Сегодня резиденция Радзивиллов в Несвиже — одна из главных достопримечательностей Беларуси — известна как дворцово-парковый комплекс. Однако на протяжении нескольких столетий дворец был, в первую очередь, крепостью, не раз выдерживавшей осаду в ходе различных войн. В литейной мастерской на территории замка Радзивиллов была создана коллекция удивительных пушек, отличавшихся своим художественным оформлением. Посетивший Несвиж в 1886 году кронпринц Фридрих Вильгельм в своём дневнике отмечал, что «такой коллекции отличного оружия не видел ни в одном европейском музее».
Зарождение несвижской артиллерии
Белорусский историк Николай Волков обработал множество инвентарей княжеских владений в Несвиже и других городах, а также описаний вооружения крепостей других магнатских родов Великого княжества Литовского, и пришёл к выводу, что артиллерия Несвижского замка — действительно уникальное явление в военной истории этого государства. У истоков несвижского арсенала стоял маршалок великий литовский, воевода трокский и виленский Николай Криштоф Радзивилл Сиротка, первый несвижский ординат. Именно он в конце XVI века возвёл в Несвиже каменный замок на месте деревянного, доставшегося в наследство от отца.
Строя свою резиденцию, магнат не жалел средств, и в результате бастионный замок стал одной из сильнейших магнатских крепостей в Великом княжестве Литовском. Высокое качество фортификации требовало подкрепления в виде хорошего вооружения — в первую очередь, артиллерии. Сиротка это прекрасно понимал, и потому пристальное внимание уделял формированию артиллерийского парка своего замка.
Поначалу оружие собиралось из арсеналов других крепостей. Это были две железные пушки и бронзовая пушка «Месяц» (к середине XVII века они были пущены на материал для новых орудий), четыре «крюгеровские» серпантины (по имени литейщика) и дробовница «Дракон» с соответствующим изображением на стволе. В 1576–1577 гг. виленский литейщик Стефан Борникель по заказу Сиротки изготовил серию фальконетов, на стволах которых был указан их калибр, а также стояли имена заказчика и литейщика.
Николай Криштоф Радзивилл считал, что артиллерийские орудия должны отливаться для конкретной крепости, и в конце XVI века пригласил в замок немецкого литейщика Германа Мольцфельта для изготовления пушек на месте. С этой целью на территории замка была создана литейная мастерская («людвисарня»), в которой под руководством Мольцфельта трудилась группа мастеров.
Первыми в 1596 году в стенах мастерской появились «Элементы» — четыре пушки «для каменных ядер» 8-фунтового калибра. Каждая из них имела собственное имя («Огонь», «Вода», «Земля», «Воздух»), а на стволы были нанесены имя Сиротки и изображение орла с радзивилловским гербом «Трубы» на груди. В следующем году мастера создали четыре «малые пушки» также «для каменных ядер», получившие имя «Евангелисты» («Св. Матвей», «Св. Марк», «Св. Лука» и «Св. Иоанн»). Все эти пушки относились по конструкции своих стволов к позднесредневековым бомбардам, т.е., при небольшой длине ствола и широком канале для ядра, имели узкую камору для пороха. Их использовали для стрельбы не только каменными ядрами, но и картечью.
В 1598–1599 гг. Герман Мольцфельт создал четыре тяжёлые пушки: «Крокодил», «Саламандра», «Александр» и «Георгий» («Юрий»). Есть, однако, вероятность, что «Крокодил» и «Саламандра» были заказаны магнатом в одном из немецких городов, где существовали крупные литейные мастерские. Первые две относились к полукартаунам и имели калибр 24 фунта, а «Александр» и «Георгий» в инвентарях выделялись в отдельный тип, который не имел чёткого обозначения. Известно, что для стрельбы из них использовались 18- и 20-фунтовые ядра.
В 1599–1600 гг. в несвижской людвисарне были отлиты шесть более мелких пушек: «Гидра», «Цербер», «Виноград», «Цирцея», «Попугай» и «Сова». Пять из них имели калибр ¾ фунта, шестая — 1 фунт, что позволяет отнести их к средним или малым фальконетам. Эти орудия сохранились до нашего времени.
Наконец, в 1602–1603 гг. по заказу Сиротки в людвисарне были созданы пушки «Мелюзина» и «Химера» калибром 9 и 3 фунта соответственно. Вероятнее всего, «Мелюзина» относилась к типу обычных, или ординарных полукулеврин, а «Химера» — к типу обычных, или ординарных больших фальконетов. Эти пушки также сохранились до наших дней.
Орудия, созданные в мастерской Мольцфельта, в первую очередь, предназначались для Несвижского замка. Однако мастера создавали пушки и для городских укреплений Несвижа, а также для других крепостей. При необходимости пушки из несвижского арсенала могли передаваться как в другие крепости, так и войску Княжества. Например, в XVII веке «Мелюзина» совершила путешествие из Несвижа в Биржай, а затем в Олыцкий замок.
Оружие как произведение искусства
Последние восемь пушек, отлитые в мастерской Германа Мольцфельта, сделали несвижский артиллерийский арсенал всемирно известным благодаря своему совершенному художественному исполнению. Их стволы имеют разную форму и оригинальное оформление. Например, на середине ствола «Гидры» присутствует рельефное изображение семиглавого чудовища. Головы гидры также размещены в казенной части ствола. У зажигательного отверстия находится девиз «Гидра. Готовлю одиночество, когда чёрную волну поднимаю».
Стволы «Цирцеи» и «Мелюзины» имеют вид разрушенных временем колонн, которые будто бы обвязаны верёвками, чтобы избежать окончательного разрушения. Сложный и до мелочей продуманный узор пушек свидетельствует о его высокой смысловой нагрузке.
На отлитых Мольцфельтом орудиях, помимо имени и герба заказчика, размещён иерусалимский крест. Известно, что Николай Криштоф Радзивилл был человекм религиозным и преданным католическому костёлу. В своё время он совершил паломничество в Святую землю и даже вступил в ряды мальтийских рыцарей. Это и дало ему право использовать иерусалимский крест.
Среди не сохранившихся до наших дней пушек несвижского арсенала заслуживает особого внимания полукартауна «Саламандра», чьё изображение было найдено в архиве Радзивиллов в Варшаве. Ствол пушки разделён на две части: в передней находится рельефное изображение мифического чудовища, а задняя представляет собой гранёный цилиндр. Рельефная голова саламандры является главным декоративным акцентом передней части пушки, который дополняется растительным орнаментом и узором в виде рыбьей чешуи. Интересно выполнены так называемые «уши», которые использовались для подъёма ствола пушки, — в виде фигурок людей, по всей видимости пушкарей. На ствол был нанесён девиз «Огонь саламандры даёт жизнь гибельным знакам».
Идентичная по оформлению пушка «Дракон», отлитая в 1514 г. мастером Гунтхаймом, сохранилась в Базеле и представляет собой образец артиллерии императора Священной Римской Империи Максимилиана І, выполненный по заказу базельского магистрата. При создании своего артиллерийского парка Николай Криштоф Радзивилл ориентировался на образцы «максимилиановской» артиллерии, ведь для него как для ярого католика династия Габсбургов была опорой католичества в Европе. Да и сам Максимилиан І, известный не только как политический и военный деятель, но и как меценат науки и искусства, весьма импонировал несвижскому магнату. Известно, что во время трёх периодов бескоролевья в Речи Посполитой в XVI веке Сиротка поддерживал именно представителей Габсбургов в качестве претендентов на трон.
Судьба несвижской артиллерии в XVII столетии
Помимо собственно пушек в артиллерийский арсенал Несвижского замка входили гаковницы (от 86 до 217 единиц в разные годы), пулгаки (14–60), мушкеты (31–138), аркебузы (3) и другое оружие. Специфическим видом артиллерии были органы — многоствольные орудия, представлявшие собой двухколёсные возки, на которые крепились 3–5 гаковниц, а позднее — 5–9 мушкетных стволов. Количество таких возков в замке колебалось от одного до пяти в разные годы.
Органы было удобно использовать в узких местах укреплений, например в воротах, либо на фланках бастионов. Кроме того, в середине XVII века арсенал Несвижского замка пополнился 170 ручными гранатами. Известно, что их использовали защитники замка при нападении на Несвиж казаков в 1657 г. До конца XVII столетия запас гранат в замке постоянно увеличивался, так как это оружие было признано весьма эффективным.
Однако ядром артиллерийского парка были всё же пушки. На протяжении XVII столетия их количество варьировалось, однако в среднем их было в замке около 30. Перемещения пушек между крепостями были связаны как с военными действиями, в которых участвовали Радзивиллы, так и со сменой владельцев крепости, которые уделяли ей разное внимание.
Например, сын Сиротки Ян Юрий Радзивилл, второй несвижский ординат, не задумываясь подарил королевичу Владиславу Вазе, посетившему замок, две крупнейшие пушки «Св. Николай» и «Св. Криштоф», отлитые по заказу его отца. Их дальнейшая судьба неизвестна. Пушку «Мелюзина» Ян Юрий передал в Биржайский замок, а после его захвата шведскими войсками в 1625 г. она была вывезена в Стокгольм, где хранится и сегодня.
В конце XVII века значительная часть несвижского арсенала была передана в Глусский бастионный замок для укрепления этой крепости. Тогдашний несвижский ординат Кароль Станислав Радзивилл не испытывал особо сильных чувств к своей главной резиденции и вывозил оружие из Несвижа в Глуск и Бялу-Подляску. Тем не менее, при нём арсенал Несвижского замка пополнился четырьмя железными пушками и несколькими бронзовыми мортирами.
Основным военным конфликтом XVII века, в котором была задействована Несвижская крепость, стала война между Речью Посполитой и Россией 1654–1667 гг. Несвижский арсенал пополнился пушками, перевезёнными сюда из более слабых укреплений, а также орудиями, оставленными в замке войском Великого княжества, отступавшем из-под Могилёва в 1655 г. В том же году замок был занят представителем другой ветви рода Богуславом Радзивиллом, который вынашивал амбициозные планы по созданию собственного государства на территории Новогрудского и Подляшского воеводств и планировал при этом опираться в том числе и на крепость в Несвиже. Он активно занялся перераспределением оружия между крепостями. Значительная часть несвижского арсенала была вывезена в Слуцк и Мир.
В следующем году замок вернул себе законный владелец Михал Казимир Радзивилл. Он принялся восстанавливать артиллерийский парк. В частности, из устаревших и разорвавшихся в ходе эксплуатации орудий были отлиты новые пушки в честь «великих пророков» с гербом и именем Михала Казимира на стволах.
Наиболее серьёзная угроза нависла над замком в 1660 г., когда он был взят в осаду московским войском во главе с Семёном Змеевым. Героические действия соседней Ляховичской крепости и разгром московских сил в июне этого года спасли замок, а его арсенал даже увеличился за счёт трофейной московской пушки. Несколько несвижских пушек участвовали в осаде Новогрудка, где защищался московский гарнизон. После окончания боевых действий привозные пушки перешли к своим владельцам, а в Несвиж наконец вернулись «Элементы».
Падение замка в годы Северной войны
Сильнее всего пострадала Несвижская крепость в ходе Северной войны 1700–1721 гг. Канцлер ВКЛ Кароль Станислав Радзивилл, ординат несвижский, поддержал легитимно избранного короля Речи Посполитой Августа ІІ Сильного, в то время как шведский король Карл ХІІ делал ставку на Станислава Лещинского. Применяемая шведскими войсками в радзивилловских имениях тактика «выжженной земли» носила показательный характер. Это должно было принудить Кароля Станислава Радзивилла перейти на сторону шведского короля. Введённые на территорию Великого княжества Литовского российские войска и казаки, которые должны были усилить позиции Августа ІІ, так и не смогли спасти Несвиж.
Уже в 1702 г. шведское войско прошло рядом с главной резиденцией Радзивилла, однако в тот раз шведы замок не трогали. Фатальным стал поход шведской армии через Княжество в 1706 г. Войско возглавлял сам Карл ХІІ. 20 мая 1706 г. шведы подошли к Несвижскому замку. Король выдвинул ультиматум о безоговорочной капитуляции крепости, в противном случае он обещал повесить всех захваченных в крепости людей, а замок и город превратить в пепел. Моральный дух защитников замка был сломлен как недавней капитуляцией сильнейшей Ляховичской крепости, так и присутствием под стенами замка самого Карла ХІІ. Крепость сдалась.
Король отдал приказ сравнять с землёй укрепления и сжечь дворец, а сам двинулся дальше. Его приказ был исполнен: город и крепость были разрушены и разграблены, а весь арсенал перешёл в руки шведского отряда, орудовавшего в городе. 17 бронзовых и 4 железные пушки уничтожили (бронзовые расплавили, а железные попросту сбросили в замковый ров), а наиболее ценные экземпляры, в первую очередь отлитые Германом Мольцфельтом, вывезли из замка в качестве трофеев. Однако Карл ХІІ всё же не смог пополнить ими свою коллекцию оружия.
Покинув Несвиж, шведский отряд двинулся вслед за королём на Украину. Но шведы не рассчитали, что не смогут переправить тяжёлые пушки через Припять, и были вынуждены их затопить у деревни Лахва (современная Брестская область). Так оборвался путь уникальных орудий.
Однако история несвижской артиллерии на этом не закончилась…
Продолжение следует
Литература:
- Волкаў, М. Артылерыя Нясвіжскага замка / Мікола Волкаў. — Мінск: А. М. Янушкевіч, 2015.
- Ткачоў, М. А. Гарадскія ўмацаванні старажытнага Нясвіжа / М. А. Ткачоў // Памяць: Гіст.-дакум. хроніка Нясвіжскага раёна / М. А. Ткачоў. — Мінск, 2001. — С. 52—55.
- Ткачев, М. А. Несвижский замок и городские укрепления / М. А. Ткачев // Ткачев, М. А. Замки Беларуси / М. А. Ткачев. — С. 148—156.
- Волкаў, М. А. Нясвіжская “Саламандра” / Мікола Волкаў // Беларускі гістарычны часопіс. — 2013. — № 9. — С. 15—21.
- Волкаў, М. Артылерыя Нясвіжскага замка ў канцы XVI — пачатку XVIII стст. / Мікола Волкаў // Arche. — 2012. — № 6. — С. 41—91.
Комментарии к данной статье отключены.