«Устаревший», «тихоходный», «интереса не представляет» – такими вполне оправданными эпитетами охарактеризовали Ju 87 советские авиационные специалисты из закупочной комиссии И. Ф. Тевосяна во время пребывания в Германии осенью 1939 года. Но при надёжном прикрытии истребителями и слабости зенитных средств противника эти самолёты благодаря низкой скорости и способности к отвесному пикированию демонстрировали великолепную точность бомбометания. Поэтому воющие сиренами «Штуки», действующие в тесном контакте с наземными войсками, стали воздушной артиллерией для рвущихся вперёд танковых клиньев. А самолёты модификаций B и R, бывшие героями стремительных прорывов в Польше, Франции, на Балканах и в России и сошедшие со сцены прежде чем в войне наступил перелом, стали настоящим символом германского блицкрига.
Первые Ju 87A («Антон») начали поступать в строевые части весной 1937 года, и к началу Второй мировой войны уже были выведены в учебные части. В бой вступили самолёты модификации Ju 87B («Берта»), серийное производство которой началось во второй половине 1938 года. Предсерийные Ju 87B-0 получили четырёхцветный серо-зелёно-коричнево-голубой камуфляж образца 1936 года, а самолёты массовой серии несли более простую трёхцветную окраску, на которую люфтваффе перешли в 1937–38 гг. Верхние и боковые поверхности были окрашены в два цвета, чёрно-зелёный RLM 70 Schwarzgrün и тёмно-зелёный RLM 71 Dunkelgrün, подбиравшиеся под тёмные хвойные леса и светлые луга Германии и Центральной Европы. Нижние поверхности оставались голубыми RLM 65 Hellblau под цвет неба.
В период между Мюнхенским кризисом и вторжением в Польшу в германской авиации произошли некоторые изменения в стандартах нанесения опознавательных знаков и тактических обозначений, но мы остановимся только на итоговом варианте 1939 года.
Все боевые самолёты в качестве основных опознавательных знаков несли тот же «прямой» крест, или «балкенкройц» (balkenkreuz), что использовался в последние месяцы Первой мировой, с добавлением к ним совсем тонких чёрных уголков-окантовок. На фюзеляже они располагались посередине между крылом и оперением, а на крыле – на самых законцовках. Посередине вертикального оперения располагалась чёрная свастика с тонкой белой окантовкой.
У одноместных истребителей была своя система обозначений, а все остальные самолёты несли на фюзеляже код из четырёх символов вида XX+YZ, где XX – это код эскадры, Z – код подразделения в составе эскадры, а Y – идентификационная буква самолёта в составе подразделения. Поскольку чёрные коды на тёмном камуфляже были плохо заметны, то для нанесения индивидуальной буквы использовали «приборный цвет» подразделения: зелёный (реже синий) для штабного звена и белый, красный и жёлтый для 1-го, 2-го и 3-го штаффеля (эскадрильи) в составе группы. В тот же цвет красили и часть кока – чаще всего его отъёмную часть, реже самый кончик, или полосу посередине. Хоть это и не было предписано стандартом, «индивидуальную» букву бортового кода часто повторяли на верхних и нижних поверхностях крыла.
Принадлежность к части или подразделению также неофициально обозначалась эмблемой, которая обычно располагалась на фюзеляже перед козырьком кабины, хотя иногда встречались и другие варианты (на обтекателе шасси или на борту кабины).
1-я эскадра пикирующих бомбардировщиков в самом начале войны обозначала штабные самолёты не уставным зелёным цветом, а тонкой полосой на фюзеляже. Цвет этой полосы, а также индивидуальной кодовой буквы и кока зависел от номера группы (белый, красный и жёлтый для 1-й, 2-й и 3-й). Но к началу следующего года от этой практики отказались, а эмблему группы перенесли под козырёк кабины.
По опыту польской кампании было решено во избежание потерь от дружественного зенитного огня увеличить заметность опознавательных знаков, и в октябре 1939 года вышел приказ, уточнявший стандарты их нанесения: кресты на фюзеляже и нижних поверхностях изменили пропорции (увеличилась ширина белых уголков), при этом размеры и расположение фюзеляжного знака остались без изменения, а крыльевой был значительно увеличен в размерах и перенесён на середину консоли. Начертание крестов на верхних поверхностях осталось прежним, но и они были перенесены с законцовок примерно на середину полуразмаха. Изменила своё положение и свастика: её предписывалось наносить только на киль без захода на руль поворота.
В строевых частях кресты быстро перекрасили в соответствии с новыми стандартами, но перенос свастики посчитали менее важным, и обычно выполняли его только в процессе ремонта или обновления окраски.
Одновременно с изменением опознавательных знаков были уточнены и стандарты тактических обозначений: теперь их необходимо было наносить не только на фюзеляж, но и на нижние поверхности крыла по две буквы на консоль, располагая их по обе стороны крестов. Однако на пикирующих бомбардировщиках такая система не прижилась, и самолёты продолжали маркироваться только персональной кодовой буквой, причём на верхних поверхностях тоже. На многих самолётах эта буква повторялась и на передней поверхности обтекателей колёс шасси. На отдельных машинах «колёсную букву» рисовали не спереди, а сбоку и достаточно большого размера. Иногда встречались и одно- или двухзначные номера на «лаптях» и/или носу самолёта. Обычно они были признаками тренировочных самолётов, но изредка встречались и в боевых подразделениях.
В октябре 1939 года также были введены (точнее, возвращены в изменённом виде) четырёхбуквенные заводские коды на фюзеляже и нижних поверхностях крыла, которые все самолёты получали в процессе производства. По прибытии в боевую часть их необходимо было заменить на тактические обозначения, но это не всегда делали своевременно и в полном объёме. Поэтому в бой иногда летали самолёты с полными заводскими обозначениями, а также машины с боевыми кодами на фюзеляже и заводскими на крыле.
В начале 1940 года в серию пошла модификация Ju 87R («Рихард» или «Рудольф»). Это был тот же Ju 87B, но с увеличенной ёмкостью бензобаков и возможностью подвески двух дополнительных сбрасываемых баков под крылом. Полной смены моделей ни в производстве, ни тем более в строю не произошло, и обе модификации использовались параллельно.
В истребительной авиации Германии зимой 1939–40 гг. началось введение нового камуфляжа, а летом 1940 стали появляться первые элементы быстрого опознавания. Подразделения пикировщиков этот процесс до поры не затрагивал, но когда в январе 1941 года на Средиземное море отправили две группы Ju 87, самолёты получили только что введённую в итальянских ВВС белую полосу на фюзеляже. Эта полоса была достаточно широкой и располагалась аккурат под фюзеляжным крестом. Весной того же года появились и первые по-настоящему бросающиеся в глаза изменения внешнего вида Ju 87: жёлтая окраска носов, рулей поворота и законцовок крыла самолётов, задействованных в операциях «Марита» и «Меркурий» по захвату Греции, Югославии и Крита.
Но слишком яркие обозначения – тоже плохо, и когда в июне 1941 года в преддверии начала операции «Барбаросса» вводились идентификационные обозначения самолётов восточного фронта, остановились на жёлтой полосе на фюзеляже перед оперением и жёлтыми законцовками нижней поверхности крыла. На самолётах других типов в жёлтый цвет красили ещё низ носовой части, но для Ju 87 это не было характерно.
Одновременно для средиземноморского ТВД были приняты аналогичные обозначения белого цвета, но на африканских «Штуках», переброшенных с восточного фронта или ранее участвовавших в балканской кампании, законцовки крыла могли сохранять жёлтый цвет.
Германское командование изначально не планировало воевать в Африке, поэтому разработка специального тропического камуфляжа началась уже постфактум. К весне 1941 года эта работа была закончена, и в апреле были введены три новые краски: песочно-жёлтая RLM 79 Sandgelb, зелёная RLM 80 Olivegrün и голубая RLM 78 Himmelblau, более тёмная, чем стандартная RLM 65. Базовая тропическая окраска состояла из песочных верхних и боковых поверхностей и голубых нижних, а пятна зелёного цвета должны были наносить (или не наносить) непосредственно в частях в соответствии с особенностями района базирования.
На практике оказалось, что поспешно принятые без должных испытаний краски не оправдывают ожиданий, и в 1942 году под прежними номерами стали использовать более тёмную песочную RLM 79 Sandbraun и более светлую RLM 78.
Самолёты, которые попадали в Африку в европейском камуфляже, перекрашивались непосредственно в частях, и для экономии материалов и времени механики могли не смывать прежнее лакокрасочное покрытие, как предписывала инструкция, а накрасить пятна или полосы RLM 79 поверх европейского зелёно-зелёного камуфляжа.
В первые две военные зимы активных боевых действий не велось, поэтому все самолёты довольствовались стандартной окраской, а в конце 1941 года для восточного фронта было введено белое легкосмываемое (а потому нестойкое) покрытие верхних и боковых поверхностей. Самолёты в частях выглядели, в зависимости от продолжительности эксплуатации, от практически идеально белых до очень сильно «обшарпанных» – практически аналогичная картина в первые две военные зимы наблюдалась по другую сторону фронта, в частях советских ВВС.
В самом начале 1942 года на фронт начали поступать самолёты модификации Ju 87D («Дора»), и к концу года «Берты» и «Рихарды» практически исчезли из боевого состава, сохранившись лишь на Крайнем Севере, где и использовались до июня 1943 года.
Рисунки Михаила Быкова
Комментарии к данной статье отключены.