6 (19) марта 1906 года указом императора Николая II были учреждены подводные силы Балтийского моря. Судьбе первых отечественных подводных лодок посвящена данная фотоподборка.

6 (19) марта 1906 года указом императора Николая II были учреждены подводные силы Балтийского моря. Данный приказ по морскому ведомству включает наименования миноносцев, отныне являющихся ПЛ.
Источник: http://tsushima.su
Первая из упомянутых в приказе подводных лодок – «Дельфин» (ранее «миноносец № 150») – впервые затонула во время учений в 1904 году, год спустя легла на грунт из-за взрыва на борту. В период Первой мировой войны «Дельфин» нес службу на Дальнем Востоке – в Сибирской флотилии. Весенний шторм в 1917 году стал для первой ПЛ империи роковым – сальники рулей дали течь. Вновь затонувший корабль было решено не восстанавливать.
На фото: ПЛ «Дельфин» в Финском заливе. Источник: http://warweapons.ru/
ПЛ «Касатка» в 1904-1905 годах несла службу в акватории Японского моря. В конце 1915 же году была переведена в Санкт-Петербург, в целях усиления Балтийского флота. В ходе шести непродолжительных боевых выходов «Касатка» не снискала боевой славы, однако была оснащена пулеметом. После Октябрьской революции – в составе Красного Балтфлота. «Касатка» успела поучаствовать в Гражданской войне на Юге России, но к 1920 году ресурс ее механизмов был исчерпан. ПЛ ожидала разборка на металл…
Источник: http://tsushima.su
Собранный в мае 1905 года миноносец «Фельдмаршал Граф Шереметев» застал ход русско-японской войны. Став ПЛ, корабль был модернизирован, в 1909-1910 годах на нем проводились испытания новейшего воздухозаборника – «шноркеля» будущего. В период Первой мировой войны «Фельдмаршал Граф Шереметев» нес службу во Владивостоке (до 1915 года), затем был перебазирован в Петроград. Ряду боевых походов ПЛ подвели итог революционный 1917-й (переименование в «Кету») и 1918-й годы. Следующие шесть лет она находилась в порту, где затонула и после поднятия была разрезана.
Источник: http://guardcrew.com
Фарватеры ПЛ «Скат» и «Налим» оказались исторически схожи. Оба корабля охраняли дальневосточные берега России. Накануне Первой мировой войны были оснащены дизельными двигателями. Затем, в конце 1914 года «Скат» и «Налим» вошли в состав Черноморского флота, неся дозорную службу у побережья Крыма. На исходе Великой войны обе ПЛ уже являлись учебными. Участь же их оказалась решена союзными Вооруженным Силам Юга России войсками Антанты – в 1919 году «Скат» и «Налим» были затоплены англичанами у Севастополя.
На фото: ПЛ «Скат» и «Налим». Источник: http://tsushima.su
ПЛ «Окунь» до начала Первой мировой войны играла роль учебной. Однако с началом военных действий на Балтийском море она успешно участвовала в боевых выходах. В ночь на 22 мая 1915 года «Окунь» предпринял атаку на группу из трех германских крейсеров, а менее месяца спустя вывел торпедами из строя боевой корабль «Бремен». Уже в разгар Гражданской войны ПЛ перевели на Каспийское море, где впоследствии она и была разделана. Командир «Окуня» В. А. Меркушев оставил потомкам превосходные «Записки подводника».
На фото: ПЛ «Окунь» в камуфляже. 1914 год. Источник: http://medalirus.ru
«Макрель», как и «Окунь» до начала Великой войны являлась служебной ПЛ. На счету это корабля в 1914-1917 годах было 10 кратковременных боевых походов в Балтийском море. В конце 1917 года «Макрель» ждал капитальный ремонт, а затем – перевод на базу в Астрахани. В боевых действиях против пароходов «белых» ПЛ оружия не применяла. Аналогичным оказался и итог ее пути в 1925 году: списание и переплавка.
Источник: https://ru.wikipedia.org/
Имя «Сом» было присвоено американской ПЛ «Фултон» еще в 1904 году. Она несла дозорную службу в Японском море, несколько раз обнаружив корабли противника – правда, потопить их не довелось. Позднее, в годы Первой мировой войны «Сом» входил в состав как Черноморского, так и Балтийского флотов. 10 мая 1916 года ПЛ столкнулась с нейтральным шведским судном «Ингерманланд» и затонула. Боевой экипаж «Сома» разделил его участь.
Источник: Центральный военно-морской музей.
ПЛ «Стерлядь» в предвоенные годы демонстрировала неплохие показатели стрельбы торпедами (10 из 21 – в цель), и даже избежала затопления по причине халатности экипажа. За период боевого патрулирования на Балтийском море «Стерлядь» не нанесла противнику зримого ущерба. При этом в ходе операции «Фаустшлаг» в феврале 1918 года немецкие войска заняли Ревель и захватили корабль в его порту. ПЛ была вывезена в Германию, где впоследствии разобрана.
Источник: http://tayni.info
ПЛ «Белуга» разделила со «Стерлядью» как невзгоды учебной службы, так и её печальный итог. В 1908 году при буксировке обе лодки столкнулись, но тогда обошлось без капремонта. В апреле 1913 года «Белуга» получила надводную пробоину левого борта от столкновения с миноносцем «Внушительный», а уже месяц спустя испытывала новейший воздухозаборник. В составе Балтийского флота ПЛ воевала до осени 1917 года, а затем была также захвачена в Ревеле.
Источник: http://tsushima.su
ПЛ «Щука» оправдала свое имя в конце ноября 1907 года, осуществляя погружение под лед и ходя под ним, разрезая корку перископом. В Первую мировую войну её боевой путь пролегал с Черного на Балтийское море. Капитальный ремонт в Ревеле, начавшийся в 1916 году, завершился пуском корабля на металлолом в 1918-м…
На фото: экипаж ПЛ «Щука», Владивосток, 1910 год. Источник: http://tsushima.su
ПЛ «Пескарь» едва не затонула еще в период достройки из-за поступления забортной воды. Однако позднее она выдержала и испытание «взрыва пироксилина близ подводной лодки для определения действия такового на самую лодку». Еще одно чрезвычайное происшествие, уже в 1910 году, удалось предотвратить благодаря находчивости экипажа. Увы, после дозорной службы на Або-Оландской позиции в Первую мировую «Пескарь» разделил участь других кораблей балтийского подплава: Ревель, захват врагом, демонтаж.
Источник: http://forums-su.com
Век ПЛ «Осетр» оказался недолог. В ходе испытаний 1905 года на Дальнем Востоке экипаж корабля был отравлен выхлопными газами, но обошлось без жертв. «Осетр» до 1913 года нес службу в Сибирской флотилии. Затем был выведен из ее состава и вплоть до 1922 ожидал разборки.
Источник: http://humus.livejournal.com
ПЛ «Сиг» была заложена на американской верфи, но в России ее пришлось строить заново – качество деталей корпуса оказалось скверным. После зачисления в состав Балтийского флота «Сиг» предпринял несколько походов. Эта лодка оказалась единственной сумевшей выйти в атаку на корабли условного противника. В 1912 году был произведен ее капремонт, но вскоре «Сигу» уже нельзя было погружаться глубже 10,5 метров – сказались дефекты корпуса. В июле 1914 года ПЛ была выведена из состава флота, год спустя – затоплена на входе в Либавский порт. Вероятно, поднятие «Сига» в начале 1920-х годов и запечатлено на фото.
Источник: http://tsushima.su