатом удачи, лицом без определённого места жительства и бандитом в составе организованной группы лиц скандинавской (и не только) национальности."
Ради такой изюминки стоило протереть глаза об монитор. А где же аргументы? Почему не профессия как считали ранее? И где остальная конкретика. Мартьянов выставляет себя более как визионер (статейка тогда получается маленькая, но картинки годные) чем как серьёзный исследователь, - фактаж скуп и тонет в общих данных которые в ХХI веке доступны и без ещё одной статьи.
Так в чём видит "феномен викингов" сам автор и в чём он проявляется в наш век?
ИМХО, в отдельных случаях редакции стоит делать пояснения к публикуемому материаллу, - эксклюзив для варспота или перепев от девяностозатёртого года.
Отвечаю.
1. Это - научно-популярный портал. Как выразился автор, "реССурс". Что-то я не уверен, что все поголовно посетители обладают глубочайшими познаниями "Макара, видного историка из Новосибирска". :)
2. В чем собственно претензии лично ко мне? Тонет в общих и "общеизвестных" данных? Я не уверен, что хотя бы 2 человека из сотни были осведомлены о климатическом пессуме раннего средневековья.
3. Феномен ваш покорнейший видит в уникальном сочетании климатическо-географических условий, в результате чего появилась "профессия", или же в моем видении - социальный статус.
Я понимаю, что оскорблено святое и непопираемое - ваше _личное_ и романтическое восприятие данного феномена, но тут - формат короткой статьи, а не диссертации - напишите диссетрацию, мы с удовольствием таковую почитаем.
Здесь диссертации по формату не подходят. Более того, я предпочитаю быть свободным от демагогии наподобие "...в чем он проявляется в наш век". В наш век - ни в чем.
Не следует заниматься историей Древней Скандинавии по книгам Марии Семеновой. Примите и проч.
Неудовлетворённое любопытство ведёт к неврозу, - так, что - не зря я зарегистрировался.
Прочтя ещё пару раз статью и коментарии, соглашусь - с моей стороны было не корректно строить из себя главаря учёного совета и требовать научной обоснованности от писателя-фантаста. Но, я должен был попытаться раскрутить автора на ещё вкусняшек... Не смог сдержаться.
И ещё одно "спасибо", за обогащение идеей использования буквосочетания "климатический пессум". В комплекте с буквосочетанием "феномен" такая красивость обогатила мой лексикон. :)
Диссертацию мне, увы, пришлось защитить не по викингам, ибо - в моём регионе проживания наступил период тотального пробивания стен головой. Как вам претензия - "у вас слишком много умных слов и они встречаются слишком часто"? И это - учённые. А 25-тилетние девочки защищаются в лёгкую.
Не будучи носителем языка, юмор увидел, но не оценил.
В нынешних условиях - полагаю (чисто субьективно), что профессии существенно опростились и возвращаются к истокам. Сперва к викингам, и неисключено, что к ходокам мезолита, и раньше, чем хотелось бы. Вот так, лично и субьективно, я полагаю и проявляется затянувшийся на тысячелетие феномен.
Про романтику, это вы преувеичиваете. Марию Семёнову я бы беспокоить не стал, мне встречались лишь художественные её работы, что не претендуют на научно-популярный характер.
Au revoir.
Постараюсь перефразировать, написать понятнее.
1. Ваша фирменная манера изложения возмутила меня отсутствием обоснований изложенных фактов. Статья больше похожа на ваши "Сказки" чем на историческую статью;
2. Ваш вывод об особом статусе викингов, вопиит - "Обоснуй", а вы подбросив изюминку, не ссылаетесь на залежи вкусняшек. Да это же "фу таким быть".
Личных претензий не имею, но ваша статья просто требует, и я думаю - другие читатели со мной согласятся, продолжения в цикл статей.