История этого интересного самолёта началась в конце 1934 года, когда британское Министерство авиации выпустило спецификацию на лёгкий многоцелевой самолёт для взаимодействия с наземными войсками (по британской терминологии — Army Cooperation). Эти требования были выработаны на основе опыта Первой мировой войны, когда подобные машины, вооружённые мелкими бомбами и пулемётами винтовочного калибра, использовались в качестве штурмовиков, лёгких бомбардировщиков, а также разведчиков, буксировщиков мишеней, лёгких пассажирских, связных и транспортных самолётов.

Разработанный фирмой «Уэстланд Эйркрафт Уоркс» в соответствии с заявленными требованиями, самолёт получился довольно необычным по внешнему виду. Это был подкосный высокоплан с мощным неубираемым шасси, большим крылом с обратной стреловидностью по передней кромке, снабжённым закрылками и предкрылками. Это обеспечивало лёгкой машине прекрасные взлётно-посадочные характеристики, а также отличный обзор из кабины вперёд и в стороны, чему способствовало развитое остекление. Увы, назад обзор был очень посредственным, что впоследствии стоило жизни многим экипажам.

Вооружение «Лайсендера», а именно такое название самолёт получил при запуске в серию, состояло из пары пулемётов винтовочного калибра для стрельбы вперёд в обтекателях шасси и одного-двух турельных пулемётов у стрелка. На пилоны на тех же обтекателях шасси подвешивались лёгкие бомбы. Впервые поднявшись в воздух летом 1936 года, через два года самолёт пошёл в серийное производство.

Увы, начавшаяся Вторая мировая война показала, что время подобных машин как самолётов поддержки пехоты в Европе прошло — малая полезная нагрузка, отсутствие брони, слабое вооружение и низкая скорость делали каждый дневной боевой вылет на «Лайсендере» подвигом. Отчаянные попытки прикрыть отступление британских войск к Дюнкерку обошлись в несколько десятков «Лайсендеров».

Однако вскоре для самолёта нашлась работа, на которой как нельзя лучше пригодились его способности садиться и взлетать с самых небольших и неподготовленных площадок, а также держаться в воздухе на малых скоростях. Полностью выкрашенные в чёрный цвет, «Лайсендеры» начали курсировать по ночам между британским побережьем и оккупированной Европой, перевозя британских агентов и французских партизан, а также мелкие срочные грузы — оружие, рации и питание к ним. Другой важной профессией «Лайсендера» стала поисково-спасательная служба — экипажи искали своих сбитых над Ла-Маншем коллег, сбрасывали им спасательные плоты и наводили спасательные катера. На отдалённых театрах военных действий, в Африке и Юго-Восточной Азии, «Лайсендеры» применялись и по прямому назначению, и в отсутствие у противника сильной ПВО — небезуспешно.

Всего в Великобритании и Канаде до 1942 года было произведено около 1800 этих самолётов, из которых более десяти сохранились в музеях до наших дней. Представлен в видео самолёт в ночной раскраске 161-й эскадрильи, привлекавшейся для специальных операций, из коллекции Шаттлворта в британском Бедфордшире. Также в кадре мелькает довоенный лёгкий бомбардировщик Хоукер «Хинд» из того же музея.