Самураи, гейши, рикши…
Благодаря политике самоизоляции, установленной династией Токугава в начале XVII века, Япония более двухсот лет сохраняла средневековый уклад жизни – только в 1850-е годы европейские державы заставили японцев открыть для торговли несколько крупных портов. Первые же контакты представителей двух миров показали, сколь разными были японцы и европейцы. Но кроме конфликтов и недоверия появилось и взаимное любопытство – это стало прекрасной средой для появления в Японии первых европейских фотографов. Часть из них работала на правительственные экспедиции и покидала Японию через несколько месяцев после прибытия. Другие жили в Японии годами и смогли не только зафиксировать стремительные изменения в жизни этой страны, но и передать своё искусство первым японским фотографам.
Известный британский фотограф Феликс Беато (1832–1909) прибыл в Иокогаму в 1863 году. Благодаря своим военным и дипломатическим связям он путешествовал и фотографировал там, где не могли другие иностранцы. В 1868 году в Европе вышел его фотоальбом с историческими и описательными заметками. Работы Беато серьёзно повлияли на творчество многих японских фотографов эпохи Мэйдзи.
Австрийский аристократ, офицер, дипломат, художник и фотограф барон Раймунд фон Штильфрид (1839–1911) прибыл в Иокогаму в 1868 году, где изучал фотографию под руководством Феликса Беато. В 1871 году барон открыл собственную студию Stillfried & Co, проработал в Японии еще десять лет, а затем помог своему старшему брату Францу создать в Иокогаме еще одну фотостудию (в 1885 году тот продал дело Адольфо Фарсари).
Адольфо Фарсари родился в Италии, в 1863 году эмигрировал в США, а десятью годами позже переехал в Японию. В Иокогаме он основал собственное дело (A. Farsari & Co), продавал карты, путеводители и фотографии, поставляемые различными студиями. Затем Фарсари обучился фотографии и в 1885 году открыл собственную студию. В течение последующих лет он добился коммерческого успеха, предложив качественную работу и используя новаторский подход к ручной раскраске своих фотографий. В 1890 году Фарсари покинул Японию и вернулся на родину.
Японец Кусукабэ Кимбей (1841–1932) добился большего признания на Западе, чем в Японии, благодаря своей популярности у иностранных коллекционеров. В восемнадцатилетнем возрасте он ушел из дома и приехал в Иокогаму, чтобы стать художником, затем работал фотографическим колористом и помощником у Феликса Беато и Раймунда фон Штильфрида. В 1880 году Кимбей открыл собственную студию. К 1901 году он владел крупнейшей японской фотостудией с портфелем более 2000 изображений.
Прогрессивный японский фотограф и издатель Огава Кадзумаса (1860–1929) первым в стране начал процесс фотомеханической печати, его публикации представляли японское искусство и культуру широкой международной аудитории. Свою первую студию Огава открыл в Томиоке в 1877 году, в 1882–1884 годах – изучал фотографические и печатные процессы в США. Вернувшись на родину, он открыл студию фотографии в Токио, а в 1888 году основал первый в Японии художественный журнал «Кокка» и стал одним из основателей Японского фотографического общества.
Самурай Шимука Реньё (1823–1914) по праву считается отцом японской фотографии. В 1862 году, после многих лет попыток научиться фотографировать, он основал первую японскую коммерческую фотостудию в Иокогаме. В середине 1870-х годов Шимука ушел из фотографии и занялся живописью.
Тамамура Кодзубаро открыл свою фотостудию в Токио в 1874 году. В 1883 году он переехал в Иокогаму и в течение следующих тридцати лет стал одним из самых успешных и популярных коммерческих фотографов в Японии, продавая иностранцам сувенирные фотоальбомы и получая выгодные предложения от зарубежных издательств (включая заказ на более чем миллион раскрашенных вручную фотографий от американского издательства J. B. Millet Company). Тамамура получил множество наград за свои фотографии, прежде чем передал свое дело сыну в 1916 году.
За свою недолгую жизнь Утида Куити (1844–1875) приобрел репутацию лучшего фотографа в Японии. Он начал свою карьеру в 1865 году, когда открыл студию в Осаке. В 1868 году он переехал в Иокогаму, а год спустя основал филиал в Токио. В 1872 году правящая династия попросила его сделать первые разрешенные фотографии императора и императрицы Мэйдзи. В том же году Утида сопровождал императора в качестве официального фотографа в путешествии по Японии.
Пионеры японской фотографии дали нам уникальную возможность взглянуть на ускользающий средневековый мир Страны восходящего солнца. На их работах запечатлена вся красота и жестокость этого бурного и интересного времени – мы можем взглянуть на лица суровых самураев и утонченных гейш, простых крестьян и веселых детишек. Портал Warspot приглашает вас в путешествие по Японии второй половины XIX века.
Комментарии к данной статье отключены.