Если британские операции по осуществлению «воздушного контроля» в Ираке и на юге Аравии считаются успешными, то действия Королевских ВВС в подмандатной Палестине относят к числу неудач. Здесь в межвоенный период был продемонстрирован предел возможностей концепции поддержания порядка на территории силами авиации. В результате британцы были вынуждены пойти на существенные уступки арабам, оказавшись не в состоянии погасить восстание военными средствами.
Новое владение
По результатам раздела азиатских владений бывшей Османской Империи после Первой мировой войны Палестина досталась британцам в форме мандата Лиги Наций. На новых хозяев возлагались обязательства «создать такие политические, административные и хозяйственные условия, которые обеспечат установление еврейского национального дома в Палестине… и развитие институтов самоуправления».
Весной 1921 года палестинский мандат был разделён на две части по реке Иордан. Восточная часть стала эмиратом Трансиордания под британским протекторатом, западная должна была превратиться, как и провозглашали декларация Бальфура 1917 года и решения Лиги Наций, в «национальный дом для еврейского народа». Резкий рост эмиграции евреев в Палестину вызывал ухудшение отношений евреев с местным арабским населением и рост арабского национализма.
«Воздушный контроль» в Палестине
В 1921 году в Палестине размещалось 7,5 тысяч британских военнослужащих: три пехотных батальона и три конных полка. Их содержание обходилось британской казне в 3,5 миллиона фунтов в год. Снова главной причиной введения «воздушного контроля» стала финансовая.
Оборона Палестинского мандата перешла к Королевским военно-воздушным силам (КВВС) в мае 1922 года. Первым командующим КВВС в мандате оказался генерал-майор Генри Тюдор, получивший временный патент вице-маршала авиации. Только в апреле 1924 года его сменил эйр-коммодор Алан Джерард, получивший Крест Виктории в Первой мировой.
К 1925 году наземные силы полностью покинули Палестину. Силы КВВС включали одну эскадрилью (14-ю с лёгкими бомбардировщиками DH.9A) и одну роту броневиков. Также ей подчинялись Трансиорданские пограничные силы — отряды бедуинов под командованием британских офицеров. Стоимость содержания британских сил на мандатной территории уменьшилась до 650 тысяч фунтов в 1925 году.
При этом задача поддержания внутренней безопасности в Палестине возлагалась на местную полицию, функцией же авиации было сдерживание (как и на южных границах Ирака) набегов ихванов Ибн Сауда из Неджда. Соответственно, самолёты и броневики размещались в Трансиордании, штаб-квартира находилась в Аммане.
Но к концу 1920-х годов проблемы появились, откуда их совсем не ждали. Групп-капитан Патрик Плейфэйр, который командовал КВВС в мандате в 1929 году, позднее писал в своих воспоминаниях:
«Никто в командовании КВВС не мог даже и подумать, что проблемы возникнут в Палестине, а тем более — в Иерусалиме… Все наши мысли занимали арабские дела в Трансиордании».
1929 год — первый вызов
Конфликт вокруг доступа к Стене Плача в Иерусалиме спровоцировал 23 августа 1929 года еврейские погромы в городе, ставшие для британцев полной неожиданностью.
Плэйфэйр сконцентрировал все свои немногочисленные силы вокруг Иерусалима и Яффы, чтобы защищать еврейских колонистов. Весь наземный персонал КВВС, не занятый в обеспечении лётной деятельности, направили в Иерусалим для усиления полиции. Верховный комиссар Джон Чэнселор позволил авиации обстреливать арабские толпы, направляющиеся к еврейским поселениям, но не разрешил бомбить населённые пункты во избежание жертв среди гражданского населения.
Было решено срочно перебросить из Египта 1-й батальон полка Южноваллийских пограничников. Вечером 24 августа четыре военно-транспортных самолёта «Виккерс Виктория» 216-й эскадрильи перевезли два его авангардных взвода в Иерусалим, которые немедленно поспешили на помощь полиции.
Столь стремительное появление британских солдат на улицах Старого города имело, как позднее отмечали британцы, «огромный моральный эффект». Остальная часть батальона прибыла на следующий день по железной дороге.
Ситуацию в Иерусалиме взяли под контроль в течение 48 часов, но на остальной территории Палестины напряжённость сохранялась. Из Египта были переброшены ещё два батальона пехоты и одна эскадрилья КВВС (208-я с «Бристоль Файтерами»), а ещё подразделение флотской авиации. Самолёты вели активную разведку, обстреливали арабов, атакующих изолированные еврейские поселения, разбрасывали листовки. Командовавший наземными подразделениями бригадир Добби отмечал эффективное взаимодействие двух родов войск.
Порядок восстановили к концу первой недели сентября 1929 года. Но возник вопрос, что же делать дальше.
Перемены в Палестине
10 сентября 1929 года начальник штаба КВВС «отец британской военной авиации» Тренчард (уже готовившийся к отставке: в январе 1930-го его сменил прославившийся в Ираке Джон Сэлмонд) направил вице-маршала авиации Хью Доудинга, возглавлявшего штаб Иракского командования КВВС в 1924–1926 годах, в Палестину. Отличие местной ситуации от иракской бросалось в глаза: какая-либо разведка в Палестине отсутствовала, арабская полиция была ненадёжной и «невероятно неэффективной».
В рапорте Тренчарду Доудинг указал и на главную причину нестабильности в Палестине:
«сионистская политика может быть навязана Палестине только силой, и арабы никогда с этим не смирятся».
Вот только какие-либо действия в этом главном вопросе находились далеко за рамками компетенции командования КВВС.
После событий 1929 года в Палестине постоянно размещались два пехотных батальона, но общее командование оставалось в руках КВВС. Командование КВВС готовилось к будущему восстанию, особенно после беспорядков 1933-го. Была создана разведсеть с центрами в Иерусалиме и Хайфе. В 1934-м, 1935-м и марте 1936 года проводились учения по действиям в случае «мятежа во всей стране».
Командование КВВС в Палестинском мандате с 1933 года возглавлял Роберт Пирс, произведённый в феврале 1936 года в вице-маршалы авиации.
Новое восстание
В апреле 1936 года протесты арабов, направленные против еврейской иммиграции в Палестину, постепенно перерастают в вооружённое восстание, гораздо более масштабное и хорошо организованное, чем в 1929 году. К началу восстания силы КВВС в Палестинском мандате включали 14-ю эскадрилью, оснащённую «Фэйри Гордонами» и базирующуюся в трансиорданском Аммане, и одно крыло 6-й эскадрильи с «Хоукер Харди» непосредственно в самой Палестине, в Рамле.
После начала восстания одно крыло 14-й эскадрильи перебазировалось на аэродром Джиср-Меджаме на западе Трансиордании, ближе к Палестине, а чуть позднее два других крыла 6-й эскадрильи прибыли из Египта в Рамлу.
Устав КВВС не зря указывал, что «промедления и колебания в применении силы всегда опасны». Поэтому Пирс настаивал на немедленном применении силы вплоть до «проскрипционных бомбардировок», в то время как верховный комиссар генерал Артур Уочоп надеялся на переговоры и оттягивал просьбу о подкреплении.
Только 7 мая 1936 года Пирс убедил верховного комиссара направить просьбу о подкреплении в размере 1 батальона пехоты и роты лёгких танков и двух секций броневиков КВВС из Ирака. Палестина была разделена на четыре военных округа. В середине мая Пирс получил второй дополнительный батальон пехоты из Египта и немедленно направил его в Наблус — центр проблем. Для поддержания работы железной дороги в Палестину прибыла полевая рота Королевских инженеров.
23 мая верховный комиссар Уочоп наконец сформулировал для наземных войск и авиации чёткие условия, когда им позволялось открывать огонь. Самолётам было разрешено использовать только пулемёты. Можно было стрелять лишь в «вооружённых людей, ясно демонстрирующих агрессивные намерения». Причём делать это следовало в ответ на просьбы о поддержке со стороны атакованных наземных частей и против конкретных целей в деревнях («ни в коем случае не в городах»), из которых обстреливались наземные части или самолёты.
Только 25 июня издали приказ, разрешающий бомбардировки. В преамбуле прямо отмечалось, что, «поскольку Палестина является Святой Землёй», бомбардировка допустима в крайних случаях и с массой ограничений. Допускалось использование лишь 20-фунтовых бомб, только с разрешения командования, против крупных бандформирований в случае неэффективности пулемётного огня, не ближе, чем в 500 ярдах (457 метрах) от любых населённых пунктов и строений. Особо оговаривалась недопустимость повреждения мечетей.
С середины июня все армейские патрули и колонны обязательно сопровождались машинами с радиостанциями. 6-я эскадрилья в Рамле и 14-я в Джиср-Меджаме находились в получасовой готовности, чтобы в случае необходимости оказать помощь наземным силам. В каждом из четырёх военных округов один самолёт постоянно находился в воздухе, ещё три были на аэродроме в постоянной готовности ко взлёту по радиосигналу «Дабл-Икс» о срочной воздушной поддержке.
На месте цели авиации указывались дымовыми гранатами и визуальными сигналами. Дабы избежать огня по своим и добиться максимальной точности, самолёты действовали на малых высотах, что приводило к их уязвимости от ружейного огня. Пилоты получали ранения. Хотя смертельных случаев до сентября не было, зачастую бойцы совершали вынужденные посадки.
Самолёты также вели фоторазведку, перебрасывали подкрепления, осуществляли снабжение удалённых блокпостов. За июнь на 980 деревень было сброшено 210 тысяч листовок.
«Нерешительность администрации, не сумевшей обеспечить быстрое и адекватное наказание мятежников, способствовала расширению восстания»,
— прямо писал Пирс. В начале июля он докладывал верховному комиссару, что дальнейшее промедление может привести к ужасающим последствиям:
«В настоящий момент именно время является решающим, и активные военные меры по восстановлению порядка должны быть приняты как можно раньше».
5–7 июля КВВС провели успешную операцию по разгрому базы повстанцев в районе Самарии, но множество жертв среди арабов вызвало волну возмущения в прессе и новые ограничения со стороны Лондона.
Восстание разгорается…
В июле 1936 года с прибытием ещё трёх батальонов из Египта наземные силы в Палестине достигли размера двух бригад. Из Египта также была переброшена 33-я эскадрилья КВВС. Но ситуация продолжала ухудшаться. Повстанцы, к которым прибывали добровольцы из других арабских стран, становились всё более организованными и профессиональными. Терроризм принимал угрожающие размеры со стороны как арабов, так и евреев — и Пирс предупреждал о вероятности «свирепой вспышки гражданской войны».
20 августа 1936 года Пирс направил рапорт в Лондон. Он извещал, что военные сделали всё, что могли, «в помощи гражданским властям», нынешнюю политику продолжать далее невозможно, и есть только два выхода: серьёзные политические уступки мятежникам либо военное положение. Пирс предлагал перейти к полномасштабному использованию всех средств «воздушного контроля» по примеру Адена и Ирака, вплоть до «проскрипционных бомбардировок» арабских городов. При этом, так как ситуация зашла довольно далеко, по его мнению, требовалось и наземное усиление — ещё две бригады пехоты.
Также Пирс разрешил подчинённым использовать 112-фунтовые бомбы. Впервые их 6 сентября применила 6-я эскадрилья при атаке базы боевиков на высоте 771 в окрестностях Наблуса. Налёт привёл к большим потерям боевиков и произвёл сильное впечатление на жителей города.
Конец «воздушного контроля»
Однако к тому моменту «воздушный контроль» в Палестине подошёл к концу. Решение об этом приняли на заседании британского правительства 2 сентября 1936 года. Оно отвергло предложения Пирса, сделав выбор в пользу полномасштабной наземной операции силами дивизии. Соответственно, командование британскими войсками в Палестине передавалось от министерства авиации военному министерству, и в середине сентября Пирса в качестве командующего британскими силами сменил генерал-лейтенант Джон Дилл.
Дело борьбы с восстанием перешло в руки пехоты, авиация теперь играла только вспомогательную роль. Командовавший войсками в Палестине в 1937–1938 годах генерал-лейтенант Уэйвелл был впечатлён скоростью, с которой КВВС реагировали на запросы наземных сил о воздушной поддержке: порой самолёты появлялись через 15 минут после сигнала «Даббл-Икс».
Летом 1938 года эскадрильи в Палестине перешли на новые самолёты, отличавшиеся большей огневой мощью, — «Виккерс Уэлсли» и «Глостер Гладиаторы». А вскоре последовало ещё одно предложение применить «воздушный контроль», когда в начале сентября 1938 года в связи с Судетским кризисом большую часть наземных войск из Палестины вернули в Египет.
В этот момент эйр-коммодор Артур Харрис, сменивший в июле 1938-го Родерика Хилла на посту командующего КВВС на мандатной территории, предложил «в случае войны в Европе» возобновить «воздушный контроль» в Палестине в полном объёме. Планировалось использовать даже «проскрипционные бомбардировки» городов вроде Наблуса с активным применением 250- и 500-фунтовых бомб — было озвучено предложение сбросить по «одной 250-фунтовой или 500-фунтовой бомбе на каждую арабскую деревню». «Арабы понимают только язык силы» — это убеждение Харрис вынес ещё со времён службы в Ираке в 1920-е годы.
Европейская война осенью 1938 года не разразилась, но после этого в Лондоне было принято решение о серьёзных политических уступках арабам, что и отразилось в «Белой книге» 1939 года по Палестине. Именно они и привели к угасанию восстания к концу 1939 года.
18 марта 1940 года последний раз в небе Палестины прозвучал сигнал «Дабл-Икс». Потери Королевских ВВС за время восстания составили семь человек убитыми, один боец пропал без вести. Лётчиков наградили тремя орденами «За выдающиеся заслуги» и четырьмя крестами «За выдающиеся лётные заслуги».
Литература:
- David E. Omissi. Air Power and Colonial Control: The Royal Air Force 1919–1939 – Manchester University Press, 1990.
- Hillel Cohen. Year Zero of the Arab-Israeli Conflict 1929 – Brandeis University Press, 2015.
- Sebastian Ritchie. The RAF, Small Wars and Insurgencies in the Middle East, 1919–1939 – Centre for Air Power Studies, 2011.
- Tom Segev. One Palestine, Complete: Jews and Arabs Under the British Mandate – Abacus, 2001.
Комментарии к данной статье отключены.