В феврале 1945 года американские войска в Европе получили танки M26 Pershing. Реакция военных была примерно такова: «Ура! Наконец-то у нас есть что-то против «Тигров» и «Пантер»!» Боевое применение «Першингов» оказалось довольно успешным, но это не помешало военным высказать несколько претензий к новому танку, среди которых низкая подвижность была одной из главных.
В качестве решения конструкторы предложили установить на танк гидромеханическую трансмиссию и новый двигатель. Модернизированный вариант прошёл испытания и поступил на вооружение под именем М46 Patton. США планировали не только строить обновлённые танки, но и модернизировать уже произведённые М26. Но Вторая мировая война закончилась, американское общество охватила эйфория, и началась масштабная демобилизация, поставившая на этой программе крест. В результате, когда США вступили на стороне южан в корейскую войну 1950–1953 годов, оказалось, что американская армия испытывает серьёзную нужду в технике.
«Паттоны» на последнем рубеже
Ближе всего к Корее находились войска американского оккупационного контингента в Японии. Формально в их составе имелись танковые батальоны, в том числе и тяжёлые. Реально на островах в наличии были только лёгкие М24 «Чаффи», которых выдерживали хлипкие японские мосты, да и в целом эти танки лучше всего подходили для японской гористой местности. Корейские ландшафты очень напоминали Японию, но когда М24 прибыли туда, они встретились с проблемой, которой в Японии не было: танки Т-34–85, которыми СССР вооружил своих северокорейских союзников. Против них 75-мм пушка «Чаффи» мало что могла сделать.
Северяне наступали. Американский генерал Дуглас Макартур развернул лихорадочную деятельность по переброске в Корею военного имущества. В очередной раз оказалось, что армия — весьма хаотичная структура: внезапно в Японии нашлись «Першинги». Правда, танки стояли на консервации, то есть, их техническое состояние оставляло желать много лучшего. Кое-как их поставили в строй и бросили навстречу северокорейским войскам, подходившим к столице южан — Сеулу и захватившим большую часть южнокорейской территории.
Отчаянные усилия наземного командования и довольно эффективная работа авиации дали свой результат. Наступление северян удалось притормозить ровно до того момента, пока из США не прибыли «нормальные» танковые подразделения, вооружённые, в том числе и танками M46 Patton. Первым из них стал 6-й танковый батальон, который сразу после прибытия направили на Пусанский периметр — последний рубеж обороны южнокорейских и американских войск.
Хотя «Паттоны» и оказались на фронте, но с северокорейскими «тридцатьчетвёрками» им встретиться некоторое время не удавалось. Ситуация изменилась осенью 1950 года, когда американцы перешли в наступление. В ходе этих боёв М46 6-го батальона, по разным данным, уничтожили от 6 до 9 северокорейских Т-34–85 и СУ-76.
Потом маятник снова качнулся в обратную сторону. В бой вступили «китайские добровольцы», пришедшие на помощь товарищам-социалистам Северной Кореи. Отступая, 6-й батальон лишился почти всех танков, причём потерял их не в бою. По американским данным, танки перевозили по железной дороге, и, чтобы они не достались противнику, эшелон пришлось разбомбить американской авиации. Есть также информация, что, по крайней мере, несколько «Паттонов» стали трофеями северян и затем оказались в СССР, где их подвергли тщательному изучению.
Боевой путь «топливного пьяницы»
Большинство «Паттонов» оказались в Корее уже к тому времени, как линия фронта стабилизировалась, и работали они, в основном, как штурмовые самоходные установки, уничтожая пехоту и укрепления.
Северокорейские «тридцатьчетвёрки» не спешили выходить на бой против М46, так что главными противниками американских танков в это время были мины и неисправности. Вот что показывает статистика ремонта всего одного батальона «Паттонов», состоявшего по штату примерно из 30 машин. В течение мая 1951 года на танках пришлось починить или заменить:
- 3 трансмиссии;
- 40 дефектных вентиляторов масляного радиатора;
- 27 муфт;
- 9 сломанных бортовых редукторов;
- 6 неисправных дифференциалов.
Кроме того, множество мелких проблем решил на местах взвод технического обслуживания.
Ещё одна беда «Паттонов» привела к тому, что американские военные прозвали их «топливными пьяницами». При движении по среднестатистической корейской дороге М46 сжирал 4,5 галлона топлива (более 15 литров) за одну милю (примерно 1,8 км). Если бы американцы воплотили свой замысел и перевели весь танковый парк в Корее на «Паттоны», это стало бы кошмаром для снабженцев. Избежать его удалось, потому что М46 были нужнее в Европе, где отношения между СССР и Западом окончательно испортились.
Разобраться с вопросом эффективности боевого применения «Паттонов» в Корее тоже довольно непросто. По заявкам американских танкистов, всё было очень недурно. Лобовая броня М46 имела неплохие шансы выдержать попадание из 85-мм пушки «тридцатьчетвёрки», а 90-мм орудие «Паттона» пробивало Т-34–85 практически на любой реальной дистанции боя. Однако когда американцы стали изучать танки, потерянные северянами, они нашли на захваченной территории 240 машин, из которых только 39 однозначно были подбиты танком и ещё три — «возможно, танком». Однозначно на долю «Паттонов» из них приходятся не более восьми Т-34–85 и нескольких СУ-76. Боевые потери американцев по состоянию на 1 января 1951 года составили 17 машин, из них 11 — уничтоженных. Любопытно, что танки 6-го батальона, которых разбомбили сами американцы, в этот список не попали.
Корейская война оказалась первым и последним военным конфликтом, в котором довелось сражаться среднему танку М46 Patton. По своим боевым качествам он превосходил Т-34–85. Но с технической точки зрения М46 всё равно отставал от советских танков. В частности, от новейшего Т-54, выпуск которого начался в 1949 году. 100-мм пушка советского танка уверенно могла пробивать даже самые толстые бронелисты «Паттона» на километровой дистанции. Американцы же, случись им вступить в бой с Т-54, могли рассчитывать только на подкалиберные снаряды и с куда меньшего расстояния.
В результате карьера М46 оказалась недолгой. Уже в июне 1951 года с конвейера сошли первые экземпляры его преемника, М47 Patton II.
Материал перепубликован с портала worldoftanks.ru в рамках партнерства
Источники и литература:
- Steven J Zaloga, Tony Bryan, Jim Laurier — M26–M46 Pershing Tank 1943–1953.
- D. W. Boose. US Army Forces in the Korean War 1950–53.
- http://www.dupuyinstitute.org/.
Комментарии к данной статье отключены.