Аэропорт имени Бен-Гуриона – весьма привлекательная мишень для террористов. Тем не менее, с середины 70-х годов XX века он считается одним из самих безопасных аэропортов в мире.
Помимо того, что главный израильский аэропорт находится под усиленной защитой систем ПРО и ПВО, в нем создана беспрецедентная система предупреждения терактов. Аэропорты всего мира – излюбленное место террористов. А принимая во внимание то, что уровень террористической угрозы на Ближнем Востоке чрезвычайно высок, становится очевидным, что аэропорт имени Бен-Гуриона – весьма привлекательная мишень для террористов. Тем не менее, с середины 70-х годов XX века он считается одним из самих безопасных аэропортов в мире. После теракта в аэропорту Домодедово 24 января 2011 года многие российские журналисты, политики и общественные деятели даже призвали обратиться к опыту Израиля в обеспечении безопасности на территории аэропортов.
Система безопасности аэропорта имени Бен-Гуриона условно разделена на три круга:
-
Внешний круг («маагаль хицони») – понятие, которое включает в себя деятельность спецслужб (преимущественно ШАБАК) далеко за пределами аэропорта. В данном случае речь идет о сборе данных о готовящихся терактах, их предупреждении еще на стадии подготовки и передаче информации о возможных действиях террористов в аэропорту. В зависимости от объема полученной информации спецслужбы информируют аэропорт о готовящемся теракте как таковом («общее предупреждение») или о подробностях готовящегося теракта («особое предупреждение»).
-
Собственно круг («маагаль») – территория аэропорта. Она окружена широким бетонным рвом, электронной оградой с датчиками и камерами дальнего наблюдения. Въезды на территорию аэропорта охраняются автоматчиками. Поблизости всегда находится группа оперативного реагирования.
-
Внутренний круг («маагаль пними») – здание аэропорта с прилегающими постройками. Именно здесь пассажиры и сопровождающие их лица тратят больше всего времени на проверки и осмотр. Но непосредственно проверка – это всего лишь вершина айсберга в работе службы безопасности аэропорта.
Главная задача охраны аэропорта – держать под контролем передвижение и поведение каждого автомобиля, подъезжающего к аэропорту и каждого пассажира, сидящего в этом автомобиле, все то время, которое он находится на территории аэропорта.
Камеры дальнего обзора фиксируют автомобиль, который подъезжает к аэропорту, а операторы службы охраны производят его осмотр на предмет внешних признаков готовящегося теракта. На въезде в аэропорт охранник останавливает машину, бегло смотрит на водителя и пассажиров и желает счастливого пути. На самом деле в это время он отслеживает язык тела людей, находящихся в машине и определяет, волнуются ли они. Если он видит тревожные сигналы, то может задать дополнительные вопросы, которые могут быть весьма неожиданными и нелогичными. Например: «Что вы ели сегодня на завтрак?» Охраннику это совершенно не интересно знать, но реакция на такие вопросы возвращает большинство «террористов-актеров» из образа мирного жителя в их реальное состояние, и в этот момент язык тела человека может сообщить о многом.
Внутри аэропорта посетители проходят через несколько рамок металлоискателей, каждую секунду за ними следят камеры видеонаблюдения, в любой момент к ним может подойти представитель охраны, чтобы задать дополнительные вопросы или осмотреть одежду и сумки.
В остальном осмотр багажа, ручной клади и самого пассажира почти не отличается от подобной процедуры в других аэропортах. Но в аэропорту имени Бен-Гуриона подобная проверка происходит особо тщательно и дотошно. Пассажира могут попросить вынуть часть содержимого из сумки, чтобы удостовериться в том, что там действительно лежит, к примеру, грязь Мертвого моря, а не взрывчатка. Такая дотошность многих раздражает и даже бесит. В интернете можно найти огромное количество негативных отзывов об охране аэропорта. Например, Артемий Лебедев пишет:
«Чтобы улететь из страны, нужно пройти одну из самых унизительных процедур допроса.
– Зачем вы приезжали в Израиль? Что вы тут делали? Есть ли у вас тут родственники? Есть ли знакомые? Как их зовут?
Местные жители всегда защищают подобные процедуры, потому что им кажется, что «наши мальчики и девочки обеспечивают нашу безопасность». При этом никто и никогда не думает о том, насколько эти мальчики и девочки омерзительно и бесцеремонно обращаются к тем, кто уже улетает и в процессе шмона и допроса клянется себе больше никогда сюда не прилетать».
Израильтяне прекрасно понимают, что все люди, проходящие проверку в аэропорту Бен-Гурион, делятся на две категории: те, кто понимает, что дотошная проверка проводится в их же интересах, и осознает, что любой террорист подвергается такой же проверке, и те, кто изначально настроен негативно по поводу этих мер безопасности. Переубедить вторых получается с трудом. Как правило, такие люди задумываются о безопасности только после того, как на их глазах взрывается автобус или в толпе срабатывает взрывное устройство. Поэтому никаких переубеждающих и разъясняющих информационных кампаний по этому вопросу Израиль не проводит, а положительный имидж аэропорта формируется по принципу создания большого количества положительных моментов. Так, на территории аэропорта находится большое количество памятников (бюсты Давида Бен-Гуриона и Ицхака Рабина, большая бронзовая менора, археологические находки, а также фотографии, рассказывающие об истории Израиля).
Комментарии к данной статье отключены.