Военно-воздушные силы гоминьдановского Китая в 30–40-х годах прошлого века представляли собой настоящую авиационную выставку со всего света. Сначала правительство Чан Кайши скупало истребители везде, где их продавали, потом США распространили на Китай программу ленд-лиза, и к уцелевшим в боях 30-х годов «старичкам» добавились вполне современные машины.

Эти кадры хроники хороши тем, что буквально за три минуты (00:30–03:50) можно увидеть уникальные машины, от которых не осталось и следа:

00:30 — истребители Рипаблик P-43A «Лансер». Из 270 построенных самолетов в Китай было поставлено 108, причем только здесь им удалось повоевать;

00:39 — истребители Кертисс P-40E «Уорхоук». Эти машины поступали сначала в Американскую Добровольческую Группу, а затем 27 машин получили и в ВВС Гоминьдана;

00:59 — истребители Валти P-66 «Вэнгард». Из 146 построенных самолетов в Китай были отправлены 104 — правда, добрались после цепочки перелетов по плохим аэродромам далеко не все;

01:40 — учебно-тренировочные Норт-Америкэн AT-6 «Тексан»;

03:21 — истребители Кертисс BF2C «Госхоук», они же «Хоук» III. Из 164 машин этого типа китайцы получили 102. Удивительно, как самолет, попавший в кадр, дожил до середины войны — подавляющее их большинство погибло в боях еще в конце 30-х. Вероятно, к этому времени «Хоуки» уже были исключительно учебными;

03:32 — истребители Поликарпов И-15бис. Советские «бисы», вероятно, к этому времени тоже играли роль лишь учебных самолетов.