Однажды мы уже рассказывали о Музее отечественной военной истории в подмосковном Падиково. Но за прошедшее время музей значительно расширился. У него появилось второе здание и большой танковый ангар, коллекция постоянно пополняется. Не так давно в ней появился первый массовый серийный советский танк Т-18, также известный как МС-1 («малый сопровождения первый»). Этот танк выпускался на рубеже 20-30-х годов XX века, сменил его на конвейере более совершенный Т-26. Подробнее о создании этой машины рассказывает статья Юрия Пашолока.
До настоящего времени ни один танк этого типа не сохранился в исходном состоянии. Но в коллекции музея в Падиково танк восстановлен в виде, наиболее близком к оригиналу. Его корпус и башня, а также многие элементы ходовой части — настоящие. Танк относится к машинам, выпускавшимся в конце 3-й или в 4-й производственной серии. В настоящий момент работы на нём продолжаются. Вероятно, в скором времени Т-18 поедет своим ходом.
Общий вид на танк спереди. Все его детали либо оригинальные, либо сделаны по чертежам
Левый борт и лобовая часть Т-18 в ракурсе 3/4
Левый борт танка. У Т-18 поздних серий ходовая часть имеет некоторые отличия от первых машин
Вид слева от кормы в ракурсе 3/4. Основная проблема — это «хвост» для преодоления препятствий. В оригинале эта часть конструкции не сохранилась ни у одного из образцов
Корма Т-18
Правый борт и корма Т-18, вид 3/4
Правый борт Т-18. На этом образце установлен ленивец самого раннего типа
Вид Т-18 спереди справа в ракурсе 3/4. Рядом стоит не самый большой Т-26, и можно наглядно сравнить габариты этих танков
Днище танка спереди. К лобовой части корпуса на болтах крепилась литая деталь для установки ленивцев. При использовании выработавших ресурс Т-18 в качестве неподвижных огневых точек в укрепрайонах она снималась
Днище Т-18, вид от кормы. Вверху петли крепления «хвоста»
Трак Т-18 позднего типа «орлиный коготь». Оригинальных траков удалось найти всего два, на их основе удалось точно воспроизвести форму и геометрию, а затем отлить для музея комплект точных копий
Внутренняя сторона трака типа «орлиный коготь»
Ленивец самого раннего типа установлен потому, что только на него удалось найти чертежи, и реставраторы могут утверждать, что такие были
Механизм натяжения гусеницы достаточно прост: выкручиваешь гайку — гусеница натягивается
Внутренняя сторона ленивца и механизма натяжения гусеницы
Передняя опорная тележка отличается от двух задних за счёт дополнительного опорного катка
Средняя опорная тележка. Опорные катки изготовлены по найденному оригинальному образцу
Поддерживающие ролики. У машин поздних серий в этом месте их три. Хорошо виден способ крепления пальцев в траке при помощи шплинтов
Задний поддерживающий ролик крепился на шток опорной тележки
Ведущее колесо позднего типа. Три разных типа испытаны осенью 1930 года и один лучший внедрён в производство с середины декабря того же года. На ранее выпущенных танках ведущие катки тоже заменялись подобными
Устройство зацепа ведущего колеса с гусеницей
Шток для внешнего запуска двигателя танка
Лобовая часть танка
Для посадки механика-водителя в танк надо было открыть три створки люка. На фото внутренняя часть люка, защищавшего голову механика-водителя
Внешняя сторона люка со смотровыми устройствами
Переднее съёмное крыло было из брезента или парусины, задней частью оно накидывалось петлями на шпеньки
Гудок и кронштейн крыла. На основании закупочной ведомости установлено, что гудок закупался в Германии, и удалось найти подобный оригинальный
Фара тоже оригинальная, на основании записей из закупочной ведомости
Горловина топливного бака
Задняя часть надгусеничной полки, внутри неё расположен топливный бак
Заднее крыло было металлическое
Вид на «хвост» сверху. Вопреки распространённому заблуждению, он имел довольно ажурную конструкцию верхней части из склёпанных между собой полос
Задний буксирный крюк
Крепление «хвоста» к корме Т-18
Крыша МТО. Под бронировкой с отверстиями размещался глушитель
Задний габаритный фонарик. Впоследствии подобные устанавливались на ряд советских предвоенных танков
Вид на башню спереди. Башня позднего типа имела пять хорошо видимых граней
Установка 37-мм пушки и прицела
Передняя левая часть башни и левый борт танка
Левый борт башни. На ранних машинах башня имела форму шестигранника и была меньше, позднее она получила в задней части нишу для радиостанции
Вид на левый борт и нишу для радиостанции
В нише для радиостанции был сделан люк для доступа
Башня справа сзади. На крыше МТО размещался шанцевый инструмент
Правый борт башни, в нём был оборудован лючок
Изначально в Т-18 должны были ставить два пулемёта Фёдорова, но впоследствии от этого отказались и поставили ДТ
Однажды мы уже рассказывали о Музее отечественной военной истории в подмосковном Падиково. Но за прошедшее время музей значительно расширился. У него появилось второе здание и большой танковый ангар, коллекция постоянно пополняется. Не так давно в ней появился первый массовый серийный советский танк Т-18, также известный как МС-1 («малый сопровождения первый»). Этот танк выпускался на рубеже 20-30-х годов XX века, сменил его на конвейере более совершенный Т-26. Подробнее о создании этой машины рассказывает статья Юрия Пашолока.
До настоящего времени ни один танк этого типа не сохранился в исходном состоянии. Но в коллекции музея в Падиково танк восстановлен в виде, наиболее близком к оригиналу. Его корпус и башня, а также многие элементы ходовой части — настоящие. Танк относится к машинам, выпускавшимся в конце 3-й или в 4-й производственной серии. В настоящий момент работы на нём продолжаются. Вероятно, в скором времени Т-18 поедет своим ходом.
Общий вид на танк спереди. Все его детали либо оригинальные, либо сделаны по чертежам
Левый борт и лобовая часть Т-18 в ракурсе 3/4
Левый борт танка. У Т-18 поздних серий ходовая часть имеет некоторые отличия от первых машин
Вид слева от кормы в ракурсе 3/4. Основная проблема — это «хвост» для преодоления препятствий. В оригинале эта часть конструкции не сохранилась ни у одного из образцов
Корма Т-18
Правый борт и корма Т-18, вид 3/4
Правый борт Т-18. На этом образце установлен ленивец самого раннего типа
Вид Т-18 спереди справа в ракурсе 3/4. Рядом стоит не самый большой Т-26, и можно наглядно сравнить габариты этих танков
Днище танка спереди. К лобовой части корпуса на болтах крепилась литая деталь для установки ленивцев. При использовании выработавших ресурс Т-18 в качестве неподвижных огневых точек в укрепрайонах она снималась
Днище Т-18, вид от кормы. Вверху петли крепления «хвоста»
Трак Т-18 позднего типа «орлиный коготь». Оригинальных траков удалось найти всего два, на их основе удалось точно воспроизвести форму и геометрию, а затем отлить для музея комплект точных копий
Внутренняя сторона трака типа «орлиный коготь»
Ленивец самого раннего типа установлен потому, что только на него удалось найти чертежи, и реставраторы могут утверждать, что такие были
Механизм натяжения гусеницы достаточно прост: выкручиваешь гайку — гусеница натягивается
Внутренняя сторона ленивца и механизма натяжения гусеницы
Передняя опорная тележка отличается от двух задних за счёт дополнительного опорного катка
Средняя опорная тележка. Опорные катки изготовлены по найденному оригинальному образцу
Поддерживающие ролики. У машин поздних серий в этом месте их три. Хорошо виден способ крепления пальцев в траке при помощи шплинтов
Задний поддерживающий ролик крепился на шток опорной тележки
Ведущее колесо позднего типа. Три разных типа испытаны осенью 1930 года и один лучший внедрён в производство с середины декабря того же года. На ранее выпущенных танках ведущие катки тоже заменялись подобными
Устройство зацепа ведущего колеса с гусеницей
Шток для внешнего запуска двигателя танка
Лобовая часть танка
Для посадки механика-водителя в танк надо было открыть три створки люка. На фото внутренняя часть люка, защищавшего голову механика-водителя
Внешняя сторона люка со смотровыми устройствами
Переднее съёмное крыло было из брезента или парусины, задней частью оно накидывалось петлями на шпеньки
Гудок и кронштейн крыла. На основании закупочной ведомости установлено, что гудок закупался в Германии, и удалось найти подобный оригинальный
Фара тоже оригинальная, на основании записей из закупочной ведомости
Горловина топливного бака
Задняя часть надгусеничной полки, внутри неё расположен топливный бак
Заднее крыло было металлическое
Вид на «хвост» сверху. Вопреки распространённому заблуждению, он имел довольно ажурную конструкцию верхней части из склёпанных между собой полос
Задний буксирный крюк
Крепление «хвоста» к корме Т-18
Крыша МТО. Под бронировкой с отверстиями размещался глушитель
Задний габаритный фонарик. Впоследствии подобные устанавливались на ряд советских предвоенных танков
Вид на башню спереди. Башня позднего типа имела пять хорошо видимых граней
Установка 37-мм пушки и прицела
Передняя левая часть башни и левый борт танка
Левый борт башни. На ранних машинах башня имела форму шестигранника и была меньше, позднее она получила в задней части нишу для радиостанции
Вид на левый борт и нишу для радиостанции
В нише для радиостанции был сделан люк для доступа
Башня справа сзади. На крыше МТО размещался шанцевый инструмент
Правый борт башни, в нём был оборудован лючок
Изначально в Т-18 должны были ставить два пулемёта Фёдорова, но впоследствии от этого отказались и поставили ДТ
Комментарии к данной статье отключены.