В годы Второй мировой британские и канадские эсминцы типа «Tribal» покрыли себя славой, сражаясь в Атлантике и Средиземном море. Однако не стоит забывать о том, что два корабля этой серии, построенные для Австралии, прошли почти через всю войну на Тихом океане. Названные в честь племён аборигенов «Arunta» и «Warramunga», они отлично показали себя, завоевав любовь австралийских моряков и уважение американских союзников. Как складывалась боевая биография этих удачливых эсминцев?
«Самый красивый эсминец»
На создание эсминцев типа «Tribal» британцев сподвигло состояние лёгких сил Королевского ВМФ Великобритании в первой половине 30-х годов – точнее, их отставание от передовых тенденций кораблестроения. Появление во флотах вероятных противников новейших мощных эсминцев (таких как японский тип «Fubuki» или итальянский тип «Navigatori») заставило англичан задуматься о собственном проекте большого и быстроходного «супер-эсминца» с сильным артиллерийским вооружением.
Проект, подготовленный в 1935 году, предусматривал строительство кораблей стандартным водоизмещением 1850 т, вооружённых восемью 120-мм орудиями (в четырёх спаренных установках) и четырёхствольным 40-мм зенитным автоматом. Торпедное вооружение новых эсминцев было относительно слабым – всего по одному четырёхтрубному аппарату. Силовая установка мощностью в 44 000 л. с. обеспечивала максимальную скорость хода в 36 узлов. Данный тип эсминцев, известный как «Tribal» (англ. – «племенной», так как корабли получали названия в честь различных воинственных народностей), первоначально состоял из 16 единиц, заложенных в 1936 году и переданных ВМФ Великобритании в 1938–1939 годах. Кроме того, 4 эсминца, построенных на британских верфях, получил в 1942–1943 годах канадский флот (ещё 4 корабля, построенные непосредственно в Канаде, вошли в строй в 1945–1948 годах).
В центре нашего внимания находятся эсминцы серии «Tribal», принадлежавшие Австралии. Этот тип кораблей заинтересовал командование Королевского Австралийского ВМФ ещё до начала Второй мировой войны. Что неудивительно, поскольку на тот момент австралийцы располагали лишь пятью старыми эсминцами, построенными ещё во время Первой мировой войны, и мощные новейшие корабли стали бы для малочисленного флота ценным дополнением. Более того, их планировалось строить непосредственно в Австралии – на единственной пригодной для такой задачи верфи «Cockatoo Island» в Сиднее. Относительная слабость австралийской кораблестроительной индустрии потребовала тесной кооперации с Великобританией и сильно повлияла как на сроки строительства, так и на количество введённых в строй кораблей.
Всего в Сиднее смогли построить лишь три корабля типа «Tribal» из шести планировавшихся. Головной эсминец «Arunta» был заложен 15 ноября 1939 года, спущен на воду 30 октября 1940 года и введён в строй 30 марта 1942 года. Второй корабль – «Warramunga» – заложили 10 февраля 1940 года, спустили на воду 7 февраля 1942 года и ввели в строй 23 ноября того же года. Строительство третьего и последнего эсминца серии «Bataan» (первоначальное название – «Kurnai») очень затянулось: закладка состоялась 18 февраля 1942 года, спуск на воду – 15 января 1944 года, ввод в строй – только 25 мая 1945 года. Первый и второй корабли получили традиционные для своего типа названия в честь племён австралийских аборигенов, а «Bataan» стал своеобразным символом австрало-американской дружбы – его переименовали в честь героической обороны американских войск на Филиппинах в 1942 году.
Уже в процессе строительства на австралийские эсминцы типа «Tribal» устанавливалось вооружение и оборудование, которое аналогичные английские корабли получали лишь во время модернизаций с учётом боевого опыта. Одну из башен 120-мм орудий (кормовая возвышенная) заменили спаркой 102-мм универсальных пушек. Кроме того, ПВО кораблей усилилось шестью 20-мм зенитными автоматами Oerlikon (в 1945 году их заменили на 40-мм автоматы Bofors), а для улучшения секторов обстрела вторая труба была укорочена. Помимо британской РЛС управления огнём Type 285, корабли оснащались американской РЛС обнаружения воздушных целей SG.
Вступив в строй в разгар Второй мировой войны, «Arunta» и «Warramunga» мгновенно стали одними из самых ценных боевых единиц австралийского ВМФ. С первых же дней службы они активно использовались для решения самого широкого круга задач. Австралийские моряки любили эти корабли и гордились ими. Один из командиров «Warramunga» лейтенант-коммандер Джон Аллистон с восхищением описывал свой эсминец:
«Превыше материальных факторов впечатлял внешний вид корабля. Как бы вы ни смотрели на эсминец типа «Tribal», он был не просто красив – он был прекрасен. Баланс между корпусом и надстройкой, а также пропорции двух труб, были идеальны. Добавить к этому сильный клипперский форштевень, грациозно смыкающийся с баком, и вы получите портрет корабля, который можно оценить как самый красивый эсминец из когда-либо построенных».
Битва за Австралию
Как было сказано выше, головной эсминец австралийской серии («Arunta») вступил в строй 30 марта 1942 года. Первым командиром корабля стал коммандер Джеймс Морроу. В мае перед новой боевой единицей поставили первую задачу – сопровождение конвоев у Тихоокеанского побережья Австралии. В это время австралийцам приходилось считаться с резко возросшей активностью японских подлодок, и помощь единственного имевшегося на тот момент современного эсминца выглядела неоценимой. 11 августа 1942 года «Arunta» начала сопровождать конвои на Новую Гвинею, где шли тяжёлые бои с наступавшими японскими войсками. Маршрут, связывавший континентальную Австралию со столицей колонии Порт-Морсби, имевшей единственный на острове оборудованный порт, приобрёл стратегическое значение.
Боевых кораблей у австралийцев остро не хватало, поэтому когда к несению службы приступил новый мощный эсминец, это заметно подняло боевой дух моряков. Появление «Arunta» в эскорте гарантировало транспорту относительную безопасность в водах, где появлялись японские подлодки. Достаточно сказать, что за неполный 1942 год эсминец сопроводил 16 конвоев, не считая эскорта отдельных судов. Один из матросов австралийского торгового флота вспоминал о том, как ему пришлось выходить в море на следующий день после обнаружения вражеской субмарины у побережья штата Новый Южный Уэльс. Лишь появление эсминца «Arunta» успокоило взволнованных людей:
«В воскресенье ночью мы проснулись в 1:15 от того, что снаряды летали у нас над головами. Позднее мы узнали, что стреляла японская субмарина I-24. Она выпустила 24 снаряда по электростанции и заводу… Зная, что мы должны выйти в море на следующий день, мы были испуганы, ведь там могла рыскать подводная лодка. Однако мы были приятно удивлены, когда увидели, что недавно введенный в строй эсминец «Arunta» и корвет «Kalgoorlie» будут сопровождать нас».
«Arunta» оправдала доверие моряков, одержав одну из немногих побед австралийского флота над японскими субмаринами. 29 августа 1942 года эсминец покинул гавань Порт-Морсби вместе с транспортом «Malaita» водоизмещением 3300 т, шедшим без груза в Каирнс (штат Квинсленд). Через полчаса после выхода из порта (в 12:10) судно получило попадание одной торпеды с подлодки, вызвавшее сильный крен на борт (позднее транспорт удалось отбуксировать в Порт-Морсби). Эсминец начал тщательный поиск субмарины, продолжавшийся почти час. Наконец, в 13:05, после установления контакта гидролокатором ASDIC, «Arunta» на протяжении полутора часов атаковала врага четырьмя сериями глубинных бомб. В итоге австралийские моряки увидели большое масляное пятно на поверхности воды, что позволило заявить об уничтожении вражеской подлодки. Успешная атака принесла коммандеру Морроу награду – орден «За выдающиеся заслуги» (DSO).
Как стало известно после войны, в 10 милях от Порт-Морсби «Arunta» потопила японскую подводную лодку Ro-33 (средняя подлодка типа Kaichu VI стандартным водоизмещением 960 т, вооружённая четырьмя 533-мм торпедными аппаратами и 76-мм пушкой), которая затонула вместе со всем экипажем. Базировавшаяся в Рабауле субмарина, которой командовал капитан 3-го ранга Сигеюки Курияма, погибла во время своего третьего похода к Порт-Морсби, имея на счету одну победу. 7 августа 1942 года Ro-33 расстреляла артогнём австралийское судно «Mamutu» водоизмещением 300 т, перевозившее эвакуированных – погибло 114 человек. Выжившие рассказали, что японские подводники стреляли по тонущим людям из пулемётов. Таким образом, команде эсминца «Arunta» удалось отомстить опасному и жестокому противнику (справедливости ради, стоит отметить, что эпизод с расстрелом спасавшихся с «Mamutu» оспаривается японскими историками).
Вскоре эсминец пережил ещё одну встречу с противником у берегов Новой Гвинеи. В ночь с 6 на 7 сентября 1942 года «Arunta» вместе со шлюпом «Swan» находились вблизи залива Милн во время рейда японских лёгких крейсеров «Tenryu» и «Tatsuta», сопровождаемых эсминцами. Японцы расстреляли британский транспорт «Anshun» водоизмещением 3200 т и удалились, прикрывая эвакуируемый морской десант. Шансов перехватить их австралийские корабли не имели, да и едва ли такой приказ был бы отдан (из-за очевидного неравенства сил). Впрочем, спустя полтора месяца австралийцам удался своеобразный реванш. 22 октября 1942 года «Arunta» и старый эсминец «Stuart» успешно высадили пехотный батальон на остров Гуденаф, расположенный у побережья Новой Гвинеи. За несколько дней десантники очистили остров от противника, и на сей раз уже японский флот не вмешивался в события.
7–10 января 1943 года «Arunta», временно базировавшаяся в Дарвине, обеспечила эвакуацию трёхсот австралийских партизан (избежавших плена военнослужащих) и беженцев с оккупированного японцами острова Тимор. Предыдущие попытки прорваться на остров обошлись австралийцам в разбитый на прибрежных скалах старый эсминец и потопленный вражеской авиацией корвет. На сей раз рискованная задача была выполнена успешно. Вскоре после этой операции к боевой службе приступил второй эсминец серии («Warramunga»), формально введённый в строй 23 ноября 1942 года. Его первым командиром стал коммандер Эмиль Дешане. Ценные корабли формально вошли в состав австрало-американского оперативного соединения Task Force 74 (TF 74), организованного весной 1943 года в составе 7-го флота США. Тем не менее, основной задачей обоих эсминцев на ближайшие месяцы стала конвойная служба у Тихоокеанского побережья Австралии.
Хотя в 1943 году «Arunta» и «Warramunga» не смогли уничтожить ни одной неприятельской подлодки, их действия не были напрасны. Достаточно сказать, что с января по октябрь «Arunta» сопроводила 15, а «Warramunga» – 17 конвоев. Сам по себе факт наличия в эскорте современных эсминцев обеспечивал защиту от японских субмарин, которые предпочитали не связываться со столь серьёзным противником. Боевые операции в эти месяцы проводились редко. Так, в конце июля эсминцы поддерживали высадку морского десанта на остров Вудларк, а 21–26 августа обеспечивали переход с острова Эспириту-Санту в Сидней австралийского лёгкого крейсера «Hobart», серьёзно повреждённого торпедой японской подводной лодки I-11. Впрочем, к тому времени угроза вражеских подводных атак непосредственно у австралийского побережья была ликвидирована, и теперь союзный флот мог сконцентрироваться на наступательных задачах. Работа предстояла большая.
Дорога к победе
В ноябре-декабре 1943 года «Arunta» и «Warramunga» вместе с другими кораблями соединения TF 74 приняли участие в обеспечении высадки американских войск на Новой Британии (Араве и мыс Глочестер). Очень скоро, в январе 1944 года, последовала десантная операция в Сайдоре (Новая Гвинея). Отныне и до конца войны главной задачей австралийских эсминцев стала поддержка морских десантов, проводимых 7-м флотом США – обстрел береговых целей, противолодочная и противовоздушная оборона, блокада побережья. Первоначально японский флот и морская авиация вяло реагировали на эти операции, поскольку они проходили за пределами «стратегического оборонительного периметра». Так или иначе, австралийские моряки получили ценный боевой опыт, который очень пригодился им в дальнейшем. Кроме того, было налажено тесное взаимодействие с американскими боевыми кораблями.
В 1944 году операции, требовавшие участия TF 74, следовали одна за другой практически без перерыва. После короткого отдыха, в марте 1944 года эсминцы обеспечивали высадку американских войск на островах Адмиралтейства. В конце апреля проводилась рискованная операция по захвату гавани Холландиа в Голландской Новой Гвинее, на большом удалении от главных баз союзников. Впрочем, заметного сопротивления на море и в воздухе союзники не встретили и тут. Ситуация изменилась, когда в мае началась высадка на острова Вакде и Биак. Эту операцию японцы сочли угрожающей своему оборонительному периметру и попытались доставить защитникам Биака подкрепление. Что привело к боевому столкновению с японскими кораблями, в котором участвовали «Arunta» и «Warramunga». Данный бой является весьма скромным по своим масштабам и результатам, однако стоит того, чтобы рассмотреть его подробнее.
После обстрела береговых целей соединение TF 74 под командованием контр-адмирала Виктора Кратчли (1 австралийский тяжёлый крейсер, 3 американских лёгких крейсера, 12 американских и 2 австралийских эсминца) с 4 июня 1944 года патрулировало подходы к острову Биак, отразив несколько воздушных атак, в результате которых получил повреждения лёгкий крейсер «Nashville». Днем 8 июня поступила информация воздушной разведки о приближающихся шести японских эсминцах, три из которых буксировали десантные баржи (соединение контр-адмирала Наомасы Сакондзю с подкреплением для защитников острова). Один из эсминцев («Harusame») быстро потопили американские бомбардировщики B-25, но оставшиеся продолжили движение. После 22:00 Кратчли пытался перехватить японские корабли по данным самолёта-разведчика, и в 23:30 смог обнаружить противника на дистанции около 20 км. Однако застать японцев врасплох не удалось, и адмирал Сакондзю решил уклониться от боя. Больше часа американцы и австралийцы преследовали противника, пытаясь вести огонь на максимальной дистанции стрельбы. После 1:00 Кратчли приказал американским эсминцам продолжить погоню, а «Arunta» и «Warramunga» должны были искать японские баржи. Результаты оказались не самыми впечатляющими – американцы добились одного попадания в эсминец «Shiratsuyu», австралийцы нашли и потопили одну баржу. Так или иначе, помочь защитникам Биака японский флот не смог, и судьба острова оказалась предрешена.
В июле 1944 года «Arunta» и «Warramunga» участвовали в захвате острова Аитапе, в сентябре – в высадке десанта на остров Моротай. Это были их последние «остановки» на пути к Филиппинам – 17 октября 1944 года австралийские корабли вошли в залив Лейте в составе американской армады. Здесь союзникам впервые пришлось столкнуться с «божественным ветром» – утром 21 октября японский пикирующий бомбардировщик врезался в мостик тяжёлого крейсера «Australia», нанеся большие потери экипажу. Примечательно, что погибший на боевом посту командир крейсера кэптен Эмиль Дешане ещё недавно командовал «Warramunga». Неудивительно, что именно этому кораблю приказали сопровождать повреждённый крейсер на пути в тыловую базу на острове Манус. Оставшемуся же в заливе Лейте эсминцу «Arunta» выпала честь участвовать в последнем в истории классическом морском сражении.
Речь идёт о бое в проливе Суригао в ночь с 24 на 25 октября, где американская эскадра контр-адмирала Джесси Олдендорфа (6 линкоров, 3 тяжёлых и 5 лёгких крейсеров, 29 эсминцев) преградила путь соединению вице-адмирала Сёдзи Нисимуры (2 линкора, 3 тяжелых и 1 лёгкий крейсер, 11 эсминцев). В ходе массированной атаки лёгких сил «Arunta», сопровождаемая двумя американскими эсминцами, около 3:20 атаковала японский линкор «Yamashiro», обстреляв его надстройку и выпустив торпеды. Один из зенитчиков австралийского эсминца так описывал эту атаку:
«Мы вели линию эсминцев янки в проливе, и я думаю, что мы выпустили свою рыбку на дистанции примерно в 7000 ярдов (более 6 км), что далековато, знаете ли. Но одна вещь мне запомнилась – это то, что у японцев был цветной прожектор, не белый, а какой-то лиловый. И как только мы выпустили нашу рыбку, мы развернулись на 180 градусов и помчались назад через собственную дымовую завесу… Было страшновато, потому что вокруг темно, ты ничего не видишь, и мы не стреляли. Если ты стреляешь, это прогоняет страх, потому что ты занят чем-то. Но мы просто сидели, и это была самая страшная ночь из тех, что мы знали».
Скорее всего, «Arunta» не добилась торпедных попаданий, однако в целом атака эсминцев завершилась полным успехом. По две торпеды попали в линкоры «Fuso» и «Yamashiro», погибли японские эсминцы «Yamagumo» и «Michishio». У «Fuso», вероятно, пострадали артиллерийские погреба – в 3:45 линкор взорвался и переломился на две части. Сразу после этого «Yamashiro» попал под сосредоточенный огонь крейсеров и линкоров, был атакован второй волной американских эсминцев и в 4:19 перевернулся. Попытка прорыва через пролив Суригао закончилась для японцев полным разгромом: они потеряли оба линкора, тяжёлый крейсер и три эсминца. У союзников пострадал всего один эсминец, ставший жертвой «дружественного огня».
Следующий этап борьбы за Филиппины заключался в высадке десанта на крупнейший остров страны – Лусон. К тому времени Императорский флот уже не представлял серьёзной угрозы, и главную роль в оборонительных действиях японцев предстояло сыграть «божественному ветру». В первый же день десантной операции в заливе Лингаен (5 января 1945 года) «Arunta» чуть было не стала жертвой камикадзе. Смертник, летевший на малой высоте, пытался таранить эсминец, но корабль спасла его отличная манёвренность. Самолёт взорвался в воде у борта, смертельно ранив двоих матросов и повредив осколками паропровод. Экипажу удалось за несколько часов провести ремонт в море и запустить машину. «Warramunga» отличилась 6 января, придя на помощь американскому эсминцу «Brooks», протараненному камикадзе. Австралийские моряки потушили пожар, приняли на борт пострадавших и отбуксировали повреждённый корабль в безопасное место, прикрывая его зенитным огнём.
Последний год войны оказался для австралийских эсминцев типа «Tribal» довольно богатым на события. После успешной высадки десанта в заливе Лингаен «Arunta» и «Warramunga» в феврале-марте участвовали в освобождении Манилы. Затем, в мае-июне, они обеспечивали десантные операции австралийской армии на полуострове Вевак (Новая Гвинея) и острове Борнео. После этого «Arunta» отправилась на ремонт в Сидней, и её заменил наконец-то введенный в строй третий эсминец серии – «Bataan». Впрочем, его участие в боевых действиях свелось лишь к переходу на Филиппины в июле 1945 года. Война уже подошла к завершению, и союзные корабли направились к берегам Японии. «Warramunga» и «Bataan» вошли в состав союзной армады, которая 2 сентября 1945 года находилась в Токийском заливе во время церемонии капитуляции Японской империи. После этого «Warramunga» доставила командующего Британским Тихоокеанским флотом адмирала сэра Брюса Фрэзера в порт Йокосука.
Судьба ветеранов
Некоторое время после войны австралийские эсминцы служили в составе оккупационного контингента в Японии. В 1949–1952 годах «Arunta» и «Warramunga» прошли капитальную модернизацию, усилившую их противолодочное вооружение. С эсминцев сняли кормовые башни, заменив их мощными бомбометами «Squid». Впрочем, бороться с подлодками кораблям больше не довелось. Вместо этого «Warramunga» и «Bataan» приняли довольно активное участие в Корейской войне, совершив несколько походов к берегам полуострова. Эсминцам приходилось вести дуэли с неприятельской береговой артиллерией, бороться с непростыми погодными условиями – данная тема требует отдельного рассказа.
После Второй мировой войны в составе Королевского Австралийского ВМФ появилось немало новых боевых единиц, и необходимость в эксплуатации эсминцев-ветеранов отпала. Как ни странно, меньше всех из трёх систершипов прослужил самый новый «Bataan» – в 1954 году, после столкновения с британским боевым кораблём, его вывели в резерв, а в 1958 году списали. «Arunta» вывели в резерв в 1957 году и продали на слом в 1968 году. «Warramunga» прослужила в резерве с 1959 по 1963 год, после чего также была выведена из состава флота. К сожалению, ни один из австралийских эсминцев типа «Tribal» сохранить не пытались, хотя 120-мм башенная установка и артиллерийский директор с «Arunta» выставлены в качестве памятника на одной из австралийских военно-морских баз. Так или иначе, «Arunta» и «Warramunga» навсегда останутся в истории как самые известные и активно действовавшие австралийские эсминцы Второй мировой войны.
Водоизмещение нормальное/полное, т |
1927/2745 |
---|---|
Длина наибольшая, м |
114,9 |
Ширина наибольшая, м |
11,2 |
Осадка, м |
2,75 |
Энергетическая установка |
3 котла, 2 турбины, мощность – 44 000 л. с. |
Максимальная скорость, уз |
36 |
Дальность хода, морские мили (на скорости 15 узлов) |
5700 |
Артиллерийское вооружение |
3×2 120-мм, 1×2 102-мм, 1×4 40-мм, 6×1 20-мм (в 1945 году заменены на 6×1 40-мм) |
Торпедное вооружение |
1×4 533-мм (4 торпеды) |
Противолодочное вооружение |
Гидролокатор ASDIC, 2 бомбомета, 1 бомбосбрасыватель, 20 глубинных бомб |
Средства обнаружения и управления огнём |
Артиллерийский и зенитный директоры, РЛС управления огнём Type 285, РЛС обнаружения воздушных целей SG |
Экипаж |
190 человек в начале войны, 250 человек в конце войны (в т. ч. 12–13 офицеров) |
Источники и литература:
- http://www.awm.gov.au/ (официальный сайт Австралийского Военного мемориала)
- http://www.navy.gov.au/history (исторический раздел официального сайта Королевского Австралийского ВМФ)
- http://combinedfleet.com/
- Gill George Hermon «Royal Australian Navy, 1942–1945» (1st edition, 1968) https://www.awm.gov.au/collection/RCDIG1070208/
- Pfennigwerth Ian «The Royal Australian Navy and MacArthur» – Kenthurst NSW: Rosenberg Publishing, 2009
- Моррисон Стив Элиот «Американский ВМФ во Второй мировой войне: Острова Гилберта, Маршалловы и Новая Гвинея» – Москва: «АСТ», 2003
- Патянин С. В. «Суперэсминцы Черчилля. Самые боевые корабли Королевского флота» – М: Яуза, ЭКСМО, 2012
Комментарии к данной статье отключены.