С завершением боев в Тунисе в мае 1943 года англо-американские союзники начали развертывание сил для наступления на Италию. Следующей их целью в этом направлении была Сицилия. Операция «Хаски» стала первой десантной операцией подобных масштабов, в которой торпедные катера были изначально включены в план общих мероприятий. Надводные силы, которые смогла выставить Ось против союзных сил вторжения в водах Сицилии, включали лишь горстку немецких и итальянских торпедных катеров, Союзники задействовали гораздо большие силы.
«Москиты» в «американском» секторе
Американцы в операции «Хаски» задействовали 17 торпедных катеров 15-й эскадры лейтенанта-коммандера С. Бернса. В день «X» они вместе с эсминцем «Ордронакс» должны были прикрывать от нападений итальянских и немецких торпедных катеров из Порто-Эмпедокле соединение TF 86 контр-адмирала Р.Л. Конолли, высаживающее в районе Ликаты 3-ю американскую пехотную дивизию. Утром 9 июля 15-я эскадра в полном составе покинула Бизерту и направилась в район высадки, преодолевая волны высотой до 16 футов. Ночью на 10 июля катера патрулировали западный фланг десантной группы, а эсминец обстрелял Порто-Эмпедокле. Противокатерный патруль контролировал непосредственно командующий Западным оперативным соединением вице-адмирал Г.К. Хьюитт. Примечательно, что Конолли не был проинформирован о противокатерном патруле Хьюитта и выставил свой противокатерный патруль из эсминцев «Свенсон» и «Роу».
Днем 10 июля торпедные катера отошли к Пантеллерии, заправились там с британского танкера «Эмпайр Баэрн» и с наступлением ночи возобновили патрулирование. Но это оказалось бессмысленным.
Пять шнелльботов 3-й флотилии под командованием капитан-лейтенанта Мюллера (командир флотилии корветтен-капитан Кемнаде в результате автокатастрофы 8 июля оказался в госпитале) скрытно покинули Порто Эмпедокле еще в 08:30 10 июля и незамеченными ушли в Палермо. В 19:20 они получили приказ Командования кригсмарине в Италии следовать в Мессинский пролив для атаки противника у Сиракуз.
В 20:30 11 июля четыре шнелльбота 7-й флотилии покинули Кальяри для атаки кораблей противника, бомбардирующих Трапани, но не смогли их обнаружить и ушли в Монделло. В течение дня 12 июля три катера 3-й флотилии и четыре катера 7-й флотилии перешли в Мессину, откуда они должны были выйти на поиск к восточному побережью Сицилии в ночь на 13 июля. В то же время немецкое командование договорилось с итальянцами о том, что 3-й флотилии будет предоставлена новая база в Салерно, а 7-й — в Реджо.
Поскольку командование итальянских ВМС приняло решение не направлять крупные корабли в сицилийские воды, противодействие силам вторжения могли оказать только базирующиеся в этом районе немногочисленные итальянские и немецкие «москиты».
Бои у берегов Восточной Сицилии
Британцы задействовали в операции «Хаски» 10-ю, 7-ю, 24-ю, 32-ю и 33-ю флотилии торпедных катеров (MTB — Motor Torpedo Boat) и 19-ю и 20-ю флотилии артиллерийских катеров (MGB — Motor Gun Boat). Все они были сосредоточены на Мальте. Катера, назначенные в прикрытие Восточного оперативного соединения, покинули Мальту во второй половине дня 9 июля при неблагоприятных погодных условиях — крутой волне и сильном северо-западном ветре, что не позволяло поддерживать предписанную 18-узловую скорость, но ко времени «X», 02:00 10 июля, ветер неожиданно стих, и море быстро успокоилось. Два торпедных катера 7-й флотилии были оснащены буксируемыми шумогенераторами и отправились изображать группу крупных боевых кораблей к северу от района высадки.
Ночь и день 10 июля у сицилийского побережья катера провели без приключений, и в ночь на 11 июля продолжили патрулирование. На этот раз не обошлось без недоразумений — дозорные катера 7-й и 32-й флотилий выстрелили торпеды в легкие крейсера «Эвриалес» и «Клеопатра», выдвинутые для артиллерийской поддержки на северном фланге плацдарма. Крейсера заметили катера, отправили запрос и, не получив ответа, открыли ответный огонь. Только после этого от катеров был получен опознавательный сигнал. Последовал обмен сообщениями: «Соединение «Q» торпедным катерам. Вам очень повезло — мы собирались взорвать вас», на что с катеров ответили «Вы удачливее — мы выпустили четыре торпеды и промахнулись».
Как и американские торпедные катера, англичане поначалу заправлялись прямо в море с танкера «Эмпайр Ласс». Ночью Мессинский пролив патрулировали несколько групп — крупные «доги» держались у южного выхода, а ближе к Мессине расположились дозоры «коротких» катеров. Однако ночь на 12 июля в проливе прошла без столкновений.
Зато отличились находившиеся в дозоре восточнее Катании MTB-640, MTB-651 и MTB-670. В 21:15 11 июля MTB-670 заметил следовавшую в надводном положении на патрулирование к Аугусте итальянскую подводную лодку «Флутто». Катера бросились в атаку, стреляя из всех стволов. Отстреливаясь до последнего момента, лодка погрузилась. MTB-670 сбросил четыре глубинные бомбы, но видимых признаков потопления не наблюдал. Тем не менее, «Флутто» на связь больше не выходила, а других атак на лодки в этом районе не было. От огня итальянцев на английских катерах было ранено 17 человек.
В 22:14 12 июля в патруль лейтенанта К. Дрейера в составе MTB-81, MTB-77 и MTB-84, стоявший с заглушенными двигателями в северной части пролива, неожиданно буквально врезались две вражеские подводные лодки. Это были немецкие U-561 и U-375, вышедшие 10 июля из Тулона для атаки морских сил союзников в районе высадки. Немцы форсировали пролив в надводном положении — U-375 шла первой, за ней в 500 метрах двигаласьU-561; артиллерийские расчеты находились на боевых постах у орудий. Немцы своевременно заметили англичан, но приняли их за итальянцев. U-561 вышла прямо на MTB-81. Лейтенант Л. Стронг немедленно приказал дать «полный назад» и через минуту или две на заднем ходу выстрелил торпеду с дистанции 100 ярдов. Торпеда поразила лодку, и она тут же затонула.
Вторая лодка погрузилась южнее места атаки. Она сумела пробраться в район южнее Сицилии, но 31 июля была потоплена американским охотником PC-624 северо-западнее Мальты.
Во время поиска выживших подводников англичане заметили «два судна, следовавшие на юг вдоль побережья Калабрии на 25 узлах», и безрезультатно выпустили по ним торпеду. Однако «суда», а в действительности итальянские торпедные катера MS-36 и MS-64 ушли не далеко — в 23:44 их перехватили патрулировавшие южнее MTB-655, MTB-633 и MTB-656. Итальянцы повернули к берегу, но один за другим были подожжены и выбросились на мель. Командир группы лейтенант Грин-Келли, посчитав противника уничтоженным, под огнем береговых батарей повернул на базу, но позднее итальянские катера были эвакуированы и восстановлены.
В 05:00 13 июля в 15 милях к югу от Мессины «доги» на встречном курсе заметили семь шнелльботов под началом командира 7-й флотилии корветтен-капитана Труммера, которые возвращались после безрезультатного поиска у Сиракуз. Короткий огневой контакт на дистанции 1000 ярдов завершился бегством немцев в северном направлении. Англичане же ушли в свою новую передовую базу в Сиракузах.
Поздно вечером 13 июля итальянские торпедные катера MS-63 и MS-71 вышли из Джиарры для высадки в Сан-Панагие около десятка диверсантов-ардити. Через полчаса после полуночи 14 июля к северу от Аугусты они обнаружили британский десантный корабль «Принц Альберт». Последний в 23:00 13 июля высадил в бухте Аньоне группу коммандос, имевших задачу захватить невредимым мост Малати через реку Леонардо, а теперь собирался высаживать вторую волну десантников. Итальянцы воспользовались тем, что сопровождавший «Принца» эскортный миноносец «Теткотт» был занят обстрелом берега, беспрепятственно подобрались к десантному кораблю и выпустили по нему торпеды, но промахнулись.
«Теткотт» в 01:21 дал по итальянцам 6-орудийный залп и бросился ними в погоню, в течение нескольких минут обстреливая задний катер. В 01:27, «после яркой вспышки», отметка на экране радара Type 285 исчезла. Погоня продолжалась еще 4-5 минут, после чего катера на полной скорости ушли на север. Миноносец вернулся к своему подопечному, считая, что «уничтожил вражеский катер прямым попаданием 4-дюймового снаряда».
На самом деле оба итальянца ушли на базу без повреждений, но диверсантов не высадили.
Ночью на 15 июля MGB-641, MGB-643 и MGB-646 19-й флотилии находились на патрулировании к югу от Мессины, когда увидели подводную лодку «Ничелио». Англичане открыли огонь, но лодка, отстреливаясь из спаренных пулеметов, сумела погрузиться и скрылась. Береговые батареи на материке открыли по катерам огонь. MGB-641 был сильно поврежден и потерял ход. Так как, согласно инструкции, катера не должны были останавливаться для оказания помощи в пределах досягаемости береговых батарей, MGB-643 и MGB-646 ушли, но вернулись после того, как прожекторы погасли, и подобрали весь экипаж МGB-641, который затонул.
Бои в Мессинском проливе ночью 16 июля
Ночью на 16 июля на патрулировании в северной части Мессинского пролива находились MTB-77 и MTB-62, а так же переоборудованные в МGВ MTB-82 и MTB-57; командовал дозором лейтенант Бломфилд на MTB-77. Группа стояла без движения в 6 милях к югу от Мессины с заглушенными двигателями, когда в 22:40 к юго-востоку были замечены «5 неопознанных судов, следовавших на юг вдоль итальянского побережья». Англичане запустили двигатели и бросились за ними.
Объектами погони были S-151, S-152, S-154, S-155 и S-55 корветтен-капитана Труммера, следовавшие для атаки вражеских кораблей в районе Аугуста — Сиракузы. Немцы обнаружили противника в 22:35.
Строй англичан сильно растянулся и MTB-77 оказался далеко впереди остальных. В 23:00 он выстрелил обе торпеды по головному немцу. Затем Бломфилд увеличил скорость и через две минуты открыл огонь по концевому шнелльботу. Немедленно «все шесть вражеских торпедных катеров открыли огонь по MTB-77; две береговые батареи на побережье Сицилии присоединились к ним. В этот момент головной катер взорвался, вероятно, пораженный торпедой 77-го».
В течение следующих 15 минут MTB на полной скорости преследовали противника. MTB-77, MTB-82 и MTB-62 стреляли по четвертому катеру во вражеской колонне и «тот загорелся». Затем «вышел из линии и остановился» второй в ордере катер. К этому времени 6 береговых батарей с обоих берегов пролива обстреливали англичан. MTB-77 был поражен осколками и огнем малокалиберных орудий, поэтому в 23:20 Бломфилд решил отходить на юг под прикрытием дымзавесы.
MTB находились под обстрелом до 02:15 16 июля. Близким разрывом был тяжело ранен командир MTB-82 лейтенант Риз и убит матрос, и Бломфилд приказал этому катеру вернуться в Аугусту, а сам с остальными катерами продолжил патрулирование.
В 23:30, после ухода англичан, Труммер продолжил выполнение задания. Сделав большой крюк на восток, чтобы избежать встречи с другими английскими патрулями, он поисковым ордером проследовал в точку в 5 милях к северо-западу от Сиракуз. Комбинированная атака обнаруженных «танкера или LST в сопровождении двух эскортных кораблей, следовавших западным курсом» не удалась — заметив фосфоресцирующие следы от торпед, цель уклонилась. Других объектов для атаки в районе Сиракузы — Аугуста немцы не нашли и в 03:48 отправились назад, снова делая большой крюк на восток. Однако в Мессинском проливе их ждали новые встречи.
В 05:00 Бломфилд повел свой патруль обратно в Аугусту. Через 15 минут «на востоке были замечены пять вражеских торпедных катеров, ведущих бой» — это возвращающиеся катера Труммера были атакованы MTB-634, MTB-670, MTB-640 и MTB-651 32-й флотилии. Бломфилд изменил курс и на полной скорости бросился на перехват. В течение 30 минут его катера вели перестрелку с «шнелльботами» на дистанции от 1000 до 500 ярдов. Заметив «шнелльбот» без движения, Бломфилд сблизился с ним, чтобы добить, но как раз в этот момент 20-мм пушку «Брэда» на MTB-77 заклинило, а турель спаренного 0,5ˈ пулемета «Виккерс» выключилась, развернутая на левый борт.
Немцам удалось оторваться от погони. В ходе боя все три катера 7-й флотилии МТВ получили подводные пробоины, но своим ходом добрались до Аугусты; на MTB-57 был убит один член экипажа.
Со своей стороны Труммер отметил, что «между 05:17 и 06:00 флотилия была атакована превосходящими силами из восьми MTB и MGB. S-151 в течение некоторого времени не мог двигаться, так как все двигатели вышли из строя». Четыре шнелльбота были незначительно повреждены огнем противника или имели неисправности двигателей, из личного состава только один человек был ранен. В 19:30 катера вернулись в Салерно.
После этого боя Командование Кригмарины в Италии, чтобы исключить возможность перехватов в Мессинском проливе, приняло решение организовать передовой пункт базирования шнелльботов в Кротоне (Калабрия).
Операция «Сцилла»
Чтобы восполнить отсутствие быстроходных крейсеров в Ионическом море, в 06:30 15 июля из Специи в Таранто вышел новейший легкий крейсер «Сципионе Африкано» под командованием капитана ди вашелло Э. Пеллегрини. Мессинский пролив, который по ночам патрулировали вражеские торпедные катера, корабль должен был форсировать без сопровождения.
На переходе крейсер был обнаружен самолетом-разведчиком и укрылся в Неаполе. Здесь он принял на борт группу связи ВВС, кроме того, на нем установили аппаратуру «Metox». В 18:15 16 июля крейсер продолжил следование по назначению и в 02:00 17 июля при полной восходящей с юга луне и полном штиле вошел в Мессинский пролив. В 02:04, на подходе к мысу Россо, в мощный бинокль Пеллегрини заметил в 10 км слева по носу, между Реджо-ди-Калабрия и мысом Пелларо, «4 катера». Сначала командир крейсера предположил, что это итальянские торпедные катера MS, но когда в 02:13 он принял несколько влево, «головной объект двинулся наперерез». Пеллегрини понял, что перед ним британские MTB, и приказал увеличить скорость с 24 до 30 узлов…
Ночью на 17 июля в южной части Мессинского пролива патрулировали MTB-260, MTB-313, MTB-315 и MTB-316 10-й флотилии, базировавшейся в Аугусте. Командир флотилии лейтенант Дэнис Джермэйн находился на MTB-315. МТВ стояли с заглушенными двигателями в 2 милях к югу от Мессины. Джермэйн не рассчитывал встретить противника крупнее баржи и появление в 02:15 17 июля «крейсера типа «Реголо», который следовал на юг на высокой скорости» было для него полной неожиданностью. Катера разделились — командир флотилии с MTB-315 и MTB-316 намеревался атаковать цель в левый борт, а MTB-260 и MTB-313 принялись маневрировать для атаки в правый.
Пеллегрини прекрасно видел все их маневры. Находясь в 1500 метрах от противника, «Сципионе Африкано» резко изменил курс, намереваясь пройти между «вторым и третьим катерами», MTB-313 и MTB-316, и увеличил скорость до максимальной. Согласно его доклада, «бой продолжался не более трех минут». Крейсер открыл огонь из всех стволов сразу по всем MTB. «Ближайший справа катер едва успел выпустить две торпеды, как был накрыт огнем «Сципионе Африкано». Почти одновременно «крейсер обстрелял два левых MTB, не успевших дать полный ход». «Ближайший справа катер получил попадания 135-мм снарядами и затонул, находившийся дальше справа загорелся, а ближайший левый взорвался в 50 метрах от крейсера, осыпав его обломками». Реально в 02:18 был поражен и взорвался MTB-316 лейтенанта Р. Адамса; весь экипаж, 11 человек, погиб. MTB-315 поражен не был и продолжал маневрировать для пуска торпед.
Правофланговые катера находились на хорошей позиции для пуска. MTB-313 был всего в 300 ярдах от цели, когда его командир лейтенант А. Форстер был ранен, а второй офицер убит; одна из торпед прошла прямо перед носом крейсера. Командир MTB-260 лейтенант Уоддс вообще посчитал, что попал неприятелю в корму с правого борта, но на самом деле все торпеды обоих MTB прошли мимо итальянца.
Крейсер продолжал следовать курсом 200º на скорости 36 узлов, а береговые батареи по обе стороны пролива, выяснив световыми сигналами его принадлежность, открыли заградительный огонь, прикрывая «Сципионе Африкано» стеной всплесков. MTB-315 преследовал итальянца за мыс деллˈАрми. При этом Пеллегрини считал, что «в 02:23 англичанин выпустил две торпеды, от которых он уклонился». После того, как итальянец принял влево, взяв курс на Таранто, Джермэйн повернул назад, достигнув своей позиции в 02:50.
Крейсер благополучно прибыл в Таранто в 09:46. Было заявлено о потоплении «трех вражеских торпедных катеров», хотя на самом деле потоплен был только MTB-316, а MTB-260 незначительно поврежден. От заградительного огня своих батарей «Сципионе Африкано» получил осколочные пробоины, а два члена экипажа — ранения.
«Москиты» Оси активизируются
Ночью на 19 июля в Мессинском проливе патруль «коротких» MTB «увидел субмарину у Реджо» и атаковал ее глубинными бомбами. Катера были немедленно освещены прожекторами и обстреляны береговыми батареями с близкой дистанции. MTB-75 получил попадание; погибло два члена экипажа. Подбитый катер на буксире увели в Аугусту.
Ночью 21 июля итальянские МS-21, MS-51, MS-53 и MS-66 восточнее мыса Камполато, к северу от входа в гавань Аугусты, атаковали патрульные эскортные миноносцы «Куанток» и «Адриас». В ходе боя MS-66 был сильно поврежден, находившийся на нем командир V флотилии торпедных катеров капитана-ди-корветто К. Кастаньяччи убит.
«Ханты» отрапортовали о «бое с тремя торпедными катерами» и заявили о «потоплении двух из них»; сами они получили по несколько попаданий из пушек катеров, причем на «Куантоке» погибло два члена экипажа.
16 июля 3-я и 7-я флотилии шнелльботов были сведены в 1-ю дивизию, которую возглавил командир 3-й флотилии фрегаттен-капитан Г.М. Шульц. На этот момент в Салерно находились боеготовые S-55, S-30 и S-36 3-й флотилии и S-151, S-152, S-154 и S-155 7-й; еще 10 катеров стояли в ремонте.
В 13:20 19 июля Шульц с 6 шнелльботами вышел из Салерно и направился к Мессинскому проливу. Мессина была пройдена в 21:00, после чего соединение сделало большой крюк на восток. В 00:31 20 июля был замечен конвой противника, следовавший с юга в Сиракузы. Состав конвоя был определен как «три транспорта, два LST, три эсминца и корвет».
Атаки начались в 01:12. Было заявлено о потоплении 2 эсминцев, 3000-тонного судна и поражении 8000-тонного транспорта. Расстреляв почти все торпеды, в 01:40 шнелльботы повернули к Кротоне, куда прибыли в 08:45.
На самом деле, немцы напали на конвой из двух судов и двух LST, следовавший из Джелы в Сиракузы в сопровождении американских эсминца «Ниблэк» (Niblack) и патрульного корабля PC-556, когда он собирался войти на фарватер. После того, как американцы «открыли огонь по двум торпедным катерам, те бежали на север, скрывшись за дымзавесой».
В Кротоне для немцев ни торпед, ни топлива не было. Ко всему, надолго они здесь не задержались. В 01:50 21 июля гавань Кротоны обстрелял английский лёгкий крейсер «Аврора». Шнелльботы ещё ранее вышли в море, но об атаке противника не было и речи — на 6 катеров была только одна торпеда у S-30. Шнелльботы ушли в Таранто, но и здесь для них тоже не оказалось ни торпед, ни топлива.
Только 27 июля, после того, как прибыли топливо и боеприпасы, четыре шнелльбота 3-й флотилии вышли из Кротоны для поиска в районе к востоку от Сиракуз, но он оказался безуспешным.
Вечером 29 июля четыре шнелльбота вышли из Кротоны после сообщения о «вражеском соединении северо-восточнее Пунта Стило», но не нашли противника. Безуспешным оказался и выход семи шнелльботов из Кротоны к сицилийским берегам 31 июля. В 10 милях восточнее Сиракуз немцы «столкнулись с вражескими эсминцами и некоторое время преследовались ими». Утром 1 августа три катера вернулись в Кротону, а четыре ушли в Вибо Валентину, что на тирренском побережье Калабрии.
Вечером 2 августа три шнелльбота вышли из Кротоны для участия в миннопостановочной операции итальянцев, но она была прервана. Поскольку порт Кротоны был повреждён очередной бомбардировкой британских крейсеров, немцы, проследовав утром 3 августа мимо Мессины, ушли в Салерно…
Окончание следует
Комментарии к данной статье отключены.