6 марта 1942 года было подписано постановление Государственного комитета обороны (ГКО) №1394 «Об организации производства танков Т-70 на Горьковском автозаводе имени Молотова Наркомсредмаша». Работы по усилению вооружения Т-60 привели к тому, что у конструкторов получился новый танк, который использовал многие агрегаты предшественника, но превосходил его по всем показателям. Конечно, полноценной заменой для Т-50, ставшего жертвой производственных проблем, Т-70 так и не стал. Тем не менее, он вполне подходил на роль лёгкого танка. Т-70 стал вторым по массовости легким танком Второй мировой войны, уступив лишь американским машинам семейства Light Tank M3. В этой статье речь пойдет о Т-70Б, модернизированной серии советского лёгкого танка.
Т-70 с литерой Б
На необходимость некоторых доработок конструкции Т-70 указывалось ещё в тексте постановления ГКО №1394. Вторым пунктом этого документа Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) обязали устранить обнаруженные в ходе испытаний дефекты. А согласно третьему пункту, с 1 июня 1942 года Т-70 должен был выпускаться с более широким траком и более толстыми катками. Необходимость в такой модернизации возникла из-за того, что нагрузка на ходовую часть лёгкого танка выросла. Если у Т-60 с утолщённой бронёй на один опорный каток в среднем приходилось 775 кг нагрузки, то у Т-70 этот показатель вырос до 920 кг.
Однако при движении танка по асфальтовым и проселочным дорогам усиление нагрузки на ходовую часть практически не ощущалось. Именно по этой причине запуск в серию Т-70 с катками и гусеничными лентами от Т-60 посчитали возможным. Совсем иначе обстояли дела при езде по снегу и целине, а также болотистой местности. Зимой 1941–42 годов на Т-60 поступали жалобы из частей, связанные с плохими показателями движения по снегу. Увеличение массы Т-70 явно не способствовало улучшению ситуации.
Далеко не лучшими были и показатели движения Т-70 по мягким грунтам. В ходе испытаний летом 1942 года серийный танк повели по заболоченному участку местности, где до того проверялись зарубежные танки. Итоги испытаний оказались неутешительными. Танк проехал 70 метров из 80, сев в итоге на брюхо. Выбрался он из болота сам, используя бревно для самовытаскивания. Для сравнения, Light Tank M3 преодолел этот же участок местности без проблем, также как Pz.Kpfw.38(t) и Valentine VII.
Выдержать сроки, указанные в постановлении ГКО №1394, не удалось. Освоение производства Т-70 шло непросто, для начала требовалось хотя бы устранить конструктивные недостатки, обнаруженные в ходе испытания опытной машины и танков установочной партии. По состоянию на начало мая работы по приведению конструкции машины в порядок всё ещё не закончились. Только за апрель 1942 года было внесено 5 различных изменений, связанных с системой охлаждения и установкой вооружения. Еще 9 переделок было внесено в конструкцию в мае.
Стоит отметить, что первые Т-70 не оснащались радиостанциями и приборами внутренней связи. Только с 25 мая началась установка танковых переговорных устройств (ТПУ), а с 4 июня на часть танков стали ставить радиостанции 9-Р. Кроме того, с 12 мая электрооборудование было переведено с 6-вольтовой на 12-вольтовую схему, а 19 числа появились две сигнальные лампочки в районе места механика-водителя. Серьезные работы были проведены с системой охлаждения, благодаря им её эффективность значительно повысилась. Усовершенствования внедрялись в конструкцию танка и в июне: появились первые признаки ограждения двигателя, переделке подверглась башня. В июле на Т-70 стали ставить генератор ГТ-500, а на воздухоочистителе заднего двигателя появился пылеотражатель.
Дополнительным фактором, который повлиял на ход модернизации Т-70, являлись проблемы с производством комплектующих. Например, в июне имелись перебои с коробками передач, масса нареканий шла на скорость производства и качество двигателей. Самой же главной проблемой стали корпуса и башни. Особенно «отличился» завод №180 в Саратове, масса нареканий к которому поступала в связи с производством как Т-60, так и Т-70. В результате из 390 запланированных танков за июнь удалось сдать 350 штук. Проблемы наблюдались и у завода №38, который в июне сдал вместо 130 танков 117 штук. Ограничивающим фактором здесь стали корпуса.
Получше дела со сборкой танков обстояли в июле. ГАЗ в этом месяце при задании в 450 машин ровно столько же и сдал, из этого числа 101 танк был радийным. А завода №38 смог даже перевыполнить план, изготовив 153 танка вместо запланированных 150.
Работы по модернизации ходовой части Т-70 начались в КБ ГАЗ им. Молотова в июле 1942 года. К 12 числу был разработан новый трак, расширенный до 300 мм. Его довольно легко визуально отличить по отсутствию круглых отверстий. Одновременно поступили отчеты с Брянского и Центрального фронтов, из которых было понятно, что толщины бортов корпуса в 15 мм для танка явно недостаточно.
Кроме того, именно в этот момент впервые прозвучала информация о том, что командир лёгкого танка перегружен работой, поскольку вынужден совмещать обязанности командира, наводчика, заряжающего и радиста. Это стало сигналом к разработке двухместной башни, что привело, в итоге, к созданию Т-80, последнего советского серийного легкого танка военного периода. Информация о том, что конструктор Астров имел какие-то планы, по созданию двухместной башни для Т-70 ещё весной 1942 года, является плодом фантазии авторов, это написавших.
Другой известной фантазией, появившейся еще в 60-е годы, является индекс танка с модернизированной ходовой частью. Широко известное обозначение Т-70М является плодом воображения одного из не очень чистоплотных с точки зрения исторической достоверности создателей справочника, появившегося в послевоенные годы. Этому же составителю мы «обязаны» и появлением индекса Т-40с. Так вот, впервые обозначение модернизированного Т-70 появилось в июле 1942 года, и выглядело оно как Т-70Б. Также в переписке использовалось обозначение Т-70-Б.
Разработка траков нового типа по времени совпала с массовыми жалобами на траки старой конструкции. Из войск сообщали, что при наезде на твердые предметы траки гнулись. Имелись претензии и к другим элементам ходовой части. Изгибались ведущие колеса, на 6–8 сантиметров проседали торсионы. Особенно это касалось задней части танка.
К 24 июля на испытания вышли 6 танков Т-70. 2 танка были серийного типа, остальные имели усиленную ходовую часть. 2 из них имели борта толщиной 25 мм, другие 2 – 35 мм. При толщине бортов 25 мм боевая масса танка выросла до 10 400 кг, а при толщине 35 мм – до 11 000 кг. Два танка получили измененные выводы выхлопных труб, которые внедрили на серийных Т-70 с 5 августа 1942 года. Еще два танка получили полное ограждение двигателя, его ввели в серию с 8 августа. Также на танках испытывались крылья и брызговики разного типа. В результате все 6 танков были разными, отличаясь от остальных теми или иными деталями.
Испытания выявили, что штатная ходовая часть удовлетворительно работала только первые 300 километров. Далее начинали разрушаться катки, проседать торсионы и ломаться траки. Усиленный трак, который испытывали на второй серийной машине, из-за поломок проушин оказался забракован. Что же касается усиленной ходовой части, то она работала надежно. Правда, из-за увеличения массы скорость танка упала на 5%. По этой причине было принято соломоново решение: с 10 сентября ввести в серию ходовую часть на танке с бортами толщиной 15 мм. Предполагалось, что с 1 октября серийные танки будут выпускаться с бортами толщиной 25 мм, но этого так и не случилось.
Также в серию было решено ввести двойные воздухоочистители, благодаря которому срок службы моторов увеличился с 640 до 1200 километров. Они появились на танках с 5 сентября, тогда же в конструкцию ввели усиленную главную передачу. Еще одной новинкой стал люк механика-водителя с перископическим смотровым прибором. Его разработали в июле 1942 года и испытали на одном из таков с усиленными бортами, в серии он появился с 16 сентября.
ГАЗ им. Молотова первые два Т-70Б сдал в самом конце сентября. Официально же новую ходовую часть «ввели в строй» 1 октября вместе с дополнительной снарядной укладкой. Последняя позволила увеличить боекомплект до 90 патронов к 45-мм пушке. Новые крылья у Т-70 появились позже – с 10 октября. Параллельно с этим производство Т-70Б было организовано на заводе №38. Стоит отметить, что к тому моменту танки двух заводов были одинаковыми по конструкции. Литые спицованные опорные катки пропали с кировских машин еще летом 1942 года. Единственным элементом, который позволял отличить танки разных заводов, стала система нумерации. Согласно приказу по Народному комиссариату танковой промышленности (НКТП) №676сс от 24 сентября 1942 года, продукция завода №38 получила в начале серийного номера букву Л. Одновременно этот приказ ликвидировал разнобой с серийными номерами у танков разных заводов.
В таком виде танки обоих заводов выпускались вплоть до конца 1942 года. К началу 1943 года ГАЗ им. Молотова оказался единственным, выпускавшим танки Т-70. В соответствии с постановлением ГКО №2559 «Об организации производства самоходных артиллерийских установок на Уралмашзаводе и заводе № 38», вместо Т-70Б в Кирове начался выпуск самоходных установок СУ-12. Вместо завода №38 второй площадкой для производства лёгких танков становился завод №40, созданный путём реорганизации завода №592. С одним нюансом – вместо Т-70 там планировалось выпускать Т-80. Впоследствии на выпуск новых танков должен был перейти и ГАЗ, правда, производство Т-80 там так и не заладилось. Всего же за 1942 год ГАЗ им. Молотова сдал 3495 Т-70, из них 2252 линейных и 1243 радийных. Что же касается завода №38, то он, согласно ведомостям, сдал 1378 танков.
Из-за необходимости скорой постановки на конвейер легких танков Т-80 внешний облик Т-70 в начале 1943 менялся не слишком сильно. Главным отличием стала новая бронировка маски. Ее разработали еще в июле 1942 года, но по разным причинам появилась она в производстве только в декабре 1942 года. Между тем, даже с производством текущей модели существовал ряд проблем. Начиная с октября 1942 года ГАЗ систематически срывал план выпуска танков. Например, в ноябре вместо 650 было сдано всего 320 Т-70Б, а в декабре вместо 700 удалось принять лишь 510 штук. Отчасти это было связано с запуском модернизированной ходовой части, но имелись и более глубокие проблемы. Главной из них был высокий уровень брака по литым деталям, особенно это касалось блоков двигателей и траков. Брак по блокам моторов в декабре составил 75,5%. Именно это и стало главным лимитирующим фактором.
Те же самые проблемы перекочевали и на 1943 год. В январе 1943 года вместо 550 танков было сдано 300, при этом на начало февраля имелся задел из 130 танков, не имевших траков. В феврале с огромным трудом заводу удалось выполнить программу в 400 танков, при этом на начало марта имелся задел из 60 Т-70Б без траков. Удалось выполнить и мартовский план в 500 танков, в апреле же вместо 550 машин было сдано 500. При этом завод реально построил 440 танков, остальное же было теми самым 60-ю Т-70Б без траков. При этом реально заказчик принял 275 танков, а на заводе к 1 мая скопилось 225 машин, которые еще требовалось доделать. Как раз в это время ГАЗ фактически отмахнулся от производства Т-80. В мае вместо 450 Т-70 заводу удалось сдать всего 325.
Говорить о том, что в Горьком вовсе не занимались модернизацией Т-70, не совсем корректно. 29 марта 1943 года вышло постановление ГКО №3092, в котором у завода потребовали улучшить качество выпускаемой продукции. В результате конструкторское бюро ГАЗ форсировало работу над улучшениями. С 20 апреля в конструкцию серийного танка был введен новый масляный фильтр, также на машины начали ставиться карбюраторы К-43. С 18 апреля переделали выхлопную систему, устранив возможность получения ожогов у десанта. С 10 апреля изменился кронштейн ленивца. В общей сложности за апрель-май 1943 года было внедрено 37 изменений. Все эти меры привели к тому, что качество заводской продукции заметно выросло. Впрочем, оставались проблемы со смежниками, прежде всего это касалось коробок переключения передач ЗИС-5, которые выпускались в Миассе.
Но ещё больше проблем преподнесла заводу немецкая авиация. С 5 по 14 июня 1943 года завод подвергался массированной бомбардировке, многие цеха оказались разрушены. Героическими усилиями завод удалось восстановить в кратчайшие сроки. Сборка танков и другой продукции продолжалась прямо под открытым небом, параллельно шло восстановление цехов. В итоге за июнь заводу удалось сдать 128 танков.
Отдельно следует остановиться на качестве горьковских танков. Здесь следует делать серьезную поправку на время, в которое выпускались Т-70Б. В тот момент проблема качества остро стояла практически со всей советской бронетанковой техникой. Такой была плата за большие объемы поставки танков, в разы превышавшие уровень производства мирного времени.
Как известно, всё познаётся в сравнении. Когда весной 1943 года был организован гарантийный пробег КВ-1с и Т-34 разных заводов, а также Т-70Б, именно горьковская машина оказалась самой надежной. С 14 апреля по 20 мая машина февральского выпуска прошла 1223 километра. После испытаний Т-70Б оказался единственным танком из всех, который мог уверено продолжать дальнейшее движение. А дальнейшие испытания остальных танков признали не имеющими смысла.
Немецкая бомбежка существенно повлияла на производственные возможности завода. В связи с этим планку производства на июль установили гораздо ниже – на уровне в 250 танков. Ее удалось превзойти, сдав 260 машин. Примерно в это время случилось небольшое изменение внешнего облика танка. Связано это оказалось с деятельностью корпусных заводов. Еще летом 1942 года предлагалось делать штампованный люк механика-водителя. Тогда он в работу не пошел, но в 1943 году на свет появилась измененная конструкция штампованного люка, которую в работу запустил завод №176 в Муроме. Этот завод стал смежником завода №40 по корпусам и башням Т-80. Поскольку люки Т-70 и Т-80 оказались взаимозаменяемыми, их стали поставлять и на ГАЗ, где впервые они появились на танках майского выпуска. При этом литой люк продолжал оставаться в производстве, его ставили как на Т-70Б, так и на СУ-12.
Кроме того, некоторое количество танков получило башни с антенным портом, находящимся в кормовой части башни. Не исключено, что это связано с установкой радиостанций 12-РТ, которые появились на Т-70Б с июля 1943 года. Согласно планам, предполагалась также установка на башни поручней для десанта, но успели ли их внедрить в производство – вопрос открытый.
В августе завод смог нарастить производство танков, сдав 360 машин. Впрочем, уже к тому времени стало ясно, что Т-70 слабо соответствует требованиям времени. 21 августа Сталин подписал постановление ГКО №3964, согласно которому вместо Т-70 на ГАЗ им. Молотова организовывалось производств самоходных установок СУ-76М (СУ-15М) разработки КБ завода №38. Уже в октябре планировалось выпустить первые 20 машин, а в ноябре 200. При этом ожидалось, что за сентябрь-октябрь ГАЗ сдаст еще 560 Т-70Б. Так оно и произошло: в сентябре было сдано 365 танков, в октябре 209, а в ноябре заводчане построили последний легкий танк. Всего же за 1943 года ГАЗ сдал 3348 Т-70Б. Суммарно с апрель 1942 по ноябрь 1943 года был построен 8231 танк семейства Т-70.
Стремительно устаревающий
Появление Т-70Б на фронте в конце 1942 года оказалось весьма неоднозначным. Надежность ходовой части заметно выросла, но при этом на повестке дня появился другой вопрос. Дело в том, что ходовые части Т-70Б и Т-70 оказались довольно разными. Толщина опорных и поддерживающих катков выросла до 130 мм, иными оказались и торсионы, и балансиры. Вряд ли это доставило особую радость зампотехам. Существовала, впрочем, ещё одна, куда более существенная проблема. В середине 1942 года немцы прекратили выпускать легкие танки, переключившись на производство самоходных установок. Причина была банальной: легкий танк перестал отвечать требованиям современной войны. И Pz.Kpfw.II, и Pz.Kpfw.38(t) мало что могли сделать с советскими Т-34 и КВ. Примерно то же самое можно было сказать и о боевой ценности Т-70Б по сравнению с немецкими средними и тяжелыми танками.
С точки зрения боевой эффективности Т-70 оказался куда лучше своего предшественника, малого танка Т-60. Другое дело, что и противники изменились. Это не столь ощущалось в конце 1942 года, когда шли бои под Сталинградом, но уже в ходе боев за Харьков в феврале-марте 1943 года ситуация поменялась. Впрочем, в Главном автобронетанковом управлении Красной армии (ГАБТУ КА) проблему устаревания легких танков ощутили куда раньше. Еще в мае 1942 года был поднят вопрос разработки танкового орудия с баллистикой 45-мм противотанковой пушки конструкции ОКБ-172. Эту пушку приняли на вооружение Красной армии как М-42. Увеличенная длина ствола позволяла бороться с целями, которые обычной 45-мм танковой пушке были не по зубам.
После некоторой задержки за разработку длинноствольной танковой пушки взялось ОКБ завода №235 (г. Воткинск), которое, как и ОКБ-172, подчинялось НКВД. Там разработкой также занимались в основном заключенные. Проект нового танкового орудия получил обозначение ВТ-42. Программа испытаний ВТ-42 была подписана еще 23 ноября 1942 года, но реально на Артиллерийский научно-испытательный полигон (АНИОП) система вместе с Т-70 прибыла только 12 мая 1943 года. Испытания продолжались до 1 июня, пушка испытания выдержала. Вопрос в том, что на 1 июня 1943 года она уже слегка припозднилась. Кроме того, у ГАУ КА и НКВ уже имелась альтернатива этому орудию – подкалиберный снаряд, который с 200 метров пробивал бортовую броню «Тигра».
К лету 1943 года Т-70 и Т-70Б в основном вытеснили из войск Т-60. Вопрос в том, что и сам Т-70 уже морально устарел. Бои на Курской дуге наглядно показали, что время легких танков уходит. Части, имевшие на вооружение Т-70, понесли тяжелые потери. На основе анализа боевых действий советское военное руководство приняло решение от легких танков в их тогдашнем виде отказаться. Это не означало, что от легкого танка отказываются совсем, но смысла в развитии семейства Т-60/Т-70 уже не было никакого. Вместо них было предложено запустить разработку легкого танка нового поколения, который по заявленным характеристикам больше напоминал Т-50, но с 76-мм пушкой. Началась долгая эпопея разработки перспективного легкого танка, которая, в итоге, завершилась с нулевым результатом. Что же касается заводов, выпускавших легкие танки, их было решено переключить на выпуск СУ-76М. Так советские военные повторили действия немецкого военного руководства. Осенью 1943 года единственной страной, которая продолжала массово выпускать легкие танки, остались США.
Снятие с производства Т-70Б отнюдь не означало, что эти танки быстро исчезнут из войск. Они продолжали верой и правдой служить в Красной армии, используясь по прямому назначению. Разумеется, их численность в войсках неуклонно падала, постепенно их заменяли на Т-34. Т-70Б нередко использовались в качестве командирских танков в самоходных артиллерийских полках. Немало Т-70 воевало на Ленинградском фронте, где они принимали участие в боях вплоть до осени 1944 года. Впрочем, и на центральных фронтах в некоторых частях Т-70 активно воевали и летом 1944 года. Речь идет о танковых полках при кавалерийских дивизиях. В их составе Т-70Б активно применялись, например, в ходе Львовско-Сандомирской операции. Например, машины данного типа имелись в 61-м и 87-м отдельных танковых полках.
В целом Т-70Б оказался вполне неплохим танком. Многие преследовавшие его проблемы были напрямую связаны со скоростью разработки и запуска в серийное производство. Кроме того, на недолгую карьеру Т-70Б очень сильно повлияла быстро менявшаяся ситуация на фронтах. Развитие танкостроения военного времени шло так стремительно, что легкому танку уже вскоре после его создания просто не осталось места на поле боя.
Тем не менее, появление Т-70Б было отнюдь не напрасным. Его шасси оказалось очень кстати при разработке целого ряда машин. Прежде всего, это касается самоходных установок СУ-12 и СУ-15М. База Т-70Б использовалась при создании тягачей Я-11, Я-12, Я-13 и М-2. Даже послевоенный транспортер К-61 с точки зрения шасси является «родственником» этого легкого танка, появившегося в тяжелый для страны период.
Источники:
- Материалы РГАЭ
- Материалы ЦАМО РФ
- Материалы РГАСПИ
- Материалы РГАКФД
- Архив автора
Комментарии к данной статье отключены.