К началу Великой Отечественной войны самозарядная винтовка СВТ-40 должна была стать штатным оружием стрелковых подразделений: было выпущено более миллиона «Светок», как называли винтовку за созвучие с названием, которые поступили на вооружение многих частей западных военных округов. Винтовка стала неприятным сюрпризом для немцев, не ожидавших массового применения красноармейцами автоматического оружия.

Однако РККА не сумела использовать это преимущество. Огромное количество самозарядных винтовок было потеряно в пограничных боях, качество массового производства в условиях войны быстро упало, как и упал средний уровень подготовки красноармейца. В результате востребованной оказалась гораздо более простая «мосинка», а доверие к СВТ, требовавшей умелого и бережного обращения, своевременной чистки, смазки и регулировки, было подорвано.

При этом «не признанная в своём отечестве», СВТ-40 получила положительную оценку у врага — немцы и финны с удовольствием использовали эту винтовку. Да и союзники по антигитлеровской коалиции считали её очень удачным образцом оружия.