Британский противотанковый гранатомёт PIAT, сочетавший в себе некоторые черты средневекового арбалета и современную кумулятивную гранату, стал одним из наиболее оригинальных представителей своего класса. Тяжёлый и неудобный в обращении, вместе с бойцами союзнических армий PIAT прошёл многие фронты Второй мировой. Однако его дальнейшая «карьера» оказалась недолгой: оригинальное оружие не выдержало конкуренции со стороны простых и надёжных динамореактивных гранатомётов.
К началу Второй мировой войны противотанковые средства британской пехоты были представлены двумя основными образцами: 13,97-мм противотанковым ружьём «Бойс» и винтовочной гранатой № 68. Опыт кампании во Франции показал, что эти средства вполне могут бороться с лёгкими танками вермахта, но против средних PzKpfw III и PzKpfw IV их эффективность оказалась низкой. Требовалось новое пехотное противотанковое средство, достаточно компактное и в то же время обладающее высокой бронепробиваемостью. В процессе его поиска британским инженерам пришлось прибегнуть к весьма нетрадиционным решениям.
История создания
В 1930 году молодой британский офицер Стюарт Блэкер запатентовал лёгкое оружие поддержки для пехоты, представлявшее собой развитие стержневого (штокового) миномёта. Такие конструкции, широко распространённые в годы Первой мировой войны, вели огонь снарядами с полыми хвостовиками, которые надевались на стержень миномёта. В 1937 году авиационная фирма «Парнелл» изготовила опытный образец оружия Блэкера, получивший название «Арбалист». Он принял участие в конкурсе на лёгкое средство огневой поддержки пехоты взводного уровня, но проиграл 51-мм миномёту системы Стокса.
Возобновлению интереса к разработке Блэкера способствовал немецкий блицкриг во Франции — теперь она рассматривалась не как средство поддержки пехоты с осколочной гранатой в качестве основного типа боеприпаса, а как оружие для истребления вражеских танков. В июне 1940 года Блэкер, уже дослужившийся до подполковника, получил назначение в Секцию нетрадиционного оружия Первого департамента Министерства обороны. Итогом его работы стало создание «бомбарды Блэкера» — весьма громоздкого оружия, которое обслуживалось тремя-четырьмя человеками и стреляло 9-кг фугасными гранатами. В начале 1941 года «бомбарду Блэкера» приняли на вооружение и запустили в серийное производство, но применить в реальном бою так и не рискнули: эффективная дальность стрельбы составляла всего 100 ярдов (91 м). Несколько тысяч «бомбард Блэкера» передали на вооружение частей Хоум Гард, сформированных в ожидании немецкого десанта на Туманный Альбион.
Поняв, что «бомбарда Блэкера» совсем не то, что нужно, военные потребовали уменьшить габариты противотанкового гранатомёта и сделать так, чтобы его мог обслуживать только один боец. К середине 1941 года был готов опытный образец уменьшенной «бомбарды». Благодаря применению гораздо более лёгких кумулятивных гранат оружие стало значительно компактнее — теперь из него можно было стрелять с плеча. Такой способ потребовал введения в конструкцию своеобразного «полуствола» — жёлоба-направляющей. Однако испытания уменьшенной «бомбарды» дали обескураживающие результаты: во время стрельбы очень часто случались осечки. Но, даже если граната штатным образом покидала оружие, поразить цель не удавалось — ни в одном из случаев взрыватель не сработал! Дальнейшую доработку поручили майору Миллису Джеффрису. Взяв за основу уменьшенную «бомбарду», он в сжатые сроки создал более совершенное средство, первоначально именовавшееся «плечевым орудием Джеффриса», а после принятия на вооружение названное PIAT (Projector, Infantry, Anti-Tank — «Метатель [гранат], пехотный, противотанковый»).

armyman.inf
Конструкция
Американская «базука», немецкий «панцершрек» и прочие противотанковые гранатомёты, работавшие по динамореактивному принципу, имели, в общем, простую конструкцию: ствол-труба, открытый с обоих концов, к которому крепились спусковые и прицельные приспособления, а также дополнительные устройства вроде защитного щитка или опоры-двуноги. Британский PIAT был существенно сложнее и состоял из трубчатого корпуса диаметром 83 мм, к которому спереди крепился жёлоб-направляющая для гранаты. Внутри корпуса размещались детали автоматики — гранатомёт был полуавтоматическим. Спереди корпус закрывался крышкой с трубчатым штоком по центру. На этот шток при заряжании надевалась граната, а внутри него перемещался боёк ударника. Сам ударник представлял собой увесистый стальной цилиндр, на переднем торце которого находился боёк. Задним торцом ударник опирался на боевую пружину, а снизу у него имелась выемка для зацепления с шепталом. Сзади корпуса находился затыльник с резиновой накладкой, а снизу — спусковой механизм в прямоугольном кожухе. Прицельные приспособления, крепившиеся на левой стороне ствола, состояли из складной мушки и целика. Снизу корпуса монтировалась двунога или телескопическая опора-монопод.
Как же стреляли из гранатомёта PIAT? Процесс подготовки к первому выстрелу во многом напоминал манипуляции со средневековым арбалетом и состоял из двух этапов: взведения оружия и заряжания. Стрелок поворачивал затыльник, чтобы разблокировать его, и, упершись в него ногами, тянул за спусковую скобу (для этого требовалось приложить немалые физические усилия). Боевая пружина сжималась, а ударник становился на взвод. Затем граната помещалась в жёлоб и надевалась на хвостовик. Оружие было готово к стрельбе.
При нажатии на спусковую скобу ударник освобождался и под действием боевой пружины двигался вперёд, ударяя бойком по капсюлю метательного заряда гранаты. Пороховые газы воздействовали на гранату, а также на ударник, который откатывался назад и сжимал боевую пружину. В крайнем заднем положении ударник фиксировался шепталом. Таким образом, после первого выстрела подготовка к последующей стрельбе сводилась лишь к заряжанию гранаты (и, конечно же, прицеливанию). Благодаря этому практическая скорострельность PIAT была довольно высокой и достигала 8 выстр./мин (у американской «базуки» этот параметр составлял 4–5 выстр./мин).
Боеприпасы
В соответствии с предназначением гранатомёта основным типом боеприпаса была кумулятивная граната Bomb H.E./A.T. Кроме того, применялись три типа учебных гранат: муляж для тренировки заряжания Bomb Drill/A.T., учебная одноразового применения Bomb Practice Inert/A.T. и учебная многоразового применения Shot Practice/A.T.

web.ukonline.co.uk
Корпус боевой гранаты изготавливался из тонкой стальной жести. В передней его части находился заряд взрывчатого вещества массой 340 г с кумулятивной воронкой со стальной облицовкой. В баллистическом колпачке размещался ударный взрыватель мгновенного действия F.P. № 425. При ударе о преграду импульс, вызванный детонацией капсюля взрывателя, передавался детонационным шнуром к тротилово-тетриловому возбудителю, помещённому в центре кумулятивного заряда. Хвостовая часть гранаты представляла собой трубку с четырьмя перьями стабилизатора, заключёнными в кольцевой обтекатель. В трубке находилась латунная гильза с капсюлем и зарядом метательного вещества (нитроцеллюлозного пороха) массой 2,7 г. Весила граната 1,2 кг.
С завода гранаты поступали с уже установленным метательным зарядом. Взрыватель в транспортном положении находился в жестяном контейнере, прикреплённом к обтекателю стабилизатора, а отверстие для его установки было заглушено пробкой. Гранаты упаковывались в контейнер, состоявший из трёх труб, изготовленных из промасленного картона и закрытых с обоих торцов жестяными крышками. При размере 41×34,3×10,7 см контейнер с тремя гранатами весил 6,4 кг. Три таких контейнера упаковывались в деревянный ящик.
Боевая служба
Доработка PIAT заняла немало времени, и в боях в Северной Африке он поучаствовать не успел. Производство первых партий гранатомётов началось в августе 1942 года, но в войска они попали лишь в середине следующего года — как раз к моменту высадки союзников на Сицилии. К 1944 году было изготовлено 115 000 гранатомётов РIAT, а производство боеприпасов к ним продолжалось до конца войны (всего изготовили более 7,5 млн гранат).
Довольно быстро PIAT стал основным противотанковым средством британской пехоты. Штат пехотного батальона времен боёв в Италии и Франции предусматривал такое распределение гранатомётов:
- пехотная рота — 3 шт.;
- разведывательный взвод —4 шт.;
- взвод 3-дюймовых миномётов — 3 шт.;
- взвод 4,2-дюймовых миномётов — 1 шт.;
- пулемётный взвод — 1 шт.;
- хозяйственный взвод — 3 шт.
Таким образом, батальон располагал 21 гранатомётом.
Штатных расчётов для PIAT не предусматривалось, обращению с ним обучались все пехотинцы. Непосредственно перед боем командир роты (взвода) назначал расчёт для гранатомёта, ставя ему боевую задачу. Хотя PIAT разрабатывался как оружие, обслуживаемое одним бойцом, практика показала, что гранатомётчик не может переносить и увесистый гранатомёт, и боекомплект к нему. Поэтому в помощь ему назначался подносчик-заряжающий, который нёс два контейнера с гранатами (всего шесть гранат). Инструкции предписывали открывать огонь по бронецелям с максимально близкого расстояния, ведь дальность эффективного прямого выстрела из PIAT составляла всего 115 ярдов (100 м). Можно было стрелять и навесом — в этом случае дальность огня достигала 350 ярдов (320 м), но его точность оставляла желать лучшего.
Помимо борьбы с танками и прочими бронецелями PIAT использовался для поддержки штурмовых групп. Наставление по ведению боевых действий в городе предписывало придавать каждой штурмовой группе 2–3 гранатомёта с расчётами. Естественно, против каменных стен кумулятивные гранаты были бессильны, но подавлять огневые точки в окнах и амбразуры дотов они вполне могли. Во время высадки в Нормандии британские подразделения использовали гранатомёты PIAT именно в таком качестве, а сержант Стэнли Холлис даже получил Крест Виктории за уничтожение при помощи гранатомёта вражеской артиллерийской позиции. Однако во время боёв в Западной Европе хватало и примеров успешного применения PIAT против бронецелей. Например, в сентябре 1944 года в ходе операции «Маркет Гарден» британские десантники уничтожили при помощи гранатомётов несколько «штугов», атаковавших их позиции.

ww2db.com
В конце 1943 года гранатомёты PIAT появились на Тихоокеанском театре военных действий. Австралийская армия присвоила оружию собственное обозначение — PITA (Projector Infantry Tank Attack). Гранатомёты поступали на вооружение «джунглевых» дивизий из расчёта одна единица на пехотный взвод. В боях на островах Тихого океана (равно как и в Бирме, где действовали британские и индийские дивизии) главными целями для PIAT были не столько японские танки (встречи с которыми были редки), сколько огневые точки противника. Но иногда приходилось применять гранатомёты и по прямому назначению. Именно это сделал Ганджа Лама, рядовой 1-го батальона 7-го полка гуркхских стрелков в бою у Нингтоухонга 12 июня 1944 года. Когда его рота была прижата к земле плотным огнём танковых пулемётов, Лама с тяжёлым гранатомётом подобрался к врагу почти вплотную и с дистанции 30 ярдов уничтожил два японских танка. За этот подвиг храбрый боец (кстати, по происхождению не гуркха, а выходец из Сиккима) был удостоен высшей награды Британской империи — Креста Виктории.
Тысячу гранатомётов PIAT и 100 000 гранат к ним получил по ленд-лизу Советский Союз, однако подробности их применения неизвестны. Значительное количество гранатомётов было сброшено с воздуха для сил Сопротивления в оккупированной Европе. Например, для польской Армии Крайовой с сентября 1943 по февраль 1945 года доставили 530 гранатомётов и почти 9000 боеприпасов. Известно, что гранатомёты PIAT применялись в ходе Варшавского восстания, а также использовались французскими «маки» и югославскими партизанами.

Nowakowski T. Miotacz przeciwpancrny PIAT // Nowa techika wojskowa. – 1993. – № 12
Послевоенная карьера гранатомета PIAT оказалась короткой. В британской армии его сняли с вооружения в 1951 году, заменив винтовочными гранатами ENERGA и американскими ручными противотанковыми гранатомётами М20 («супербазуками»). Австралийские части ещё использовали PIAT вместе с гранатомётом М1 «базукой» в начале войны в Корее, но очень скоро оба эти образца были вытеснены «супербазуками». Некоторое количество гранатомётов PIAT попало в руки бойцов еврейской организации «Хагана» и применялось в ходе Первой арабо-израильской войны 1948–1949 годов. На вооружении ЦАХАЛ модель продержалась до второй половины 1950-х годов, в британской армии — до 1951 года.

dishmodels.ru
Достоинства и недостатки
В 1944–1945 годах командование канадской армии провело среди своих боевых офицеров опрос о том, какой образец пехотного оружия наиболее эффективен. Первое место из 31 занял именно гранатомёт PIAT (на втором оказался ручной пулемёт «Брен»). Субъективное мнение офицеров, казалось бы, подтверждалось данными объективного контроля. По результатам обследования полей сражений начального этапа кампании в Нормандии, на долю гранатомётов PIAT пришлось 7% танков, уничтоженных британскими частями (для сравнения: на долю истребительно-бомбардировочной авиации пришлось 6%). Однако, после того как немецкие танки и штурмовые орудия стали в массовом порядке оснащаться противокумулятивными экранами, уровень потерь от гранатомётов существенно снизился.
Стоит отметить, что первые тревожные звоночки прозвучали ещё во время боёв на Сицилии, когда появились нарекания на низкую точность и надёжность боеприпасов PIAT. Проведённый в 1944 году полигонный отстрел дал обескураживающие результаты: в «тепличных» условиях при стрельбе по неподвижному танку с дистанции 100 ярдов (91 м) удалось добиться лишь 60% попаданий. При этом четверть из попавших в цель гранат попросту не взорвалась! Экстраполируя эти данные на условия реального боя, можно утверждать, что ключом к успешному поражению вражеских танков была высокая скорострельность PIAT (правда, достигаемая лишь при грамотном обращении с оружием).
Несомненным преимуществом PIAT по сравнению с «базукой» или «панцершреком» было отсутствие струи газов за задним срезом ствола. Это делало гранатомёт более безопасным для расчёта, позволяло вести огонь из закрытых помещений и облегчало маскировку расчёта на позиции. Однако на этом перечень преимуществ гранатомёта PIAT, пожалуй, заканчивается. Оружие было очень тяжёлым: PIAT весил в 2,5 раза больше, чем «базука» М1А1. Взведение оружие для первого выстрела требовало больших физических усилий (около 90 кгс). И если в положении стоя взвести гранатомёт было вполне возможно, то в боевых условиях, в положении сидя или лёжа, это было по силу лишь физически крепким бойцам. Длина PIAT, составлявшая около 1 м, служила дополнительным фактором, осложнявшим взведение гранатомёта низкорослыми солдатами. «Базука» и «панцершрек» подобных антропометрических ограничений не имели, не говоря уже о «фаустпатроне» — с ним без труда обращались даже подростки и старики из фольксштурма.
Дальность эффективного огня PIAT была недостаточной — всего 100 м. У «базуки» она составляла 275 м, но и этот показатель британцы сочли недостаточным для открытых пространств Северной Африки. Правда, в горно-лесистой местности Италии, бокажах Нормандии или городской застройке Западной Европы условия для применения PIAT оказывались более благоприятными: расчёты гранатомётов действовали из засад, а танки противника были скованны в манёвре.
Ещё одним неприятным моментом была большая сила отдачи PIAT. Если же боец, стремясь снизить болевые ощущения, не слишком плотно прижимал затыльник гранатомёта к плечу, то автоматика не срабатывала и боевая пружина не взводилась. В таком случае требовалось взводить гранатомёт вручную, что сводило на нет преимущества PIAT в скорострельности. Неудивительно, что столь оригинальная схема противотанкового оружия, предложенная Блэкером и Джеффрисом, не обрела дальнейшего развития, а карьера PIAT оказалась очень короткой.
Длина, мм |
990 |
---|---|
Масса, кг |
14,5 |
Максимальная дальность стрельбы, м |
320 |
Эффективная дальность стрельбы, м |
100 |
Начальная скорость гранаты, м/с |
76 |
Бронепробиваемость при угле встречи 30°, мм |
100 |
Скорострельность, выстр./мин |
5–8 |
Литература:
- Hogg I. Tank Killers: Anti-Tank Warfare by Men and Machines. — Pan Macmillan, 1995.
- Nowakowski T. Miotacz przeciwpancrny PIAT // Nowa techika wojskowa. — 1993. — № 12.
- Rottman G. L., Noon S., Windrow M. World War II Infantry Anti-Tank Tactics. — Osprey Publishing, 2005.
Комментарии к данной статье отключены.