В январе 1944 г. для активизации вопросов, связанных с организацией французской авиадивизии и школы пилотов, было создано Командование Французских Военно-Воздушных сил в СССР, которое было поручено полковнику Корнильон-Молинье.
Полковник воевал в Испании на стороне республиканцев, с де Голлем был с начала войны, командовал авиацией Сражающейся Франции на Ближнем Востоке и отправлял «Нормандию» в СССР в 1942 г. В то же время его авторитет был высок среди французских авиаторов в Алжире. В свой московский штаб он приглашал Антуана де Сент-Экзюпери.
Отправка миссии Корнильона-Молинье не состоялась все из-за тех же организационных трений и проблем финансового характера – французское военное присутствие в СССР оплачивалось советским правительством.
Вопрос организации французской авиадивизии так же существенно затормозился из-за того, что из СССР был отозван майор Альбер Мирлес, человек, энергией которого знаменитая «Нормандия» была создана, отправлена в Россию и сохранилась как боевая единица. Французский военный представитель генерал Эрнест Пети не был столь энергичным. Переговоры о дивизии шли весь 1944 год. Шли различные согласования и изучения вопросов. Советское командование соглашалось принять французов в качестве структуры, соответствующей структуре Красной армии. Например, советский авиаполк состоял из трех эскадрилий, а французская авиагруппа из двух. Серьезные разногласия были по включению в истребительную дивизию бомбардировочного полка. Создание двух дивизий – истребительной и бомбардировочной – требовало намного большее количество личного состава. Заметим, что вопрос о вооружении французской дивизии не стоял. Самолеты по настоянию французской стороны предусматривались советские, несмотря на то, что в это время в Северной Африке, США и Великобритании начали действовать школы для французских пилотов, и, быть может, проще было подготовить французских пилотов для использования союзной авиатехники, поступавшей в СССР по ленд-лизу.
Открытие второго фронта и боевые действия в самой Франции вопрос о дивизии в СССР отодвинули на второй план и, несмотря на активные переговоры, к декабрю 1944 г. в СССР все еще воевал только один-единственный французский авиаполк «Нормандия-Неман».
Вопрос о французской авиадивизии был вновь поднят лично Сталиным во время визита в Москву генерала де Голля. Советский глава предложил прекратить дискуссии и принять структуру дивизии в том виде, как она предлагалась французами – 2 истребительных и 1 бомбардировочный полк. И утвердить Пьера Пуяда, к тому времени произведенного в подполковники, в качестве командира дивизии.
В это время Франция уже была освобождена, генерал де Голль существенно укрепил свою власть и стал главой Временного Правительства. Генерал Вален был назначен начальником Генерального Штаба французских ВВС и вернул себе вопрос о французских частях в СССР. Из Москвы французским военным представителем генералом Пети 16 декабря 1944 года ему была отправлена телеграмма в Париж: «Маршал Сталин лично утвердил структуру смешанной французской авиадивизии».
После этого, наконец-то, создание французской авиадивизии в СССР пошло семимильными шагами. Было подписано соглашение о завершении формирования дивизии в течение второго квартала 1945 г. Подполковник Пуяд был направлен в Париж для решения организационных вопросов, но, к сожалению, попал в аварию и в организации дивизии не смог участвовать. После того, когда стало ясно, что состояние его здоровья не может помешать ему исполненять обязанности командира дивизии, он был утвержден в качестве командира. Подполковник Луи Дельфино был назначен командиром полка «Нормандия-Неман», он же 1-й истребительный полк авиадивизии. Командиром второго истребительного полка был назначен майор Пьер Матрас, он же исполнял обязанности командира дивизии во время отсутствия Пуяда, когда «Нормандия-Неман» еще участвовала в боях. Командиром полка бомбардировщиков был назначен майор Николя Леонетти. Формирование дивизии проводилось в Туле.
Первоначально предполагалось передать авиадивизии наименование «Нормандия-Неман», а полки назвать соответственно «Руан», «Гавр» и «Кан». Затем, по предложению Луи Дельфино, дивизию было решено назвать «Франция», полк «Нормандия-Неман» сохранялся в своей структуре под командованием Луи Дельфино в составе трех эскадрилий: «Руан» под командованием Героя Советского Союза капитана Марселя Альбера, «Гавр» под командованием капитана Сан-Марсо, и «Шербур» под командованием капитана Роже Соважа.
Второй истребительный полк получал название «Аквитания», командир майор Пьер Матрас. Командиры эскадрилий: Герой Советского Союза капитан Ролан де ля Пуап, лейтенант Марк Шаррас и лейтенант Жозеф Риссо. В составе второго истребительного полка было 10 пилотов из «Нормандии-Неман».
Бомбардировочный полк «Лангедок». Командир майор Николя Леонетти. Командиры эскадрилий капитан Фортюн, капитан Тома и капитан Глейзе. Костяк авиаполка составляли пилоты бомбардировочной группы «Лотарингия», которая была сформирована в 1942 г. и некоторое время находилась под командованием первого командира «Нормандии» Жозефа Пуликена.
Истребительные эскадрильи должны были иметь по 12 боевых самолетов, бомбардировочные по 10 плюс 6 самолетов с пилотами резерва. Бомбардировочный полк, несмотря на формальное включение в состав французской авиадивизии, реально вводился в состав и под командование советской бомбардировочной авиадивизии. Истребительные полки вооружались самолетом Як-3, бомбардировочный самолетом Пе-2. Весь технический состав дивизии был советским.
Пилотов для формирования дивизии предлагалось набирать среди добровольцев, а в случае, если добровольцев окажется недостаточно, использовать персонал авиачастей, расквартированных во Франции, и выпускников французских летных школ в США и Северной Африке. Набор был начат еще до утверждения всех формальностей с 1 января 1945 года. Количество добровольцев оказалось столь большим, что это вызвало озабоченность американского командования, которое занималось формированием французской авиации в Африке.
Первая группа для формирования дивизии в составе 13 пилотов отправилась в Тулу 26 февраля 1945 г. Последняя, пятая группа прибыла в конце мая 1945 г. В апреле в дивизию прибыл ее командир подполковник Пуяд. В это время большая часть пилотов дивизии уже была допущена к полетам на боевых машинах. К началу июня дивизия была полностью сформирована и уже получила основную часть техники. В составе дивизии было также девять переводчиков, по три в полку (в том числе советские). Два врача и один священник – Робер Лепутр, участник Сопротивления на севере Франции.
После войны высказывались предложения сохранить дивизию для участия в войне против Японии. Но французская сторона настояла на выводе всех французских частей во Францию. Авиадивизия была расформирована. Полк «Нормандия-Неман» как покрывший себя боевой славой и единственный полк, сражавшийся вместе с Красной армией, было решено сохранить, персонал перевести в Тулузу, где вооружить французскими самолетами или самолетами союзников. Но по решению советского правительства авиаполк «Нормандия-Неман» вернулся во Францию на своих боевых самолетах Як-3. Местом его дислокации стал аэродром Лее Бурже. Летчики полков «Аквитания» и «Лангедок» вернулись во Францию пассажирским транспортом через Бухарест и Вену.
Комментарии к данной статье отключены.