Кавалерийский танк SOMUA S 35 оценили не только во французской армии, но и в армии главного противника Франции. В отличие от захваченных в Чехословакии Pz.Kpfw.38(t), им не суждено было оказаться в немецких танковых дивизиях первой линии. Тем не менее Pz.Kpfw.35 S (f) оказался единственным массовым французским танком, который не переделывался немцами в самоходные установки: эти машины немцы и их союзники предпочли использовать именно как танки. Они активно воевали в составе отдельных танковых батальонов и в качестве частей бронепоездов. Некоторые экземпляры прослужили практически до конца войны.
Не подходящий по ряду параметров
По итогам Французской кампании мая-июня 1940 года в руки немцев попали 297 SOMUA S 35 в различном техническом состоянии — более двух третей от общего выпуска. Столь внушительная цифра отнюдь не означает, что французские танкисты не воевали. Самый совершенный из французских танков того периода использовался по назначению до самого конца боевых действий. Но не все части успели к моменту заключения перемирия вступить в бой. Кроме того, SOMUA S 35 отличался высокой ремонтопригодностью. Благодаря литой конструкции корпуса на болтах можно было достаточно просто собрать из двух повреждённых танков один. Да и сама по себе машина получилась довольно живучей. Далеко не все немецкие орудия могли пробить довольно толстую броню французской кавалерийской «бронемашины».
Несмотря на все достоинства французской машины, немцы посчитали, что она мало соответствует роли среднего танка. Да, 47-мм орудие SA 35 превосходило немецкие танковые пушки. Танк получился достаточно подвижным и хорошо защищённым. Но недостатки перечёркивали все эти плюсы. Одноместные башни у немцев получали только лёгкие танки, но никак не средние. Ведь с таким размещением экипажа командир оказывался перегружен работой, да и обзор из башни французского танка был далёк от идеального.
Уже летом 1940 года стало ясно, что в танковые дивизии, предназначенные для действий в первой линии, SOMUA S 35 не попадут. Впрочем, первые случаи боевого применения трофейных машин этого типа зафиксированы ещё в июне 1940 года, до заключения перемирия.
10 июня, тоже до перемирия, немцы начали активно собирать трофейную военную технику. Вскоре после падения Парижа немецкие военные провели инспекцию оборонных предприятий, включая SOMUA. Летом и осенью 1940 года французские трофеи собирались и отправлялись на склады, откуда они уже перераспределялись по частям.
В августе 1940 года немцы планировали из французских танков разных типов сформировать четыре танковые дивизии, которые должны были дислоцироваться на захваченных территориях. Правда, в декабре 1940 года вместо четырёх дивизий была сформирована лишь танковая бригада на трофейных танках (Beute-Panzer-Brigade), в которую входили 201-й, 202-й и 301-й танковые полки. Формировались полки в Германии, но к весне 1941 года они уже находились на территории Франции. Матчасть туда поступала весьма неспешно. В марте 1941 года во всех полках (помимо других танков) насчитывалось около десятка SOMUA S 35, которые в тот момент обозначались как SOMUA (4.7).
К 5 ноября 1941 года было отремонтировано 20 кавалерийских танков. Впрочем, в это число входят только машины, в конструкцию которых не вносилось существенных изменений. SOMUA S 35 нужно было хотя бы частично привести к немецким стандартам — прежде всего по средствам связи. К тому же 5 ноября в составе 100-й и 101-й трофейных танковых бригад находилось 120 S 35, прошедших модернизацию. Как и у Pz.Kpfw.B2, у этих танков срезался верх командирской башенки, в которой оборудовался двухстворчатый люк. Это позволило хоть немного улучшить ситуацию с обзором. Кроме того, через такой люк вполне можно было залезать в башню, не пользуясь кормовым люком.
Модернизированные танки получили немецкие радиостанции Fu 5. Справа от башни появилась штыревая антенна, более практичная, чем французские антенны. Переделанные башенки и новые антенны позволяют безошибочно отличить трофейный танк от «оригинала». Впрочем, у некоторых танков комбашенки не переделывались.
Отдельно стоит упомянуть ситуацию с обозначением этих танков в немецкой армии. В руководстве D50/12 от 20 марта 1941 года SOMUA S 35 называют Pz.Kpfw.35 S 739 (f). Но в дальнейшем он назывался просто Pz.Kpfw. 35 S (f), а позже, в переписке, название и вовсе сокращалось до Pz.Kpfw.35 S. Кроме того, имелось и другое обозначение — Pz.Kpfw.35 Som. (fr), которое использовалось, например, в руководстве D 658/5 от 9 ноября 1940 года.
От Бреста до Бреста
Хотя трофейные кавалерийские танки в первую очередь направлялись в части, дислоцированные на территории Франции, уже в июне 1941 года они дебютировали на советско-германском фронте. Участие было довольно необычным: в мае 1941 года было принято решение включать Pz.Kpfw.35 S (f) в состав бронепоездов. В состав бронепоездов №26, №27 и №28 было включено по три танка, ещё по два танка попало в состав бронепоездов №29, №30 и №31.
Использовавшиеся в качестве средства усиления бронепоездов Pz.Kpfw.35 S (f) перевозились на открытых платформах, нередко прикрытых с бортов броневыми листами. Внешне их довольно легко отличить от обычных трофейных SOMUA S 35. В лобовом листе рубки крепился специальный кронштейн, за который танк крепился на платформе. Танки получили большие балочные кресты, в том числе и на лобовом листе корпуса, чтобы случайно не подбили свои же. Кроме того, все танки имели трёхзначные башенные номера. Первые две цифры означали номер бронепоезда, а последняя — номер машины в его составе. Например, на Panzerzug 28 служили танки с номерами 281–283.
Два бронепоезда из числа вышеупомянутых, Panzerzug 27 и Panzerzug 28, принимали участие в нападении на Брестскую крепость. В некоторых источниках указывается, что танки поезда Panzerzug 28 были уничтожены защитниками крепости в первый день войны, но на самом деле эти танки действовали совместно с 45-й пехотной дивизией как минимум до 27 июня 1941 года. К тому моменту немецкая пехота умудрилась разжиться парой трофейных Т-26 и таким же количеством советских броневиков. На фотографиях, снятых в районе Бреста, мелькает танк с башенным номером 282, а на более поздних снимках Panzerzug 28 можно видеть танк с номером 283.
Pz.Kpfw.35 S (f) хоть и не попали в танковые дивизии, в тылу не прозябали. На бронепоездах французские трофеи воевали довольно долго. В этом качестве они выглядели как минимум не хуже Pz.Kpfw.38(t), превосходя последние как по броне, так и по вооружению.
Именно «бронепоездные» Pz.Kpfw.35 S (f) с башенными номерами 271 и 273 из состава Panzerzug 27 оказались в 1942 году трофеями Красной армии. Обстоятельства захвата машин неизвестны, но к осени 1942 года они оказались на НИИ Полигон Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ КА), который тогда находился в Казани. В отличие от большинства других трофейных танков, эти машины не проходили ходовых испытаний. Тем не менее в некоторых исследованиях они участвовали. В переписке танки обозначались как «французский танк «Сомуа» или «средний танк «СОМУА».
Было составлено краткое техническое описание машины, изучались отдельные её элементы и детали. Например, изучался трак, который, впрочем, интереса у исследователей не вызвал. Также силами полигона изучались корпус и башня. Максимальная толщина брони, согласно замерам, составила 44–45 мм — точно определить её не получилось из-за литой конструкции танка. К слову, конструкция корпуса, собираемого на болтах, советских специалистов заинтересовала — но в целом для промышленности танк оказался не интересен. Из-за большого количества дефицитных присадок никеля и молибдена не интересной для советской промышленности была и броня «Сомуа».
Самым интересным оказались огневые испытания. SOMUA S 35 получил уникальную возможность «отомстить» немецкой технике за 1940 год. При стрельбе по самоходной установке StuG III Ausf.B выяснилось, что 47-мм пушка SA 35 без проблем пробивает броню толщиной 50 мм на дистанции 300 метров. На 400 метрах из двух попаданий пробитие было одно. Отмечалось, что бронебойный снаряд броню пробивает, но «полностью не срабатывает» (так в документе — прим. автора). Испытания наглядно показали, что усиление немцами брони до 50 мм полностью проблему защиты от французских пушек не решало. А ведь это была не самая мощная из французских 47-мм пушек.
Применение Pz.Kpfw.35 S (f) на советско-германском фронте не ограничивалось использованием в качестве средства усиления бронепоездов. В Норвегии базировался 211-й танковый батальон, в составе которого находилось в разное время от 16 до 17 таких танков. К 1 октября 1944 года там их осталось 13 штук. Также в Норвегии находились танковая рота G.K.N., в составе которой имелось три Pz.Kpfw.35 S (f), и 25-я танковая дивизия, имевшая 15 таких танков.
Ещё 15 Pz.Kpfw.35 S (f) попало на вооружение 214-го танкового батальона, сформированного 15 января 1942 года и дислоцировавшегося в Финляндии.
Для 211-го танкового батальона война началась в июле 1941 года в Финляндии. В ходе июльских боёв батальон записал на свой счёт 24 советских танка, потеряв от огня шесть (четыре безвозвратно) и от механических повреждений десять. Судя по всему, именно Pz.Kpfw.35 S (f) 211-го танкового батальона, уничтоженный летом 1942 года, мелькает в хронике.
Осенью 1944 года, после того, как Финляндия подписала с СССР соглашение о перемирии, началась Лапландская война между Финляндией и Германией. В ней и были задействованы 211-й и 214-й батальоны. Танки 211-го танкового батальона к тому времени были покрыты антимагнитным покрытием, известным как циммерит. Главной проблемой для немецких батальонов стали не финские войска, а Красная армия. Трофейным танкам пришлось столкнуться с 38-й гвардейской танковой бригадой, вооружённой танками Т-34. Вечером 9 сентября 1944 года в районе Миоккалахти-Куолаярви произошёл бой, в котором было уничтожено три Pz.Kpfw.35 S (f), часть оставшихся немцы просто бросили. Среди трофеев оказался танк с башенным номером 121. Эту машину с серийным номером 10672 доставили на НИБТ Полигон. До службы у немцев она успела повоевать в составе французской 3-й DML (лёгкой механизированной дивизии). Ныне этот танк находится в экспозиции парка «Патриот».
Ситуация во Франции долгое время была спокойной. Оккупированная территория являлась глубоким тылом. Входивший в состав 100-й танковой бригады 201-й танковый полк использовался в качестве учебной базы. Именно из его состава был отправлен в Норвегию 211-й танковый батальон. Позже в состав 100-й бригады вошёл 301-й танковый полк. Во второй половине 1941 года 201-й полк вошёл в состав создаваемой 23-й танковой дивизии. Характерный значок 201-го полка в ней сохранился, к нему добавился знак дивизии в виде Эйфелевой башни. Нередко 23-ю танковую дивизию именовали Парижской дивизией. Правда, на Восточный фронт французская матчасть не поехала — её заменили на немецкие танки.
По состоянию на 5 августа 1942 года в 100-й танковой бригаде имелось 29 Pz.Kpfw.35 S (f), из них 21 на ходу.
При переформировании в фронтовые части французские машины и в других немецких частях, дислоцировавшихся во Франции, заменялись на немецкие. Имелись, впрочем, и исключения. 1-й батальон 202-го танкового полка в сентябре 1941 года был отправлен в Югославию на французской матчасти, имея в своём составе в том числе и 18 Pz.Kpfw.35 S (f). Там танки, имевшие достаточно толстую броню и неплохое вооружение, проявили себя очень хорошо в борьбе с партизанами. В январе 1943 года батальон был переименован в 202-й танковый батальон. К тому времени в нём ещё имелось 16 Pz.Kpfw.35 S (f), из них 8 на ходу. К лету 1944 года в составе батальона всё ещё имелось шесть боеспособных танков этого типа.
В ходе эксплуатации часть Pz.Kpfw.35 S (f) была переделана в командирские машины. Общий принцип этой модернизации был таким же, как и в случае с Pz.Kpfw.38 (t). На крыше моторного отделения появлялась большая рамочная антенна, а внутри танка размещалось дополнительное радиооборудование. Штатное вооружение сохранялось.
Также на базе Pz.Kpfw.35 S (f) строились учебные машины. Для этого с танка снималась подбашенная коробка, немного переделывалось отделение управления.
Неплохие характеристики танка стали причиной того, что самоходных установок на базе Pz.Kpfw.35 S (f) немцы не строили. Около 60 танков превратили в артиллерийские тягачи, которые использовались для буксировки тяжёлых артиллерийских систем. Переделка была очень похожа на ту, которой подвергались учебные машины. Демонтировать с танка могли либо только башню, либо башню с подбашенной коробкой. Высвободившиеся башни использовались в качестве средств усиления оборонительных сооружений на Атлантическом валу.
К маю 1943 года во Франции находилось 67 Pz.Kpfw.35 S (f). Еще 43 использовалось в Югославии, 33 в Норвегии и два на советско-германском фронте. В 1941–42 годах эти машины хорошо показали себя в противопартизанских операциях, что предопределило их долгую службу в Югославии. Здесь танки действовали совместно с полицейскими формированиями, а также с частями СС. Судя по фотографиям, башня с одного из подбитых танков использовалась на бронепоезде усташей.
Правда, югославские партизаны постепенно обзаводились противотанковой артиллерией, и подбитые немецкие танки французского происхождения перестали быть редкостью. Как минимум один Pz.Kpfw.35 S (f) попал к партизанам в исправном состоянии. Его переделали под установку 6-фунтового (57-мм) орудия от бронеавтомобиля AEC Armored Car Mk.II, которые поставлялись англичанами. Это была самая мощная орудийная система, которая когда-либо ставилась на SOMUA S 35. Для такой серьёзной переделки пришлось существенно менять лобовую часть башни.
К моменту высадки союзных войск в Нормандии там находилось довольно большое количество Pz.Kpfw.35 S (f). Например, в 22-м танковом полку (бывшем 100-м), входившим в состав 21-й танковой дивизии, имелось 34 таких танка, из которых 23 были в рабочем состоянии. Ещё десять танков Pz.Kpfw.35 S (f). имелось в составе 205-го танкового батальона. Столько же танков находилось на вооружении 206-го танкового батальона, действовавшего в районе Шербура против американских частей.
К лету 1944 года Pz.Kpfw.35 S (f) уже явно устарел. Теоретически он мог с горем пополам сражаться против средних танков и оставался опасным противником для лёгких машин. Но на практике шансов как-то проявить себя в бою у этих танков не было. Уже к осени 1944 года на Западном фронте у немцев Pz.Kpfw.35 S (f) почти не осталось, все эти танки союзники либо уничтожили, либо захватили. Тем не менее отдельные машины использовались вплоть до весны 1945 года.
У новых и старых хозяев
Pz.Kpfw.35 S (f), как и другие трофейные танки, немцы передавали в армии союзников. В 1942 году два танка достались венграм, у которых они получили регистрационные номера H-034 и H-035. Использовались эти машины в противопартизанских акциях на территории Украины. Шесть штук в 1943 году оказались в болгарской армии, правда, спустя год они снова попали к немцам.
Итальянцы подняли вопрос о поставках Pz.Kpfw.35 S (f) в начале 1941 года. Французская машина их очень заинтересовала, поскольку явно превосходила средние итальянские танки Carro Armato M 13-40. Итальянцы рассчитывали получить 50 таких танков и некоторое число Renault R 35. Их планировалось свести в смешанный танковый полк.
В середине марта 1941 года немцы передали своим союзникам лишь 32 SOMUA S 35. В итальянской армии эти машины обозначались как Carro armato S.O.M.U.A. В сентябре 1941 года была подготовлена итальянская инструкция по эксплуатации машины. Танки получили регистрационные номера в интервалах 4401–4410, 4437–4439, 4549–4566, а также 4421 и 5145. Итальянской армии передали обычные SOMUA S 35 без немецких радиостанций и с прежними командирскими башенками. Эти танки просто отремонтировали и перекрасили.
В июле 1941 года танки были включены в состав 131-го полка, машины получили итальянский инструмент, и… И на этом моменте их служба как будто замерла. Планы отправить смешанный танковый полк в Северную Африку так и остались планами. Дело в том, что немцы отправили итальянцам сами танки, но не поставили запчасти, которых не хватало им самим. В результате из Carro armato S.O.M.U.A. получился классический «чемодан без ручки» — бросить жалко, а тащить тяжело. То есть вроде танки есть, а использовать их в боях нельзя, потому что нет запчастей. В конце 1941 года машины отправили в «ссылку» на остров Сардиния, где они так ни разу и не участвовали в бою. В 1943 году полк был расформирован.
После окончания боевых действий в июне 1940 года часть SOMUA S 35 осталась и в составе французских войск. Под предлогом защиты от войск антигитлеровской коалиции вишистское правительство смогло добиться разрешения о размещении на территории Сенегала 12-й Африканской отдельной шассёрской группы (12e GACA, 12e groupe autonome de chasseurs d’Afrique). В ноябре 1941 года туда втихую были доставлены 23 SOMUA S 35, которые удалось утаить от немцев. Позже 12-я GACA была переименована в 12-й Африканский шассёрский полк (12e RCA, 12e régiment de chasseurs d’Afrique), который более года тихо сидел на территории Сенегала.
Его час настал в начале 1943 года, когда французская метрополия была уже полностью оккупирована. К 20 февраля 1943 года танки полка включили в состав 19-й французской бронетанковой группы. Она получилась весьма разношерстной: здесь были также Valentine III, Light Tank M3 и GMC M10. В составе бригады SOMUA S 35 сражались вплоть до мая 1943 года. За это время четыре танка были безвозвратно потеряны. Вскоре французские экипажи получили новенькие Medium Tank M4A2, причём некоторые из них закрепили таблички с логотипом SOMUA на новые танки. С этими табличками танки с французскими экипажами высаживались в Нормандии.
По мере освобождения Франции многие Pz.Kpfw.35 S (f) снова оказывались в руках прежних хозяев. Кроме того, некоторое количество танков данного типа французам удалось утаить от оккупантов. 7 октября 1944 года возвращёнными французскими танками удалось укомплектовать целую воссозданную часть — 13-й драгунский полк. В его составе находился в том числе и эскадрон с 17 SOMUA S 35. Правда, первое время эскадрон под командованием капитана д'Абовилля дислоцировался в городе Коньяк и участия в боях не принимал.
В бой за порт Ла-Рошель французские кавалерийские танки пошли весной 1945 года. 14 апреля эскадрон атаковал Руайан на юге от Ла-Рошели. 14–20 апреля эскадрон вёл тяжёлые бои, потеряв два танка подорванными на противотанковых минах. Атака SOMUA S 35 помогла освободить город и захватить многочисленные трофеи. Следующей целью стал остров Олерон, куда четыре танка были высажены на плашкоутах 30 апреля. Поддержка оказалась действенной — десанту удалось захватить 50 орудий и 1,5 тысячи человек пленными. Эта высадка стала для SOMUA S 35 последней боевой операцией. В сентябре 1945 года эскадрон направился в оккупационную зону на территории Германии. Здесь подразделение находилось до апреля 1946 года, когда его расформировали.
Активная эксплуатация привела к тому, что до наших дней дожило всего четыре SOMUA S 35, причём все — в «онемеченной» версии Pz.Kpfw.35 S (f). Это легко можно понять по немецким антеннам. Лишь у танка, долгое время находившегося на Абердинском полигоне в США, не срезана командирская башенка. Впрочем, характерный антенный порт однозначно указывает на то, что и у этой машины за плечами есть и немецкий эпизод службы.
Источники и литература:
- SOMUA S 35, Pascal Danjou, TRACKSTORY №1, 2003
- Gli autoveicoli da combattimento dell'Esercito Italiano P.2 (1940-45), Nicola Pignato, Filippo Cappellano, SME, 2002, ISBN 88-87940-29-0
- Panzer Tracts 19-1 – Beute — Panzerkampfwagen Czech, Polish, And French Tanks Captured From 1939 To 1940, Thomas L. Jentz, Werner Regenberg, 2007, ISBN 0-9771643-7-3
- http://beutepanzer.ru
- Фотоархив автора
- Материалы ЦАМО РФ
Комментарии к данной статье отключены.