Однажды мы уже рассказывали о Музее отечественной военной истории в подмосковном Падиково. Но за прошедшее время музей значительно расширился. У него появилось второе здание и большой танковый ангар, коллекция постоянно пополняется. Не так давно в ней появился первый массовый серийный советский танк Т-18, также известный как МС-1 («малый сопровождения первый»). Этот танк выпускался на рубеже 20-30-х годов XX века, сменил его на конвейере более совершенный Т-26. Подробнее о создании этой машины рассказывает статья Юрия Пашолока.

До настоящего времени ни один танк этого типа не сохранился в исходном состоянии. Но в коллекции музея в Падиково танк восстановлен в виде, наиболее близком к оригиналу. Его корпус и башня, а также многие элементы ходовой части — настоящие. Танк относится к машинам, выпускавшимся в конце 3-й или в 4-й производственной серии. В настоящий момент работы на нём продолжаются. Вероятно, в скором времени Т-18 поедет своим ходом.

​Общий вид на танк спереди. Все его детали либо оригинальные, либо сделаны по чертежам - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Общий вид на танк спереди. Все его детали либо оригинальные, либо сделаны по чертежам
​Левый борт и лобовая часть Т-18 в ракурсе 3/4 - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Левый борт и лобовая часть Т-18 в ракурсе 3/4
​Левый борт танка. У Т-18 поздних серий ходовая часть имеет некоторые отличия от первых машин - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Левый борт танка. У Т-18 поздних серий ходовая часть имеет некоторые отличия от первых машин
​Вид слева от кормы в ракурсе 3/4. Основная проблема — это «хвост» для преодоления препятствий. В оригинале эта часть конструкции не сохранилась ни у одного из образцов - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Вид слева от кормы в ракурсе 3/4. Основная проблема — это «хвост» для преодоления препятствий. В оригинале эта часть конструкции не сохранилась ни у одного из образцов
​Корма Т-18 - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Корма Т-18
​Правый борт и корма Т-18, вид 3/4 - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Правый борт и корма Т-18, вид 3/4
​Правый борт Т-18. На этом образце установлен ленивец самого раннего типа - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Правый борт Т-18. На этом образце установлен ленивец самого раннего типа
​Вид Т-18 спереди справа в ракурсе 3/4. Рядом стоит не самый большой Т-26, и можно наглядно сравнить габариты этих танков - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Вид Т-18 спереди справа в ракурсе 3/4. Рядом стоит не самый большой Т-26, и можно наглядно сравнить габариты этих танков
​Днище танка спереди. К лобовой части корпуса на болтах крепилась литая деталь для установки ленивцев. При использовании выработавших ресурс Т-18 в качестве неподвижных огневых точек в укрепрайонах она снималась - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Днище танка спереди. К лобовой части корпуса на болтах крепилась литая деталь для установки ленивцев. При использовании выработавших ресурс Т-18 в качестве неподвижных огневых точек в укрепрайонах она снималась
​Днище Т-18, вид от кормы. Вверху петли крепления «хвоста» - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Днище Т-18, вид от кормы. Вверху петли крепления «хвоста»
​Трак Т-18 позднего типа «орлиный коготь». Оригинальных траков удалось найти всего два, на их основе удалось точно воспроизвести форму и геометрию, а затем отлить для музея комплект точных копий - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Трак Т-18 позднего типа «орлиный коготь». Оригинальных траков удалось найти всего два, на их основе удалось точно воспроизвести форму и геометрию, а затем отлить для музея комплект точных копий
​Внутренняя сторона трака типа «орлиный коготь» - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Внутренняя сторона трака типа «орлиный коготь»
​Ленивец самого раннего типа установлен потому, что только на него удалось найти чертежи, и реставраторы могут утверждать, что такие были - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Ленивец самого раннего типа установлен потому, что только на него удалось найти чертежи, и реставраторы могут утверждать, что такие были
​Механизм натяжения гусеницы достаточно прост: выкручиваешь гайку — гусеница натягивается - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Механизм натяжения гусеницы достаточно прост: выкручиваешь гайку — гусеница натягивается
​Внутренняя сторона ленивца и механизма натяжения гусеницы - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Внутренняя сторона ленивца и механизма натяжения гусеницы
​Передняя опорная тележка отличается от двух задних за счёт дополнительного опорного катка - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Передняя опорная тележка отличается от двух задних за счёт дополнительного опорного катка
​Средняя опорная тележка. Опорные катки изготовлены по найденному оригинальному образцу - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Средняя опорная тележка. Опорные катки изготовлены по найденному оригинальному образцу
​Поддерживающие ролики. У машин поздних серий в этом месте их три. Хорошо виден способ крепления пальцев в траке при помощи шплинтов - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Поддерживающие ролики. У машин поздних серий в этом месте их три. Хорошо виден способ крепления пальцев в траке при помощи шплинтов
​Задний поддерживающий ролик крепился на шток опорной тележки - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Задний поддерживающий ролик крепился на шток опорной тележки
​Крепление кронштейна заднего поддерживающего ролика. Все штоки опорных тележек делались одинаковыми - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Крепление кронштейна заднего поддерживающего ролика. Все штоки опорных тележек делались одинаковыми
​Ведущее колесо позднего типа. Три разных типа испытаны осенью 1930 года и один лучший внедрён в производство с середины декабря того же года. На ранее выпущенных танках ведущие катки тоже заменялись подобными - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Ведущее колесо позднего типа. Три разных типа испытаны осенью 1930 года и один лучший внедрён в производство с середины декабря того же года. На ранее выпущенных танках ведущие катки тоже заменялись подобными
​Устройство зацепа ведущего колеса с гусеницей - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Устройство зацепа ведущего колеса с гусеницей
​Шток для внешнего запуска двигателя танка - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Шток для внешнего запуска двигателя танка
​Лобовая часть танка - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Лобовая часть танка
​Для посадки механика-водителя в танк надо было открыть три створки люка. На фото внутренняя часть люка, защищавшего голову механика-водителя - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Для посадки механика-водителя в танк надо было открыть три створки люка. На фото внутренняя часть люка, защищавшего голову механика-водителя
​Внешняя сторона люка со смотровыми устройствами - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Внешняя сторона люка со смотровыми устройствами
​Переднее съёмное крыло было из брезента или парусины, задней частью оно накидывалось петлями на шпеньки - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Переднее съёмное крыло было из брезента или парусины, задней частью оно накидывалось петлями на шпеньки
​Гудок и кронштейн крыла. На основании закупочной ведомости установлено, что гудок закупался в Германии, и удалось найти подобный оригинальный - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Гудок и кронштейн крыла. На основании закупочной ведомости установлено, что гудок закупался в Германии, и удалось найти подобный оригинальный
​Фара тоже оригинальная, на основании записей из закупочной ведомости - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Фара тоже оригинальная, на основании записей из закупочной ведомости
​Горловина топливного бака - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Горловина топливного бака
​Задняя часть надгусеничной полки, внутри неё расположен топливный бак - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Задняя часть надгусеничной полки, внутри неё расположен топливный бак
​Заднее крыло было металлическое - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Заднее крыло было металлическое
​Вид на «хвост» сверху. Вопреки распространённому заблуждению, он имел довольно ажурную конструкцию верхней части из склёпанных между собой полос - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Вид на «хвост» сверху. Вопреки распространённому заблуждению, он имел довольно ажурную конструкцию верхней части из склёпанных между собой полос
​Задний буксирный крюк - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Задний буксирный крюк
​Крепление «хвоста» к корме Т-18 - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Крепление «хвоста» к корме Т-18
​Крыша МТО. Под бронировкой с отверстиями размещался глушитель - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Крыша МТО. Под бронировкой с отверстиями размещался глушитель
​Задний габаритный фонарик. Впоследствии подобные устанавливались на ряд советских предвоенных танков - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Задний габаритный фонарик. Впоследствии подобные устанавливались на ряд советских предвоенных танков
​Вид на башню спереди. Башня позднего типа имела пять хорошо видимых граней - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Вид на башню спереди. Башня позднего типа имела пять хорошо видимых граней
​Установка 37-мм пушки и прицела - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Установка 37-мм пушки и прицела
​Передняя левая часть башни и левый борт танка - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Передняя левая часть башни и левый борт танка
​Левый борт башни. На ранних машинах башня имела форму шестигранника и была меньше, позднее она получила в задней части нишу для радиостанции - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Левый борт башни. На ранних машинах башня имела форму шестигранника и была меньше, позднее она получила в задней части нишу для радиостанции
​Вид на левый борт и нишу для радиостанции - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Вид на левый борт и нишу для радиостанции
​В нише для радиостанции был сделан люк для доступа - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
В нише для радиостанции был сделан люк для доступа
​Башня справа сзади. На крыше МТО размещался шанцевый инструмент - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Башня справа сзади. На крыше МТО размещался шанцевый инструмент
​Правый борт башни, в нём был оборудован лючок - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Правый борт башни, в нём был оборудован лючок
​Изначально в Т-18 должны были ставить два пулемёта Фёдорова, но впоследствии от этого отказались и поставили ДТ - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Изначально в Т-18 должны были ставить два пулемёта Фёдорова, но впоследствии от этого отказались и поставили ДТ
​Крыша башни и передняя часть Т-18 - Ветеран советского интербеллума | Warspot.ru
Крыша башни и передняя часть Т-18