С началом Второй мировой на море после 20-летней паузы вновь забушевало пламя подводной войны. Субмарины снова вышли в море, чтобы уничтожать, но в довоенное время Германия не смогла построить большое количество подводных лодок. Причиной тому были запреты Версальского мирного договора и лимиты на строительство субмарин по англо-германскому морскому соглашению 1935 года. Это привело к тому, что кригсмарине вступили в войну лишь с 57 подводными лодками. Однако и у противников Рейха с подводными силами дела обстояли подобным образом – так, в составе британского флота начала войны было всего на три субмарины больше, чем у немцев. Каковы были потери у этих лодок?
Своим приоритетом англичане считали уничтожение как можно большего числа немецких подлодок, так как видели в них угрозу ещё со времён Первой мировой войны. Это дало им повод для громких заявлений, приукрашивающих свои успехи в первые месяцы войны. Так, 17 октября 1939 года английское радио объявило о потоплении к тому моменту 22 немецких субмарин, а к декабрю эта цифра выросла до 40. Обычно англичане «топили» от двух до четырёх лодок противника в неделю, при этом считая, что за тот же срок немцы вводят в строй по две подлодки.
Командующий подводным флотом Карл Дёниц был бы сильно удивлён, узнав, что противник оценивает его силы на январь 1940 года в боевых 100 единиц. На самом деле, к этому моменту немцы имели практически в два раза меньше субмарин, чем им приписывало Адмиралтейство. За четыре месяца войны немецкий подводный флот потерял всего девять единиц, но к 1 января за счёт вступивших в строй лодок восстановил численность до довоенного уровня.
Сами англичане потеряли за 1939 год всего одну субмарину: 19 сентября подлодка «Оксли» (HMS Oxley) была по ошибке торпедирована своей же субмариной «Тритон» (HMS Triton). Однако следующий, 1940 год стал для британских подводников самым тяжёлым за войну: потери подлодок сильно возросли. Основными районами гибели субмарин Его Величества стали Северное и Средиземное моря. Попробуем рассмотреть детально, как это происходило.
Северный театр военных действий
Утром 7 января 1940 года подлодка «Андин» (HMS Undine) обнаружила и атаковала три траулера у острова Гельголанд. Фактически ими оказались три немецких вспомогательных тральщика – M 1201, M 1204 и M 1207. Немцы начали преследование, в ходе которого им удалось повредить лодку. После того, как на субмарине вышли из строя горизонтальные рули, лишив её возможности управления под водой, британцы затопили лодку. Экипаж «Андин» был подобран тральщиками и попал в плен.
Примерно в то же время погибла ещё одна субмарина. Подлодка «Сихорс» (HMS Seahorse) считается пропавшей без вести после выхода из Блайта 26 декабря 1939 года. Наиболее вероятной причиной её гибели считается атака кораблей 1-й немецкой флотилии тральщиков у Гельголанда, которые преследовали и бомбили неизвестную субмарину 6–7 января. Обнаружить какие-либо следы на поверхности моря, свидетельствовавшие об удачной атаке, тральщикам помешал туман. Вероятно, это была именно «Сихорс» – никакая другая британская подлодка не сообщала о нападении в этом районе. Существуют и другие версии её гибели: таран немецкого прорывателя минных заграждений «IV/Окленд» (IV/Oakland) к югу от Гельголанда 29 декабря 1939 года или подрыв на мине.
9 января 1940 года подлодка «Старфиш» (HMS Starfish) в утренние часы вышла в атаку на немецкий тральщик М 7 в Гельголандской бухте. Нападение сорвалось, так как торпеды не вышли из торпедных аппаратов. Повторная атака также не увенчалась успехом из-за поломки горизонтальных рулей. Вскоре М 7 сам обнаружил лодку и начал охоту, периодически сбрасывая бомбы, что в итоге привело к успеху: прочный корпус «Старфиш» дал течь. Поступление воды прекратить не удалось, и в 18:20 командир отдал приказ всплывать. Лодку удалось поднять на поверхность, после чего экипаж покинул «Старфиш». Попытки немцев проникнуть на всплывшую субмарину не увенчались успехом: она затонула, а команда была подобрана победителем и присоединившимся к нему тральщиком М 5.
10 апреля 1940 года подлодка «Тарпон» (HMS Tarpon) была потоплена к западу от полуострова Ютландия немецким судном-ловушкой №40, оно же «Шюрбек» (Schiff 40/Schürbek). Лодка первая атаковала судно двумя торпедами, но промахнулась. Немецкие глубинные бомбы, сброшенные в ответ, оказались смертельными. В марте 2016 года «Тарпон» была обнаружена на дне Северного моря датско-британской парой дайверов. Лодка лежит на глубине 40 метров. В тот же несчастливый для британских подводников день погибла ещё одна их субмарина – «Тисл» (HMS Thistle), которую торпедировала немецкая лодка U 4 юго-западнее Ставангера.
18 апреля 1940 года подлодка «Стирлит» (HMS Sterlet), возможно, была потоплена глубинными бомбами немецких охотников за субмаринами UJ 125, UJ 126 и UJ 128 к югу от Ларвика, в проливе Скагеррак. Предполагается и другая версия её гибели – подрыв на мине при возвращении на базу.
Вечером 29 апреля 1940 года подлодка «Юнити» (HMS Unity) была протаранена и потоплена норвежским судном «Атле Ярл» (Atle Jarl) во время выхода из гавани Блайта в Северное море.
4 мая 1940 года подводный минный заградитель «Сил» (HMS Seal) подорвался на мине, и на следующий день, 5 мая, вынужден был капитулировать перед немецким гидросамолётом.
5 июля 1940 года подлодка «Шарк» (HMS Shark) была повреждена бомбами немецкого гидросамолёта во время уклонения от него погружением. Повреждения оказались столь серьёзными, что лодка была вынуждена всплыть на поверхность, использовав при этом весь запас сжатого воздуха. Самолёт снова атаковал, повредив одну из балластных цистерн. Вскоре на место действия прибыл ещё один самолёт. Оказавшись в безвыходном положении, «Шарк» выбросила белый флаг. Рано утром 6 июля к ней пришли немецкие вспомогательные тральщики M 1803, M 1806 и M 1807 для буксировки субмарины в немецкий порт, но все хлопоты немцев оказались безуспешны: «англичанка» затонула юго-западнее норвежского местечка Эгерсунд.
Подлодка «Сэлмон» (HMS Salmon) объявлена Адмиралтейством погибшей 16 июля 1940 года во время патрулирования у юго-западного побережья Норвегии. Возможно, она подорвалась на немецких минах между 9 и 12 июля или была потоплена во время нападения вражеского самолёта.
23 июля 1940 года лодка «Нарвал» (HMS Narwhal) пропала без вести в Северном море или у побережья Норвегии. Наиболее вероятной причиной, объясняющей гибель лодки, была атака немецкого бомбардировщика «Дорнье» Do 17 23 июля к востоку от Абердина (Шотландия). Лодка, вышедшая в поход из Блайта днём ранее, должна была поставить мины у Кристиансанда. На базу лодка не вернулась и 1 августа была объявлена погибшей.
1 августа 1940 года подлодка «Спирфиш» (HMS Spearfish) стала жертвой торпедной атаки немецкой лодки U 34 к северо-востоку от Абердина.
3 августа 1940 года подлодка «Тэмз» (HMS Thames) пропала без вести в своём первом же боевом походе. 26 июля лодка совершила атаку на немецкий линкор «Гнейзенау», возвращавшийся в Германию в охранении миноносцев. Вероятнее всего, целью атаки был сам «Гнейзенау», но одна из торпед попала в миноносец «Лухс» (Luchs), который маневрировал между лодкой и линкором. Причиной же гибели субмарины, вероятно, является подрыв на минном поле у норвежского побережья в ночь со 2 на 3 августа.
17 октября 1940 года подводная лодка Н 49 (HMS H 49) была потоплена немецкими охотниками UJ 116 и UJ 118 у острова Тексель. В 15:00 субмарина и немецкие корабли имели обоюдный визуальный контакт. Подлодка погрузилась, после чего немцы начали её преследование, продолжавшееся более двух часов. Немцы сбросили большое количество глубинных бомб, пока на поверхности не появилось большое пятно нефти. Единственным выжившим с Н 49 стал старшина машинистов Джордж Уильям Оливер (George William Oliver), который сумел покинуть лодку и подняться на поверхность без дыхательного аппарата. Он был подобран немцами и попал в плен.
Подлодка «Суордфиш» (HMS Swordfish) пропала без вести сразу после выхода из Портсмута 7 ноября 1940 года. Изначально предполагалось, что она пала жертвой немецкого эсминца около Бреста, но лишь в 1983 году после обнаружения лодки на глубине 46 метров у острова Уайт стала ясна причина её гибели – подрыв на мине в день выхода из базы.
Средиземноморский театр военных действий
Первой погибшей на Средиземноморье британской подлодкой стала «Один» (HMS Odin), потопленная в заливе Таранто итальянскими эсминцами «Страле» (Strale) и «Балено» (Baleno). Лодка была замечена «Страле» перед полуночью 13 июня 1940 года, однако накрыть её артиллерийским огнём или протаранить итальянцы не успели – цель ушла под воду. Вслед лодке была сброшена серия глубинных бомб. Спустя 2,5 часа «Один» была замечен в надводном положении с «Балено», который пошёл на таран. Лодка успела уклониться погружением, но вслед ей снова были сброшены бомбы. Утром 14 июня воздушная разведка итальянцев заметила в местах обеих атак нефтяные пятна. Вероятно, первый эсминец повредил лодку, а второй добил, хотя итальянцы заявили победу над двумя субмаринами.
Подлодка «Грэмпус» (HMS Grampus) пропала без вести в своём первом боевом походе в июне 1940 года. Основной версией её гибели считается потопление лодки итальянскими миноносцами 13-й эскадры «Цирце» (Circe), «Клио» (Clio), «Каллиопе» (Calliope) и «Полючи» (Polluce) вечером 16 июня в районе Сиракуз. Однако сами итальянцы назвали итог этой атаки лишь «вероятным», поэтому неизвестно, что на самом деле случилось с «Грэмпус».
19 июня 1940 года подлодка «Орфеус» (HMS Orpheus) пропала без вести в районе между Тобруком и Бенгази. В этот день она в последний раз вышла на связь. Часто встречается утверждение, что «Орфеус» была потоплена в тот же день итальянским эсминцем «Турбине» (Turbine) в 25 милях к северу от Тобрука, однако эта атака произошла раньше, чем последний сеанс выхода лодки на связь. Поэтому до сих пор неизвестно, что именно случилось с «Орфеус».
Подлодка «Феникс» (HMS Phoenix) пропала без вести в середине июля 1940 года в районе между Мальтой и Сицилией. Одна из наиболее часто упоминаемых версий её гибели – атака итальянского миноносца «Альбатрос» (Albatros) 16 июля. Миноносец сопровождал танкер и заметил следы двух торпед. Итальянский корабль произвёл контратаку глубинными бомбами, после чего на месте их взрыва на поверхности наблюдались пузыри выходящего воздуха. Других следов повреждения субмарины замечено не было. Так как погибшая лодка до сих пор не обнаружена, невозможно подтвердить это предположение.
30 июля 1940 года лодка «Освальд» (HMS Oswald) неудачно атаковала итальянский конвой, после чего передала сообщение о контакте с итальянскими кораблями, проходившими Мессинским проливом для перехода в Ионическое море. С этого момента все итальянские силы ПЛО были наготове и усилили наблюдение за районом, где находилась лодка. Вечером 1 августа субмарина была обнаружена в надводном положении в 12 милях к югу от мыса Спартивенто дивизионом итальянских эсминцев, которые заметили её на расстоянии 2,5 км. Ближний к субмарине эсминец «Уголино Вивальди» (Ugolino Vivaldi) немедленно увеличил ход и в 23:05 протаранил её. Лодка затонула, большая часть её экипажа была спасена итальянцами.
В октябре 1940 года подлодка «Рэйнбоу» (HMS Rainbow) пропала без вести во время похода в Адриатическом море. На данный момент считается, что 4 октября «Рэйнбоу», находясь в подводном положении, была протаранена и потоплена в Адриатическом море итальянским судном «Антониетта Коста» (Antonietta Costa) в 60 милях к северу-востоку от Бари.
15 октября 1940 года подлодка «Триад» (HMS Triad) была потоплена в бою итальянской субмариной «Энрико Тоти» (Enrico Toti) у мыса Колонне.
18 ноября 1940 года подлодка «Регулус» (HMS Regulus) вышла в поход из Александрии и взяла курс на Адриатику. Её молчание в ответ на приказ о возвращении на базу от 6 декабря было расценено как потеря лодки. Предположительно, именно в этот день она подорвалась на мине в заливе Таранто, хотя итальянцы заявили, что потопили лодку ещё 26 ноября.
Подводная лодка «Тритон» (HMS Triton) пропала без вести в Адриатическом море после 6 декабря 1940 года. Среди существующих версий – подрыв на мине в Адриатике или атака итальянских кораблей. Адмиралтейство объявило лодку погибшей 18 декабря 1940 года, но реальные причины её гибели неизвестны до сих пор.
Выводы
Рассматривая перечисленные случаи гибели английских субмарин в 1940 году, можно сделать следующие выводы. До захвата Норвегии вермахтом основной причиной гибели английских субмарин были действия в районах, где активно проявляли себя вражеские силы ПЛО. После апреля 1940 года и с началом патрулирования побережья Норвегии появились потери на немецких минных заграждениях. Всего действия на европейском ТВД стоили британским подводным силам 15 погибших лодок, а начало боевых действий на Средиземном море быстро увеличило список потерь, прибавив к нему ещё 9 субмарин.
Любопытно сравнить потери англичан с потерями немецких подлодок. Согласно данным немецкого историка Акселя Нистле, кригсмарине в 1940 году потеряли 24 субмарины, из которых одна была потоплена дважды (11 марта 1940 года U 31 потопил британский самолёт, после чего была лодка поднята со дна, восстановлена и снова введена в строй; окончательно U 31 погибла 2 ноября того же года в Атлантике). Из этих цифр следует, что в 1940 году потери немецких и британских подводных сил были абсолютно равными.
В завершение хотелось бы отметить, что всего за шесть лет войны Великобритания потеряла 76 подлодок: 74 были потоплены и две не подлежали восстановлению после возвращения на базу. В 1940 году потери английских лодок составили 24 субмарины, что составляет более 30% от общих потерь за всю войну. На основании этого можно сделать вывод, что для подлодок Его Величества 1940 год стал самым тяжёлым и кровавым – британский флот потерял больше тысячи подводников, большинство из которых остались лежать на дне моря.
Литература:
- The Admirality. His Majesty's submarines – Merriam Press, 2007
- Berr R. Das Kriegstagebuch der U-Bootwaffe (http://www.ubootwaffe.net)
- Bertke D.A., Smith G., Kindell D. World War II Sea War. Volume 3: The Royal Navy is Bloodied in the Mediterranean – Bertke Publications, 2012
- Haarr G.H. The Gathering Storm: The Naval War in Northern Europe, September 1939 – April 1940 – Naval Institute Press, 2013
- Niestlé A. German U-Boat Losses During World War II: Details of Destruction – Frontline Books, 2014
- Rohwer J. Axis Submarine Successes of World War Two – Annapolis, 1999
- Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945 Band 1. Norderstedt
- Кемп П.К. Подводные лодки Его Величества – М.: ACT, Транзиткнига, 2003
- Нагирняк В.А. Трагедии и курьёзы подводной войны. История английской подводной лодки «Тритон» – «Арсенал-Коллекция», №2/2016
- http://www.uboat.net
- http://www.naval-history.net
- http://www.wrecksite.eu
- http://www.csubmarine.org
- http://rnsubs.co.uk
- http://www.regiamarina.net
- http://britsub.x10.mx
- www.wlb-stuttgart.de
Комментарии к данной статье отключены.