Истребитель-биплан фирмы «Глостер», разработанный по спецификации, выданной британским Министерством Авиации в 1930 году, впервые поднялся в воздух в 1934-м, а начал поступать на вооружение в 1937-м. «Сонное царство» в авиационной промышленности Великобритании начала 30-х годов прошлого века ещё не было взбудоражено признаками приближающейся Второй мировой, поэтому самолёт был построен неспешно и без особых прорывов. Да, кабина уже была закрытой, да, в фюзеляже стояла радиостанция, но в остальном «Гладиатор» был типичным продуктом эволюции своих предшественников: подкосы и расчалки бипланной коробки, четыре пулемёта винтовочного калибра, неубирающееся шасси, полотняная обшивка…

Казалось бы, с появлением «Спитфайров» и даже «Харрикейнов» «Гладиаторы» должны были тихо отправиться на свалку или в ВВС стран, не претендующих на господство в воздухе, но война началась несколько раньше, чем перевооружение закончилось. И здесь выяснилось, что «Гладиатор» вполне может проявить себя на второстепенных театрах военных действий (ТВД), там, где противник не мог обеспечить подавляющее качественное преимущество. Британские «Гладиаторы» на равных дрались со своими итальянскими современниками на Мальте, в Греции и Северной Африке; поставленные финнам истребители — с советскими И-15бис и И-153 (об этом можно прочесть подробное исследование здесь). Успели повоевать на «Гладиаторах» даже норвежцы, бельгийцы, китайцы и греки. В результате самолёт, построенный небольшой по тем временам серией (около 750 единиц) стал одним из самых известных истребителей Второй мировой.

До наших дней дошло около десятка этих самолётов. Представленный истребитель в яркой довоенной окраске — из коллекции Шаттлуорта в английском музее в Олд Вардене, Бедфордшир.