Во время Второй мировой войны дивизионная артиллерия большинства стран-участниц конфликта была представлена несколькими типами орудий. Так, в вермахте и армии США сочетались тяжёлые и лёгкие гаубицы, в Красной армии к ним прибавлялись пушки. Единственным исключением была армия Великобритании, которая довольствовалась лишь одним типом орудий дивизионной артиллерии — 87,6-мм пушками-гаубицами.
Проанализировав опыт Первой мировой войны, уже в 1919 году британские военные выдвинули требования к перспективному полевому орудию. Оно должно было прийти на замену двум основным артиллерийским системам военных лет — 18-фунтовой (83,8-мм) пушке и 4,5-дюймовой (114,3-мм) гаубице. Каждая из них была по-своему неплохой, но с определёнными недостатками. 18-фунтовка отличалась довольно высокой начальной скоростью снаряда, но имела слишком малый диапазон углов вертикальной наводки. Её удачно дополняла гаубица с навесной траекторией стрельбы. Новая артсистема должна была сочетать достоинства обоих орудий, то есть стать пушкой-гаубицей.
К 1924 году на рассмотрение Королевского артиллерийского комитета представили два проекта пушки-гаубицы — 3,9-дюймовой (100-мм) QF и 4,1-дюймовой (105-мм) BL. Первый вариант предусматривал применение унитарных выстрелов, а второй имел раздельное заряжание. Обе эти системы забраковали, поскольку они не обеспечивали требуемую дальность стрельбы в 15 000 ярдов (13 725 м). В 1928 году директор Королевской артиллерии генерал-майор Дж. Х. Льюис предложил 3,7-дюймовую (94-мм) пушку-гаубицу, но и она не подошла. Лишь в октябре 1933 года в Великобритании, наконец, приняли принципиальное решение о калибре перспективной системы: 3,45 дюйма, или же 87,6 мм в метрической системе (применение большего калибра делало невозможным модернизацию старых 18-фунтовых пушек под новые боеприпасы). В феврале 1938 года принятое для гаубиц обозначение калибра в дюймах изменили на «пушечное» обозначение в фунтах — так 3,45-дюймовое орудие стало 25-фунтовым. Тем самым подчёркивалось, что новая система должна стать прежде всего пушкой и лишь во вторую очередь гаубицей.
Первая попытка
Создание нового орудия шло эволюционным путём. В первую очередь решили модернизировать 18-фунтовые пушки (на складах и в войсках находилось около двух тысяч таких орудий). При этом лейнер (вставная внутренняя труба) ствола заменялся новым, калибра 87,6 мм, с более тонкими, но упрочнёнными стенками. Усовершенствовали и лафет, заменив деревянные колёса пневматическими. Дальность стрельбы была значительно меньше, чем требовалось заданием, — всего 11 800 ярдов (10 797 м). Однако экономическая целесообразность возобладала над тактико-техническими соображениями, и в 1935 году орудие приняли на вооружение под обозначением Ordnance QF 25-pdr Mk.I — «25-фунтовое скорострельное орудие Mk.I». В обиходе и официальных документах его довольно часто именовали 18/25-фунтовым, чтобы подчеркнуть отличие от более поздней модели.
В 1937–1941 годах в 25-фунтовки переоборудовали 1422 старых 18-фунтовых пушек (они комплектовались лафетами трёх типов: Mk.VP с раздвижными станинами или же однобрусным коробчатым Mk.IIIТР и Mk.IVP). Mk.IIIТР был взят почти без изменений от исходного образца, а Mk.IVP разработала фирма «Виккерс» на основе лафета экспортной 105-мм гаубицы. Он отличался наличием выреза, позволявшего увеличить угол возвышения (теперь казённик орудия на больших углах возвышения не упирался в лафет, а уходил в вырез). Лафет с раздвижными станинами, разработанный Королевскими лафетными мастерскими в Вулвиче, был внедрён в 1937 году и обеспечивал гораздо больший угол горизонтальной наводки — 50° против 9° для однобрусных лафетов. Угол вертикальной наводки орудия на лафете Mk.VP составлял от −5° до +37,5° (при сведённых станинах угол возвышения не превышал 15°).
Новая 25-фунтовка
Параллельно с модернизацией 18-фунтовок шла разработка нового варианта 25-фунтовой пушки-гаубицы, получившего обозначение Mk.II. Его приняли на вооружение в декабре 1937 года, но массовый выпуск начался только в 1939 году — до того производственные мощности арсеналов были заняты модернизацией 18-фунтовок. Орудие Ordnance QF 25-pdr Mk.II имело принципиально новую конструкцию ствола и затвора.
Интересной чертой Mk.II было внедрение специальной поворотной платформы. На боевой позиции орудие устанавливалось на платформу колёсами лафета, обретая возможность кругового обстрела. С одной стороны, внедрение дополнительного приспособления увеличило время перевода системы в боевое положение, с другой — благодаря поворотной платформе удалось сохранить простой однобрусный лафет. «Двойка» комплектовалась панорамным прицелом № 7А, № 7С либо № 9, а также телескопическим прицелом для стрельбы прямой наводкой № 29 или № 41. Орудие имело гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник.
Для «двойки» применялись три модели лафетов. Первым из них был стандартный лафет орудия Mk.I (однобрусный коробчатый с изломом), который обеспечивал диапазон углов вертикальной наводки от −5°до +40° и применялся в комплекте с поворотной платформой № 9. Для применения в джунглях разработали лафет Mk.II («индийский образец») существенно облегчённой конструкции. Поскольку колея его была меньше, чем у Mk.I, пришлось разработать и поворотную платформу меньшего диаметра, получившую обозначение № 22.
Следующим эволюционным шагом стало приспособление стандартного лафета Mk.I для применения с платформы № 22 — так в конце 1944 года появился лафет Mk.III. В него внесли и ряд других изменений, увеличив угол возвышения до 55°. Правда, на таких углах возвышения нельзя было стрелять с поворотной платформы, поэтому огонь вёлся только с грунта. На стадии проектирования рассматривался вариант лафета с тремя станинами, подобного применённому в 2-фунтовой противотанковой пушке (и гораздо позже — в советской 122-мм гаубице Д-30), но от него отказались, сочтя его чрезмерно сложным и тяжёлым.
Производством орудий Mk.II в Великобритании занимался концерн «Виккерс», выпустивший на своих заводах в Шеффилде и Ньюкасле 12 253 этих артсистемы. Кроме того, 25-фунтовка выпускалась в Канаде и Австралии (в общей сложности 1315 единиц). Орудия канадского производства применялись главным образом для вооружения САУ «Секстон». Канадское производство отнюдь не покрывало внутренних потребностей страны, и около тысячи орудий для САУ импортировали из Великобритании.
Единственным серьёзным нововведением, внедрённым в ходе производства (в 1942 году), стал двухкамерный дульный тормоз системы «Золотурн», необходимый для стрельбы бронебойным снарядом на усиленном заряде. Орудия, оснащённые таким тормозом, иногда обозначались Mk.II/1. Орудия австралийского производства не комплектовались дульным тормозом и после 1942 года — в Новой Гвинее и на других островах Тихого океана проблема борьбы с танками была далеко не столь актуальной, как в Северной Африке.
Боеприпасы
Первоначально в боекомплект 25-фунтовки входили три типа снарядов:
- осколочно-фугасный Mk.ID HE, снаряжённый, как правило, аммотолом, реже — смесью TNT и RDX;
- бронебойный трассирующий Mk.IТ;
- дымовой Mk.ID ВЕ.
В годы войны появились новые варианты боеприпасов, в частности, трассирующий осколочно-фугасный снаряд Mk.IIDT HE. В 1943 году приняли на вооружение осветительный парашютный снаряд со временем горения 25–30 сек, а в 1944 году — пристрелочный снаряд с цветным дымом (жёлтым, красным, зелёным или синим). В Северной Африке ограниченно применялись агитационные снаряды, снаряжённые листовками (их переделывали из дымовых).
Выстрелы комплектовались четырьмя зарядами: 1-м, 2-м, 3-м и усиленным. Дальность стрельбы составляла: на 1-м заряде — 3566 м; на 2-м — 7132 м; на 3-м — 10 790 м; на усиленном — 12 253 м. Выстрелы 25-фунтовки были полуунитарными: снаряды и гильзы с зарядами хранились и перевозились отдельно, но перед заряжанием соединялись. Благодаря этому высокая скорострельность, характерная для унитарного заряжания, сочеталась с широким выбором метательных зарядов. В целом полуунитарное заряжание не мешало тренированному расчёту достичь высокого темпа огня. Зарегистрирован случай, когда расчёт 25-фунтовки из состава 4-го полевого полка Королевской канадской артиллерии выпустил 17 снарядов в течение одной минуты.
Штатный боекомплект на одно орудие составлял 142 снаряда: 114 осколочно-фугасных, 16 дымовых и 12 бронебойных.
Организация британской полевой артиллерии
К началу Второй мировой войны основной тактической единицей британской полевой артиллерии был двухбатарейный полк. Каждая батарея включала двенадцать 18/25-фунтовых орудий, сведённых в три четырёхорудийных взвода (в полках, вооружённых старыми системами, в каждой батарее полагалось иметь один взвод с 4,5-дюймовыми гаубицами и два с 18-фунтовыми пушками). Полк имел 24 артсистемы, численность его личного состава достигала 580 человек. Артполк был полностью моторизованным — число транспортных средств в нём превышало 120 единиц (плюс почти три десятка мотоциклов). На этом редко акцентируют внимание, но к началу Второй мировой войны британская армия была единственной в мире, полностью переведшей артиллерию на механическую тягу. Из-за верности традициям все артполки с лёгкими полевыми орудиями делились на полевые полки Королевской артиллерии и полки Королевской конной артиллерии, но к началу Второй мировой войны их организация была приведена к единому образцу. В состав пехотной дивизии входило два-три артполка (соответственно количеству бригад).
После боёв во Франции 1940 года полки полевой артиллерии были реорганизованы: из двухбатарейных они стали трёхбатарейными, что лучше согласовывалось с задачами поддержки пехотных бригад трёхбатальонного состава. Состав батарей сократили до восьми орудий (два взвода по четыре орудия). Таким образом, общее количество артсистем в полку не изменилось. Численность личного состава несколько увеличилась, достигнув почти 700 человек.
Орудийный расчёт 25-фунтовки состоял из шести номеров:
- № 1 — командир;
- № 2 — замковый;
- № 3 — наводчик;
- № 4 — заряжающий;
- № 5 — подносчик;
- № 6 — установщик взрывателя.
Основным типом тягачей для 25-фунтовок были двухосные полноприводные машины «Квад». Они отличались довольно компактной компоновкой и обеспечивали относительно комфортное размещение расчета, но для боекомплекта места практически не оставалось. Поэтому в комплекте с 25-фунтовками применялись одноосные артиллерийские передки двух образцов: довоенный № 24 и № 27 военного выпуска. Оба обеспечивали размещение 32 снарядов и такого же количества зарядов, а также необходимых приспособлений и инструмента. Передок № 27 имел несколько меньшую высоту, был проще в изготовлении, к тому же на нём имелось место для перевозки поворотной платформы.
Боевое применение
К началу Второй мировой войны британская артиллерия только начала перевооружение. Артполки осваивали 18/25-фунтовки Mk.I, а поставки «двоек» ещё не начались — к 1 сентября 1939 года было изготовлено лишь 78 стволов и ни одного лафета. Британские экспедиционные силы прибыли во Францию, имея на вооружении (наряду с Mk.I) старые 18-фунтовки (в некоторых полках одна из батарей вооружалась этими системами, другая — 18/25-фунтовками), а также 4,5-дюймовые гаубицы. Во Франции были потеряны 704 18/25-фунтовки: частью уничтожены, а частью стали немецкими трофеями. На вооружение вермахта они были приняты под обозначением 8,76 cm feldkanone 281(e) для орудий на лафетах Mk.IVP и 8,76 cm feldkanone 282(e) для орудий на лафетах Mk.VP. В Англию удалось эвакуировать 334 орудия Британских экспедиционных сил (какую часть из них составляли Mk.I, а какую — орудия других систем, неизвестно).
В июне 1940 года парк британской легкой полевой артиллерии был представлен следующими системами:
- 18-фунтовые пушки: 126 в Великобритании и 130 в колониях;
- 18/25-фунтовые орудия: 269 в Великобритании и 146 в колониях;
- 25-фунтовые пушки-гаубицы: 90 в Великобритании (в других регионах этих систем не имелось).
25-фунтовые пушки-гаубицы Mk.II дебютировали в бою в апреле 1940 года во время Норвежской кампании. 203-я батарея, вооружённая этими орудиями, сражалась в районах Харстада, Мосьена, Намсоса и Хааквика.
Звёздным часом для Mk.II стали боевые действия в Северной Африке. В сентябре-декабре 1940 года полки, вооружённые этими системами, принимали активное участие в отражении итальянского наступления в Египте. Наряду с обычными для полевой артиллерии задачами, 25-фунтовки применялись и в качестве противотанкового средства для борьбы с «тонкокожими» итальянскими танками. Появление в Ливии немецкого Африканского корпуса усложнило жизнь британским артиллеристам. Так, против танков Pz.IV огонь 25-фунтовок был действенен лишь с 350–400 м. По итогам кампании 1942 года британцы пришли к выводу, что гораздо целесообразнее применять 25-фунтовки для огня с закрытых позиций по танковым колоннам во время их выдвижения к переднему краю, чем использовать эти орудия в качестве классических противотанковых пушек, стреляющих прямой наводкой.
Опыт боевых действий в Северной Африке показал насущную необходимость массирования артиллерийского огня. Если ранее основной огневой единицей считалась батарея, то в 1942 году британское командование внедрило систему типовых схем применения более крупных групп артиллерии — от полка (24 орудия) до всей артиллерии корпуса (150–250 орудий). Сосредоточенный огонь с закрытых позиций давал прекрасные результаты. Например, в апреле 1942 года под Тобруком огневой налёт полка пушек-гаубиц по группе из примерно 30 вражеских танков привёл к уничтожению пяти из них, остальным пришлось отступить. Наибольшая концентрация артиллерии была достигнута под Эль-Аламейном: в артподготовке в ночь с 22 на 23 октября 1942 года британцы задействовали 834 орудия. Огонь вёлся не только по скоплениям вражеских войск, но и по площадям — для уничтожения проволочных заграждений и минных полей. В течение последующих 12 дней боев среднесуточный расход снарядов на одну 25-фунтовку составил 102 штуки. В ночь с 1 на 2 ноября в полосе атаки 2-й новозеландской дивизии плотность расположения 25-фунтовок составила 52 орудия на 1 км (одно орудие приходилось примерно на 19 м фронта).
Во время кампании в Европе с 1944 года наряду с 25-фунтовыми пушками-гаубицами Mk.II во всё возрастающих количествах применялись САУ «Секстон» канадского производства с теми же артсистемами. Характерно, что 105-мм буксируемые гаубицы американского производства в Англию по ленд-лизу почти не поставлялись, а большинство 105-мм САУ «Прист», полученных из США, было переделано в бронетранспортёры. По мнению британских военных, несколько меньшая разрушающая способность 87,6-мм снаряда по сравнению со 105-мм с лихвой компенсировалась большей скорострельностью — на допросах немецкие военнопленные называли 25-фунтовки «автоматическими»!
Организация артиллерии во время кампании в Западной Европе в 1944–1945 годах оставалась прежней. В состав полков ввели подразделения передовых артиллерийских наблюдателей, комплектовавшиеся опытными офицерами и получившие на вооружение гусеничные бронетранспортёры «Универсал». Во все звенья управления пехоты и танковых войск от батальона и выше ввели артиллерийских офицеров связи, отвечавших за организацию непосредственной огневой поддержки. Всё это сочеталось с огромным расходом боеприпасов — снарядов союзники не жалели. За восемь дней напряжённых боёв в Нормандии (с 20 по 27 июля 1944 года) 72 орудия 2-й канадской дивизии выпустили в общей сложности 193 000 снарядов, каждое из них производило в среднем 335 выстрелов в сутки.
Наряду с британскими частями и формированиями доминионов, пушки-гаубицы Mk.II широко использовались в подразделениях союзников: «Свободной Франции», армии Андерса, Нидерландов, Бельгии, Греции. Первая американская дивизия, переброшенная в Европу, — 34-я пехотная — также получила 25-фунтовые пушки-гаубицы вместо штатных 105-мм гаубиц. С этими орудиями дивизия прошла подготовку, с ними же пошла в бой в ноябре 1942 года в Северной Африке, лишь под конец кампании в Тунисе заменив их 105-мм гаубицами. На рубеже 1944/1945 годов командование британской 21-й группы армий передало американской 9-й армии 100 орудий Mk.II и 300 000 выстрелов к ним, дабы компенсировать потери, понесённые американцами в ходе боёв в Арденнах. Трофейные 18/25-фунтовые орудия использовались вермахтом в ходе боёв во Франции в 1944 году, а в Африке 25-фунтовки даже попали в штаты немецких танковых дивизий: разведывательные батальоны 15-й и 21-й ТД получили по четыре таких орудия вместо стандартных 75-мм пехотных пушек.
После Второй мировой войны 25-фунтовые пушки-гаубицы применялись британцами в Корее (1950–1953 гг.), Малайе (1948–1960 гг.), во время тройственной агрессии против Египта (1956 год) и ряде других конфликтов. В британских строевых частях 25-фунтовки эксплуатировались до 1967 года, в учебных целях использовались до 1980-х годов. Последней частью британской армии, на вооружении которой состояли эти орудия, был салютный взвод Почетной артиллерийской роты, распрощавшийся с ними в 1992 году.
Очень широко Mk.II использовались в армиях других стран — прежде всего тех, которые образовались после распада Британской колониальной империи. В частности, они составляли основу полевой артиллерии Индии и Пакистана вплоть до начала 1970-х и применялись во всех конфликтах между этими странами, а также пограничном конфликте Индии с Китаем в ноябре 1962 года.
В ЮАР 25-фунтовая пушка-гаубица Mk.II в послевоенный период была стандартизована как G1 и широко применялась в многочисленных вооружённых конфликтах с соседями. Армия Родезии применяла такие орудия во время Войны в буше.
Курдские формирования в Северном Ираке применяли 25-фунтовки в боях и в XXI веке. В настоящее время эти орудия всё ещё состоят на вооружении армии Ирландии (в резервных частях) и Национальной гвардии Кипра. Как салютные и церемониальные орудия они до сих пор используются во многих странах — от островов Фиджи (четыре 25-фунтовки) до Бермудских островов (пара 25-фунтовок составляет единственное тяжёлое вооружение Королевского Бермудского полка).
|
Ordnance QF 25-pdr Mk.II |
---|---|
Калибр, мм |
87,6 |
Масса орудия в боевом (походном) положении, кг |
1800 (2000) |
Масса снаряда |
9,07–11,34 |
Угол вертикальной наводки |
от −5° до +42° |
Угол горизонтальной наводки |
8° (360° с применением поворотного круга) |
Начальная скорость снаряда, м/с |
320–530 |
Скорострельность, выстр/мин |
6–8 |
Максимальная дальность стрельбы, м |
12 250 |
Литература:
- Henry C. The 25-pounder Field Gun 1939–1972. — Oxford: Osprey Publishing, 2001.
- Hogg I. V. Allied Artillery of World War Two. — London: Crowood Press, 2007.
- Żurkowski P. Ulubienica kanonierów. Brytyjska armatohaubica 25-funtowa Mark II kalibru 87,6 mm // Technika Wojskowa Historia. — 2013. — № 2.
- Харук А. Британский стандарт. 25-фунтовая пушка-гаубица // Наука и техника. — 2011. — №№ 8, 9.
- Харук А. Королевский стандарт. 25-фунтовая пушка-гаубица // Техника и вооружение. — 2009. — № 1.
Комментарии к данной статье отключены.