В ходе операции «Антон» по оккупации вишистской Франции остров Корсика с населением свыше 220 000 человек был занят 11 ноября 1942 года без малейшего сопротивления 30-тысячной группировкой итальянских войск. Менее чем через год маятник качнулся в другую сторону — в начале сентября 1943 года война вернулась на остров, и на этот раз не обошлось без боёв.
Движение Сопротивления за время оккупации выросло до 11 000 партизан, голлистов и коммунистов, которым на 8 сентября 1943 года противостояли 75 000 итальянских солдат и офицеров VII армейского корпуса генерала Джованни Мальи (Giovanni Magli) — армейские дивизии «Фриули» (Friuli) и «Кремона» (Cremona), 225-я и 226-я дивизии береговой обороны, приблизительно по 2000 военнослужащих Королевских ВВС и ВМС, а также развёрнутая близ Сартены германская штурмовая бригада СС «Рейхсфюрер СС» (Reichsführer SS) (4000 человек).
Вечером 8 сентября генерал Мальи из радиообращения премьер-министра маршала Бадольо узнал о перемирии, после чего во время личной встречи в своём штабе в Корте сообщил эту новость командующему немецкими войсками на Сардинии и Корсике генерал-лейтенанту Фридолину фон Зенгеру-и-Эттерлину (Fridolin von Senger und Etterlin). Последний заявил, что оставит остров и получил гарантию от Мальи, что итальянцы не будут препятствовать проходу через Корсику частей, которые будут выводиться из Сардинии…
Бой у Бастии
Утром 8 сентября в Бастию из Специи пришли судно «Хуманитас» (Humanitas, 7980 тонн) в сопровождении итальянских миноносцев «Ализео» (Aliseo) под командованием выдающегося в прошлом подводника капитано ди фрегата Карло Фечия ди Коссато (Carlo Fecia di Cossato) и «Ардито» (Ardito). Выход в море «Хуманитаса» для дальнейшего следования на Сардинию планировался в полночь. Вечером в противолодочное патрулирование из гавани был направлен корвет «Корморано» (Cormorano).
Из немецких судов утром 8 сентября в Бастии находилась только нефтеналивная баржа «Валтраут» (Waltraut). В 12:00 сюда пришли Uj-2203 (обер-лейтенант цур зее Целле) (Zelle) и Uj-2219, которые должны были присоединиться к конвою, и пришвартовались у мола. В 16:30 в порт вошла группа десантных барж лейтенанта Хойзе (Hauser) (F-366, F-387, F-459, F-612 и F-623) 4-й десантной флотилии.
В 20:30 от итальянских солдат Целле узнает о капитуляции Италии. В 21:00 он ознакомил команду с ситуацией, затем установил пост перед кораблём и раздал оружие экипажу. Uj-2219 получил приказ перейти на противоположную сторону гавани, чтобы наблюдать за итальянскими миноносцами с двух сторон и при необходимости взять их под перекрёстный обстрел.
Итальянский гарнизон в Бастии включал 527-й батальон 225-й дивизии береговой обороны, три батальона милиции, батальон армейской ПВО, подразделения территориальной ПВО, карабинеров и другие части. У немцев в самой Бастии находились лишь интендантские службы и три зенитные батареи, а к югу от города — 3-й батальон 382-го полка, охранявший тыловые объекты. Обер-лейтенант Целле получил из штаба кригсмарине в Риме приказ о захвате порта и судов и вместе с Хаузером составил план захвата итальянских плавсредств в порту: сам Целле с 26 матросами (группа №1) захватывал «Ардито», а Хаузер с 24 матросами (группа №2) — «Ализео». Одновременно обслуживающие зенитную артиллерию «Хуманитаса» и «Сассари» (Sassari, 3809 тонн) немецкие военные команды должны были захватить эти суда. F-612 с абордажной командой на борту в 23:30 сменила место стоянки и отшвартовалась близ правого борта «Ардито».
Об акции в порту не был поставлен в известность штаб генерала фон Зенгера, а старший офицер кригсмарине на Корсике лейтенант Гюндель (Gundel) получил приказ в 23:30 и был проинформирован Целле об атаке только в 23:45, то есть перед самым её началом. Таким образом, Гюндель уже ничем не мог помочь Целле.
Пока штурмовые группы выходили на исходные позиции, «Ализео» отчалил и в 23:45 покинул гавань. Тогда Целле направил обе группы на «Ардито». Миноносец уже собирался отчаливать, когда немцы в полной темноте поднялись на его борт. Целле занял мостик и дал команду «Стоп машины!». В этот момент, в 25:50, кормовой 20-мм «фирлинг» «Хуманитаса» открыл огонь по миноносцу — на судне посчитали, что абордаж закончился провалом. Тут же по «Ардито» из всех стволов ударил и Uj-2203. Целле удалось остановить стрельбу только через несколько минут, но за это время погибло 70 итальянских моряков; были ранены также несколько немцев, в том числе лейтенант Хойзе. По окончанию обстрела командир «Ардито» капитано ди корветта Сильвио Каво (Silvio Cavo) приказал команде не сопротивляться и покинуть корабль. Группы захвата и экипаж миноносца сошли на берег, где итальянцы были помещены под охрану.
При захвате «Хуманитаса» погибло 6 из 30 артиллеристов военной команды. Немцы подавили сопротивление экипажа огнём зенитных установок и ручными гранатами, но при этом судно загорелось. Одновременно группой из 33 немцев было захвачено «Сассари». В это же время направленные вдоль набережной патрули нейтрализовали итальянские посты и захватили позиции малокалиберных зениток и торпедный катер MAS-543; комендант порта капитано ди вашелло Энцо Ваннини (Enzo Vannini) был взят в плен.
Немцы, тушившие пожар на гружёном боеприпасами «Хуманитасе», не сумели покончить с огнём и в 04:30 Целле послал своих специалистов готовить к переходу в Марсель «Сассари». В это же время другая группа пыталась устранить повреждения от обстрела на «Ардито».
Порт был захвачен группой из всего 60 моряков со стрелковым вооружением, при этом было убито 15 итальянских моряков и 12 «чернорубашечников», но поскольку помощи ниоткуда не было, на этом успехи немцев закончились; в городе итальянские войска взяли ситуацию под контроль.
Пока немцы возились с «Сассари» и «Ардито», обстановка изменилась. В самом начале акции засевший в форте Лакруа Командующий итальянскими ВМС на Корсике адмирал Гаэтано Каталано (Gaetano Catalano) запросил генерала Мальи о помощи. В 01:00 комендант Бастии генерал Стивала (Stivala) и адмирал Каталано получили приказ отбить порт назад. В 05:00 в Бастию прибывают боевая группа 71-го батальона 10-го полка Берсальеров и рота бронетехники, а затем подразделения 175-го полка альпини. Представитель фон Зенгера в Бастии майор Ханн (Hann) предупредил Целле, что в 06:00 итальянская артиллерия откроет огонь по немецким кораблям, которые к этому времени останутся в гавани. Немедленно все работы были свёрнуты, началась эвакуация. Напоследок немцы привели в негодность вооружение «Сассари» и всадили ему в ватерлинию дюжину снарядов (судно было затоплено 3 октября).
Корабли кригсмарине покидали гавань с намерением достичь Ливорно. В 06:05 в море вышел Uj-2219 (280 тонн). В 06:15 входной створ проходит Uj-2203 (он в 1500 м позади Uj-2219) и в этот момент итальянские 76-мм зенитные батареи Тога и форта Лакруа открывают по немцам огонь. Основным объектом обстрела сразу стал самый крупный из немецких кораблей Uj-2203 (1096 тонн). Попадания следуют одно за другим. Целле приказал ставить дымовую завесу, но попадания продолжаются. Целле и ещё пять членов экипажа Uj-2203 были убиты, многие из находившихся на охотнике попрыгали за борт. В 06:40 командование кораблём принял главный механик Энгельманн (Engelmann). Спустя 10 минут Uj-2203 скрылся в дымовой завесе и попадания прекратились.
Баржи лейтенанта Хойзе прошли мол в 06:30 (охотники были примерно в 2 милях впереди) и сразу же попали под обстрел. F-612 и F-623 получили по несколько попаданий. В конце концов, баржи также скрылись в завесе. В 07:05 обстрел с берега прекратился.
В 06:36 «выходивший из Бастии крупный траулер» (Uj-2203) заметила находившаяся на позиции перед входом в порт британская подводная лодка «Спортсмен» (Sportsman), однако, увидев, что цель обстреливается с берега, отменила его атаку. Затем были замечены выходившие в море другие вражеские единицы. В 07:01 лодка всплыла и открыла огонь из 76-мм орудия по одной из барж, но после 13 выстрелов орудие заклинило. Обстрелянная с F-612 и F-623, а также итальянской береговой артиллерией, «Спортсмен» поспешила покинуть район боя.
Ещё в 01:48 «Ализео» и «Корморано» получили приказ адмирала Каталано «крейсировать перед Бастией вне досягаемости немецких батарей и перехватить любое немецкое судно, покидающее этот порт». В 04:58 ди Коссато сообщили, что Бастия захвачена, и попросили быть готовым открыть огонь по кораблям в гавани. В 07:00 «Ализео» получает сообщение о выходе врага из Бастии и приказ адмирала «уничтожить плавсредства противника, избежавшие гибели от огня береговой артиллерии». В 07:03 ди Коссато заметил «охотник, катер и 8 барж на северном курсе» и пошёл на сближение.
В 07:10 в 6–8 милях по правому борту Uj-2203 были замечены два корабля, которые вскоре открыли огонь. Практически вся команда Uj-2203 была направлена на тушение пожара на корме и в 07:15 Uj-2203 смог открыть огонь из 88-мм орудия, но дистанция была слишком велика. Выпустив за 15 минут 60 снарядов, охотник перешёл на стрельбу из кормовой спаренной 37-мм установки, так как остальной 88-мм боезапас был недоступен к использованию из-за полученных ранее повреждений.
Согласно отчёту ди Коссато, «Ализео» открыл огонь в 07:30; тогда же в машинном отделении миноносца открылась течь, но её быстро ликвидировали. Стрельба поначалу велась по флагманской F-612, которая получила 2–3 прямых попадания и загорелась. Хойзе принялся ставить завесу.
Как только итальянцы заметили, что немецкая крупнокалиберная артиллерия не стреляет, «Ализео» принялся за Uj-2203. Оба охотника отвечали из 37-мм орудий. После того, как закончились боеприпасы у кормовой 37-мм установки, Uj-2203 открыл огонь из одиночной 37-мм носовой установки, но вскоре и она выпустила все снаряды. Попадания с «Ализео» вывели из строя ещё несколько членов экипажа. После этого Энгельманн подошёл к F-459, остановил машины и перевёл команду на её борт.
В 08:10 он под непрекращающимся обстрелом «Ализео» приступил к уничтожению Uj-2203. В 08:25 на охотнике сработали заложенные Энгельманном подрывные заряды, и вскоре корабль затонул.
До этого момента в Uj-2219 не было попаданий, но после гибели Uj-2203 «Ализео» взял его под обстрел. Едва охотник начал получать попадания, экипаж оставил его и на плотах направился к находившемуся в 2 милях берегу. В 08:30 очередное попадание пришлось в погреб боеприпасов, и Uj-2219 взорвался. Часть экипажа подобрал из воды «Ализео», а добравшиеся до берега попали в плен.
Затем «Ализео» расправился с баржами. После новых попаданий F-612 накренилась на правый борт, и Хойзе дал приказ оставить корабль, F-366 получила попадание в машину и загорелась; обе баржи затонули неподалёку друг от друга в 2 км от берега. F-387, F-459 и F-623 под огнём миноносца и корвета добрались до пляжа Пьетракорбара (в 9 милях к северу от Бастии), где первые две были взорваны, а последняя выбросилась на берег и сгорела. Миноносец прекратил огонь в 08:45, расстреляв практически весь боезапас. «Корморано» участвовал в заключительной фазе боя, стреляя по баржам с дальней дистанции.
Разобравшись с вражеской флотилией, «Ализео» подбирает из воды 25 немцев (из них 10 раненых и 1 погибший), после чего вместе с «Корморано» уходит в Портоферрайо (остров Эльба); «Ардито», подремонтировавшись, последовал за ними 11 сентября. Ди Коссато за этот бой получил «Золотую медаль за воинскую доблесть».
После ухода немецкой флотилии берсальеры с танкетками двинулись в порт, подавляя сопротивление оставшихся там немцев, которые отстреливались из малокалиберных зениток. В 08:00 итальянцы восстановили контроль над портом, потеряв 5 убитыми и 51 ранеными. Гюндель начал переговоры о прекращении военных действий с генералом Стивала и адмиралом Каталано, а майор Ханн отправился в штаб генерала Мальи с заявлением о непричастности своего шефа к событиям в порту.
«Хуманитас» не ушёл от своей судьбы. Днём 11 сентября патрулировавшая у входа в гавань Бастии голландская подводная лодка «Дольфин» (Dolfijn) заметила входящие туда два итальянских корвета. Затем было замечено вышедшее из порта крупное судно — «Хуманитас» с 300 эвакуируемыми на борту. Поскольку голландцы не знали о ситуации в порту, а замеченные корабли не несли условленных черных флагов, их приняли за вражеские и в 15:48 по судну было выпущено 4 торпеды. Одна из них снесла цели корму. После этого лодка удалилась, а вечером обездвиженное судно было добито корветом «Пелликано» (Pellicano).
Противостояние на острове
11 сентября генерал Мальи приказал считать немецкие войска вражескими и дислоцированная на севере острова дивизия «Фриули» начала развёртывание, чтобы 13 сентября зачистить от немцев район перевал Тегем — Бастия — Касамоцца. Однако быстро продвигающаяся к Бастии по восточному приморскому шоссе мотоколонна бригады «Рейхсфюрер СС» вечером 12 сентября захватила аэродром Касамоцца. Утром 13 сентября немцы начали атаку на Бастию. После того, как выяснилось, что противник намеревается обойти их с запада и занять Олетту, итальянцы начали отход. В 19:30 немцы вступили в Бастию. Основные силы дивизии «Фриули» закрепились к западу от города.
Фон Зенгер намеревался вывезти склады с топливом, боеприпасами и продовольствием из Леви и Куэнцы, но бойцы Сопротивления и итальянцы, используя условия местности, отбили немцев с потерями. Однако переправа немецких войск с Сардинии и их марш на Бастию проходили совершенно беспрепятственно.
Аяччо был занят бойцами Сопротивления 9 сентября. 13 сентября сюда из Алжира подводной лодкой «Касабьянка» (Casabianca) были доставлены 109 коммандос 1-го ударного батальона войск Свободной Франции, а с 14-го начали прибывать части 1-го Корпуса генерала Анри Мартина. В течение 10 дней морем было доставлено 6000 человек с боеприпасами, оружием и автотехникой. 21 сентября генералы Мартин и Мальи заключили соглашение о совместных действиях на юге острова и против Бастии. Однако на юге сражаться не пришлось — Бонифачо был оставлен немецким арьергардом в ночь на 21 сентября, в первой половине дня 23 сентября немцы оставили Порто-Веккио, а 27 сентября — район Гризоначча — Алерия.
Французские войска прибыли в район Сан-Фиоренцо и Касты в ночь с 25 на 26 сентября. Наступление на Бастию должно было вестись с трёх сторон — обходным манёвром с севера и напрямую с юго-запада и с юга. Все тяжёлое вооружение предоставила дивизия «Фриули», она же выделила II и III батальоны 88-го пехотного полка. Со стороны французов в нем участвовали четыре батальонные тактические группы 4-й марокканской дивизии, а также 1-й ударный батальон под общим командованием генерала Луше (Louchet).
Наступление началось утром 29 сентября. Главный удар наносился с юго-запада. 30 сентября марокканцы взяли перевал Сан-Стефано. В этот же день 2-й табор (батальон) гумьеров начал штурм перевала Тегем — западных ворот Бастии, но был отбит. Тогда сюда же были направлены 15-й батальон и 47-й и 74-й роты. Вечером 2 октября немцы оставили эту позицию, сдерживая противника огнём артиллерии и авианалётами. Район к северу от Бастии был занят коммандос 1-го ударного батальона.
В 17.15 3 октября итальянская артиллерия начала обстрел Бастии, а в 05:45 4 октября в оставленный ещё накануне немцами город вступили марокканцы.
Эвакуация немецких войск
Верховное командование вермахта (OKW) приняло решение об оставлении Корсики 12 сентября, но только 17-го, после вывода войск с Сардинии и захвата Эльбы, был отдан приказ начать эвакуацию.
Предстояло вывезти на материк 32000 человек, 600 орудий и 5000 единиц техники. Для этого на 19 сентября имелось 2 парохода, 2 транспорта КТ, 10 десантных барж и 10 каботажных судов. После завершения эвакуации с Сардинии высвобождались ещё 3 транспорта КТ, 23 десантные баржи, 7 зибелей и 11 десантных катеров, а к 22 сентября намеревались подключить ещё 10 судов и несколько вспомогательных кораблей. Задействованная транспортная авиация включала эскадрильи II/TG 1, II/TG 2, III/TG 2, II /TG 4 с Ю-52, III/TG 1 с SM-82 и II/TG 5 с Ме-323 XIV авиакорпуса.
К 21 сентября с аэродромов Борго и Касамоцца транспортными самолётами было вывезено 8793 человека и 236 тонн припасов, а по морю из Бастии — 887 человек, 545 машин, 31 орудие, 25 танков и 2523 тонны припасов, причём потерян был только паром SF-180, да и то из-за открывшейся течи. Но затем идиллия завершилась.
По окончанию критической фазы сражения у Салерно союзники начали уделять внимание эвакуирующемуся с Корсики противнику. Днём 21 сентября 32 «Либерейтора» 8-й воздушной армии США сбросили 95 тонн бомб на гавань Ливорно, а ещё 20 B-24 — 55 тонн бомб на гавань Бастии, где потопили буксир «Габес» (Gabes), а пароходы «Джилио» (Gilio, 1339 тонн), «Тибериаде» (Tiberiade, 2664 тонны и буксир «Крафт» (Kraft, 514 тонн) были повреждены и позднее затонули.
В 16:36 этого же дня польская подводная лодка «Дзик» (Dzik) выпустила в гавань Бастии торпеды, поразив одной стоявший у входа 6397-тонный немецкий танкер «Николаус» (Nikolaus) (добит немцами 1 октября).
22 сентября в 03:30 Бастию бомбили 12 «Веллингтонов», уничтожив уже загруженные паромы SF-110 и SF-172.
После этого в разрушенном и забитом повреждёнными судами порту Бастии стало проблематично грузить даже небольшие плавсредства.
Союзные подводные лодки патрулировали прямо у входа в порт. В 17:51 22 сентября в 3 милях к востоку от Бастии «Дзик» выпустила торпедный залп в уходивший оттуда эвакуационный конвой из 6 десантных барж, отправив на дно F-420.
В 20:00 24 сентября «Ультор» (Ultor) в 11 милях к востоку от Бастии атаковала покинувший порт в сопровождении эскорта танкер «Шампань» (Champagne, 9946 тонн). 4-торпедный залп с 1800 ярдов дал два попадания по основной цели, которая затем выбросилась на берег к югу от гавани. Вечером 27 сентября «Апроэр» (Uproar) всадила в танкер ещё одну торпеду, после чего его выгрузка паромами была прекращена.
Небольшие группы топмачтовиков B-25G 321-й бомбардировочной группы начиная с 18 сентября атаковали конвои на маршруте Эльба — Корсика. Британские «Бофайтеры» и «Меродёры» занимались поиском немецких транспортных самолётов, курсирующих между Корсикой и материком. 24 сентября «Бофайтеры» заявили 19 сбитых Ю-52, хотя в этот день в районе операции немцы потеряли 10 машин этого типа, а всего с 21 по 24 сентября — 16 Ю-52. В 12:40 25 сентября аэродром Борго бомбили 36 B-25 321-й бомбардировочной группы.
29 сентября на аэродром Кампо-дель-Оро в Аяччо перебазировались «Спитфайры» авиагрупп GC I/3 и GC II/7 ВВС «Свободной Франции». В этот же день их совместный патруль над морем в районе Бастии наткнулся на группу Ю-52 и сбил четыре транспортника и два гидросамолёта Ar 196. На следующий день две тройки «Спитфайров» из GC I/3 после полудня там же заметили два летящих на материк Ме-323; их эскорт находился выше. Французы быстро расправились с обоими «Гигантами», но потеряли одного своего.
Несмотря на установившуюся с 26 сентября плохую погоду и налёты B-25 вывоз войск морем проходил с минимальными потерями — во второй половине дня 30 сентября в 12 милях северо-восточнее Бастии подводная лодка «Сибил» (Sibyl) потопила тральщик M-7022 «Хаммер» (Hummer, 278 тонн) с эвакуируемыми войсками на борту.
2 октября на Корсике было ещё около 6000 немцев, 1500 автомобилей и многочисленные зенитки, но все танки были спасены. 3 октября морем вывезли ещё 2282 военнослужащих, 222 пленных, 328 автомашин, 51 орудие и 77 тонн припасов. В 23:00 было сообщено об успешном оставлении Корсики. В 07:04 4 октября Командование кригсмарине в Италии отрапортовало о завершении эвакуации. Генерал фон Зенгер, покинувший Корсику с последним судном, получил от Гитлера личные поздравления с успехом.
Между тем, утром 4 октября гавань Бастии бомбили 4 Веллингтона 458-й эскадрильи, а в 10:00 — 36 «Митчеллов» 310-й бомбардировочной группы.
На Корсике немецкие войска потеряли почти 3000 человек, в том числе 2130 погибших, более 600 раненых и до 350 пленных. С 18 сентября по 4 октября морем было вывезено 6294 немца, 700 пленных, 3026 автомашин, 361 орудий, 105 единиц бронетехники и 5414 тонн припасов. В это же время Люфтваффе выполнило 1580 вылетов, эвакуировав 23192 человека и 618 тонн припасов.
Французские потери — 87 убитых и 240 раненых, 172 убитых и 300 раненых среди корсиканских патриотов, среди гражданского населения было более 300 жертв.
У итальянцев 9 сентября — 4 октября погибло 637 человек, 557 получили ранения и 2152 пропали без вести.
Автор выражает благодарность Игорю Борисенко за помощь и предоставленные материалы.
Комментарии к данной статье отключены.