1570-е годы были временем становления Дании как морской державы. Поначалу казалось, что всё складывается хуже некуда. После катастрофы 1566 года Дания осталась без кораблей, тогда как шведский флот времён Эрика XIV являлся грозной силой. Но затем в Швеции началась грызня за власть, и к 1590-м годам её корабли перестали быть сильным противником. К концу XVI века, после того, как были найдены источники финансирования преобразований, датский флот начал потихоньку набирать силу.
Море важнее суши
Прежде чем говорить об особенностях развития датского флота в XVI–XVII веках, необходимо вернуться во времена Кальмарской унии (1397–1523). К моменту её заключения Дания, казалось, достигла господства на Балтике. Ей принадлежали не только Шлезвиг и Гольштейн на севере современной Германии, но и Норвегия, Швеция и Финляндия, то есть всё побережье от Эльбы до финской Карелии. Однако оказалось, что завоевания на суше ничего не значат: морем и торговлей владел Ганзейский Союз, который управлял всей морской коммерцией на Балтике. Более того, несколько случаев столкновения Дании с Ганзой подтвердили максиму, что флот может разрывать коммуникации сухопутных войск и бить в самое слабое место. Это доказала серия войн начала XVI века. Дания последовательно потеряла Швецию и Финляндию, а основным её противником оказался именно флот Ганзы: он отвлекал ресурсы и силы датчан на море, прерывая сообщения с восставшими провинциями, блокируя датские прибрежные гарнизоны, внезапно нападая на замки и т.д.
Дания решила строить регулярный флот. Но где взять деньги? Ведь флот — вещь очень затратная. Идея родилась из особенностей географического положения страны. Дания на тот момент владела обеими сторонами Балтийских проливов, и король решил обложить пошлиной все иностранные торговые суда, проходящие через Зунд. Естественно, морские нации это не устраивало, и за отмену или снижение Зундской пошлины разразилась целая серия войн. Тем не менее в 1520-е годы, во времена короля Кристиана II, датчане брали один золотой нобль с четырёх ластов товара (ласт — мера веса, равная 72 пудам или 1 170 кг). Получалась своего рода косвенная система налогообложения: стоимость прохождения через Зунд напрямую зависела от количества товара. При этом суда, следующие на Балтику или из Балтики в балласте (пустые), от уплаты вообще освобождались. Тот, кто пытался не заплатить и был пойман на этом, должен был дополнительно к пошлине погасить штраф в 100 золотых ноблей. Для силового решения вопроса были построены мощные крепости Кронборг, Хельсинборг, Ниборг и Мальмёхус.
Первые сдвиги и кардинальные реформы
История регулярного датского флота начинается в 1510 году. Надо сказать, что к названному времени у датчан в этой области всё было очень плохо. Флот считался аналогом тюрьмы, куда ссылали преступников, в том числе осуждённых за уголовные преступления. В 1510 году король Ганс (1483–1513) назначил норвежского дворянина Хенрика Крумедайка (Krummedike), как говорилось в циркуляре, «старшим капитаном, и капитаном над всеми капитанами, нашими людьми и слугами, которых мы назначили и назначим для службы на море». Тот разделил всё побережье Дании на округа (skipæn), которые были достаточно велики и богаты для того, чтобы построить и содержать один военный корабль. Над округами были поставлены старосты (styrismand), которые определяли порядок работ и разделение обязанностей. Эта идея не была детищем Крумедайка: она была реализована в Норвегии ещё во времена викингов. А чтобы самому не выдумывать очертания округов, «старший капитан» взял за основу систему епархий католической церкви.
Первая государственная верфь была построена в Сеннеборге в том же 1510 году. В 1513 году была заложена верфь в Гаммельхольме (ныне один из районов Копенгагена). Сеннеборг снабжался отличным дубом из Ютландии и Германии, Гаммельхольм — дубом и сосной из Норвегии. Кроме того, работали ещё верфи в Осло и Эльфсборге.
В принципе, эти меры дали датско-норвежскому королевству силу примерно в 30–35 капитал-шипов (без галер и мелких судов), что позволило бороться с Любеком и даже с голландцами, а также контролировать собственные воды.
И может быть, этого и было бы достаточно, но в 1566 году разразилась катастрофа. В то время шла Северная Семилетняя война (1563–1570), начавшаяся из-за пустякового предлога. Причиной же конфликта послужили соперничество Швеции и Дании в Эстляндии и Лифляндии и попытки оторвать свой кусок от пирога Ливонского наследства. Уже к 1566 году стало понятно, что война идёт на истощение. Шведский флот под командованием Клааса Горна вышел в море и обнаружил соединённый датско-любекский флот недалеко от острова Эланд. 25 июля Горн пробовал было отойти к Готланду, но ветер гнал его на корабли союзников. Пришлось сражаться, причём без особого успеха для обеих сторон. Затем ветер опять изменился, и шведы смогли отойти к Готланду. И тут начался шторм. Шведские корабли оказались на закрытой якорной стоянке и пострадали мало, тогда как датчане и ганзейцы находились в море. В результате союзники потеряли 14 кораблей: 11 датских и три любекских. Утром 27 июля выяснилось, что у Дании просто-напросто больше нет флота. Шведы не преминули этим воспользоваться, и в конце концов Дания отказалась от своих притязаний на земли в Прибалтике.
Катастрофа 1566 года вынудила датского короля Фредерика II затеять глубокую реформу флота. Начать было решено с ресурсной базы. Первым делом была проведена опись всех корабельных лесов в Дании и Норвегии. На королевской верфи в Гамменхольмене прошла полная реконструкция: было налажено канатное производство, появились металлургический и пушечный заводы, началась выделка парусов и якорей. Теперь король работал с поставщиками через систему тендеров и подрядов. Поступающие материалы и провиант проходили контроль качества. Провиантская служба утвердила фиксированный паёк на одного матроса, состоявший из солонины, хлеба, вяленой селёдки, гороха, масла и сыра. Также служба ввела стандарты на пиво. Король выплачивал премию пивоварам, поставлявшим на флот напиток, который мог не прокисать до десяти дней.
Главным же нововведением стала централизация. Если раньше прибрежные районы выставляли корабль, снаряжённый за свои деньги, то теперь они перечисляли деньги в бюджет, на которые и строился этот корабль. Купеческие города и прибрежные районы поставляли на королевские склады лишь пушки, провиант и людей.
Чиновники короля
Главная проблема до 1566 года заключалась в слабой централизации власти в руках датского короля. К середине XVI века Дания представляла собой смесь королевских и частных владений. Примерно половина земель королевства принадлежала монарху. Королевская собственность была разделена на лёны, в которых правитель назначал своих администраторов. Естественно, эти администраторы, получив большую власть, иногда вели независимую, а то и антикоролевскую политику.
Не стоит также забывать, что король Дании и Норвегии одновременно был герцогом Шлезвига и Гольштейна, то есть земель, входивших в состав Священной Римской империи. Поэтому в герцогствах де-факто правила своя администрация со своими министрами, лишь утверждаемыми королём. Ну и ещё одно затруднение — риксдаг. С XIII века Дания являлась парламентской монархией, где парламент состоял из представителей всех трёх сословий. Каждый король, принимая власть, приносил присягу перед риксдагом, обязуясь сохранять права и свободы своих подданных и утверждать все свои инициативы в риксдаге. Парламент был серьёзной силой. Например, король Кристиан II (1513–1523), пытавшийся править в обход риксдага, был изгнан из Дании и потерял престол.
Некоторых кандидатов на высокие должности король мог назначать сам: сенешаля, коннетабля и королевского канцлера. Других же он должен был согласовать с риксдагом, как, например, риксадмирала, норвежского штатгальтера или риксканцлера. На флоте риксдаг вводил известные ограничения: например, риксадмирал не мог занимать свой пост дольше двух лет. Поэтому в 1567 году Фредерик II ввёл должность обберст-адмирала и назначил на неё Педера Мунка. Эта должность уже была королевской прерогативой: король сам назначал и снимал главного флотского начальника тогда, когда ему это было нужно.
В 1575 году произошла ещё одна реформа. С этого времени флотом управлял ригенс-адмирал, подчинявшийся непосредственно коннетаблю. Таким образом, флот и армия стали действовать в одной упряжке. Согласно королевскому указу, ригенс-адмирал должен был «командовать флотом во время войны или мира, приводить корабли туда, куда король направил, и выполнять распоряжения короля со всем тщанием и способностью».
Кроме того, в обязанности ригенс-адмирала входили следующее функции:
- «поддерживать корабли в боеспособном состоянии и не ударять в грязь лицом в иностранных портах во время визитов;
- проводить ежегодный смотр флота и сообщать королю о его реальной боеспособности, дабы король вовремя мог принять меры к устранению недостатков;
- иметь реестр всех моряков от капитанов до матросов, находящихся на военной службе;
- иметь реестр тех, кого можно и должно призвать на службу на флот во время войны;
- поддерживать дисциплину на флоте, и судить и наказывать за проступки согласно королевским указам;
- контролировать, чтобы капитаны и офицеры относились к матросам по-людски;
- проводить каждый вечер религиозные службы, и для этого иметь на кораблях достаточное количество священников».
Из перечисления этих обязанностей мы видим, что ригенс-адмирал отвечал за дисциплину, боеготовность и ведение статистики на флоте.
Строительство и обслуживание
Во второй половине XVI столетия экономика Дании была неразвитой, и доля денег в общих расчётах оставалась небольшой. Лёны ежегодно платили королю налоги, частью в денежном выражении, частью в товарах, частью в виде отработки на различных работах или производствах. Поступавшие на королевские склады товары и продукты использовались не только для снабжения войск или флота, но и для эдакой бартерной премии к жалованию, которую солдат или матрос мог продать, а мог и просто съесть или носить.
Строительство кораблей было вменено лёнам в барщину, то есть в отработку для короля. Работы велись под руководством немецких или голландских мастеров, но поскольку рабочие не были профессиональными плотниками, конопатчиками и т.д., то и качество новых кораблей оставляло желать лучшего.
Артиллерия на готовые корабли ставилась частично из королевских арсеналов, а частично предоставлялась купеческими гильдиями, для которых поставка пушек тоже была видом налога. Этот бартер спасал до поры до времени, но было понятно, что пока страна не перейдёт на нормальное денежное обращение и не введёт современную денежную систему, все попытки строительства флота останутся неудачными.
Естественно, для реформ требовались деньги. До 1567 года основными видами поступлений в датский бюджет были земельный налог (рента за пользование пахотными землями) и доходы от королевских владений. Этого не хватало. Фредерик II смог к 1568 году утроить собираемость Зундской пошлины, что позволило приступить к модернизации датского флота.
К концу XVI века Дания стала проводить политику, характерную для морской державы. Например, в шведских боях в Ливонии с русскими или в распре двух братьев, Сигизмунда и Карла, по поводу возможного объединения Швеции и Польши Данию беспокоили прежде всего не территориальные вопросы и не приращение земель, а морская торговля, нарушенная войнами, шведскими и польскими каперами и пиратами. Через Зунд стало проходить мало судов, и как следствие — доходы от владения проливами резко снизились: с 1 млн до 300 тысяч риксдалеров в год.
Реформы продолжились после воцарения на датском троне короля Кристиана IV, сыгравшего в Дании ту же роль, что и Пётр I в России.
Продолжение следует…
Литература:
Bellamy, М. Danish Naval Administration and Shipbuilding in the Reign of Christian IV (1596–1648) / Martin Bellamy. — University of Glasgow, 1997.
Комментарии к данной статье отключены.