Ученые многих стран на протяжении долгого времени изучали возможности преодоления силы трения при движении по воде и посуху. С этой целью казалось практичным нагнетать воздух под транспортное средство. Экспериментальные аппараты начали появляться еще в конце XIX века, но подлинно научную основу под облегчающий движение над разными поверхностями эффект воздушной подушки подвел К.Э. Циолковский в работе «Трение и сопротивление воздуха», написанной в 1926 году. После этого появление эффективных транспортных средств на воздушной подушке было делом времени. Прогресс обычно стимулируется военными нуждами; потому и в этой области первые достижения (да и многие нынешние) ориентированы именно на армейские потребности.
В Советском Союзе первый катер на воздушной подушке Л-1 полетел над водой в 1934 году. Гениальный конструктор Владимир Левков (1895–1954) хотел создать максимально быстрые катера для военного применения. В 1937 году уже испытывался цельнометаллический Л-5 — боевая машина весом 8,6 т с экипажем из 3 человек, вооруженная спаренными пулеметами ДШК, двумя торпедами (или 8 глубинными бомбами). Но главное — при волнении до 5 баллов он развивал невероятную для судна скорость 72,8 узла (135 км/ч), и при этом спокойно преодолевал песчаные перекаты, бревенчатые боны, выходил на сухой берег, двигался надо льдом и болотистой поверхностью. Ошарашенные флотские сигнальщики оставляли в журналах записи вроде «Торпедный катер выполз на берег и скрылся в лесу…» Преимущества были очевидны, в планах были еще более мощные машины, но — научная и опытная база была под Ленинградом, и война остановила перспективные работы. После войны сохранившиеся в Кронштадте катера Левкова признали устаревшими и уничтожили, а одна модель, находившаяся в Москве, была сожжена еще в 1941 году.
В результате в мире «реализатором» идеи движения на воздушной подушке считается сэр Кристофер Кокерелл (1910—1999). Его экспериментальное судно пересекло Ла-Манш 25 июля 1959 года, ровно через полвека после легендарного перелета Луи Блерио. С этих пор начался новый этап развития. Первым делом стали реализовывать идеи военно-транспортного применения, а потом уже подобные суда нашли и гражданское применение, как транспортные и пассажирские машины. Можно, пожалуй, гордиться тем, что крупнейшим в мире судном на воздушной подушке является амфибийно-десантный корабль «Зубр» (правда, еще советской разработки). Он неплохо вооружен и способен со скоростью 60 узлов доставить прямо на берег 3 танка Т-80 (американский конкурент справляется лишь с одним «Абрамсом»!) и 80 морпехов, или 10 БТР, или 360 морских пехотинцев.
Кстати, частным случаем воздушной подушки является экранный эффект, возникающий при аэродинамическом полете на сверхмалой высоте. В этой области СССР также был безусловным лидером, а гигантский противокорабельный экраноплан «Лунь» в свое время не на шутку напугал «вероятных противников». После развала СССР проект оказался слишком дорогим для дальнейшего развития как в военном, так и в гражданско-спасательном направлении (похоже, от безденежья — ведь в спасательном варианте он мог бы принимать на борт от 150 до — при крайней необходимости — 500 человек!). Правда, за весьма скромные деньги (злые языки говорят, всего-то 200 тысяч долларов) представители компании «Боинг» (и, очевидно, американской разведки) тщательно ознакомились со всеми наработками по конструированию экранопланов, и с 2003 года от «Боинга» не исходит ни слова на эту тему. Это может значить как то, что тема закрыта окончательно, так и то, что достигнуто нечто такое, о чем нам пока знать не надо.
Ученые многих стран на протяжении долгого времени изучали возможности преодоления силы трения при движении по воде и посуху. С этой целью казалось практичным нагнетать воздух под транспортное средство. Экспериментальные аппараты начали появляться еще в конце XIX века, но подлинно научную основу под облегчающий движение над разными поверхностями эффект воздушной подушки подвел К.Э. Циолковский в работе «Трение и сопротивление воздуха», написанной в 1926 году. После этого появление эффективных транспортных средств на воздушной подушке было делом времени. Прогресс обычно стимулируется военными нуждами; потому и в этой области первые достижения (да и многие нынешние) ориентированы именно на армейские потребности.
В Советском Союзе первый катер на воздушной подушке Л-1 полетел над водой в 1934 году. Гениальный конструктор Владимир Левков (1895–1954) хотел создать максимально быстрые катера для военного применения. В 1937 году уже испытывался цельнометаллический Л-5 — боевая машина весом 8,6 т с экипажем из 3 человек, вооруженная спаренными пулеметами ДШК, двумя торпедами (или 8 глубинными бомбами). Но главное — при волнении до 5 баллов он развивал невероятную для судна скорость 72,8 узла (135 км/ч), и при этом спокойно преодолевал песчаные перекаты, бревенчатые боны, выходил на сухой берег, двигался надо льдом и болотистой поверхностью. Ошарашенные флотские сигнальщики оставляли в журналах записи вроде «Торпедный катер выполз на берег и скрылся в лесу…» Преимущества были очевидны, в планах были еще более мощные машины, но — научная и опытная база была под Ленинградом, и война остановила перспективные работы. После войны сохранившиеся в Кронштадте катера Левкова признали устаревшими и уничтожили, а одна модель, находившаяся в Москве, была сожжена еще в 1941 году.
В результате в мире «реализатором» идеи движения на воздушной подушке считается сэр Кристофер Кокерелл (1910—1999). Его экспериментальное судно пересекло Ла-Манш 25 июля 1959 года, ровно через полвека после легендарного перелета Луи Блерио. С этих пор начался новый этап развития. Первым делом стали реализовывать идеи военно-транспортного применения, а потом уже подобные суда нашли и гражданское применение, как транспортные и пассажирские машины. Можно, пожалуй, гордиться тем, что крупнейшим в мире судном на воздушной подушке является амфибийно-десантный корабль «Зубр» (правда, еще советской разработки). Он неплохо вооружен и способен со скоростью 60 узлов доставить прямо на берег 3 танка Т-80 (американский конкурент справляется лишь с одним «Абрамсом»!) и 80 морпехов, или 10 БТР, или 360 морских пехотинцев.
Кстати, частным случаем воздушной подушки является экранный эффект, возникающий при аэродинамическом полете на сверхмалой высоте. В этой области СССР также был безусловным лидером, а гигантский противокорабельный экраноплан «Лунь» в свое время не на шутку напугал «вероятных противников». После развала СССР проект оказался слишком дорогим для дальнейшего развития как в военном, так и в гражданско-спасательном направлении (похоже, от безденежья — ведь в спасательном варианте он мог бы принимать на борт от 150 до — при крайней необходимости — 500 человек!). Правда, за весьма скромные деньги (злые языки говорят, всего-то 200 тысяч долларов) представители компании «Боинг» (и, очевидно, американской разведки) тщательно ознакомились со всеми наработками по конструированию экранопланов, и с 2003 года от «Боинга» не исходит ни слова на эту тему. Это может значить как то, что тема закрыта окончательно, так и то, что достигнуто нечто такое, о чем нам пока знать не надо.
Комментарии к данной статье отключены.