Стремительное наступление Красной армии в 1944–1945 гг. возродило интерес к плавающим танкам, который был практически утрачен с потерей предвоенного парка амфибий в первый год войны. Выяснилось, что при высоких темпах наступления сапёры попросту не успевают за передовыми частями, в итоге пехота форсирует водные преграды на подручных средствах, оставаясь без поддержки бронетехники.

С завершением Второй мировой войны проблема осталась актуальной, так как началась Холодная война, и наиболее вероятным театром военных действий по-прежнему оставалась Европа с развитой сетью водных преград, поэтому разработка плавающих танков была среди приоритетных задач оборонной промышленности. После нескольких неудачных конструкций, которые не были приняты на вооружение, ВНИИ-100 удалось разработать машину, которая устроила бы военных. В 1951 году танк, получивший индекс ПТ-76 (плавающий танк с 76-мм орудием), пошёл в серию.

Это была машина с массой 14,5 тонн, вооружённая 76-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулемётом, вместо традиционных гребных винтов оснащённая двумя водомётами в качестве движителя. Танк выпускался до 1967 года, было изготовлено более 3000 экземпляров. Машина поставлялась на экспорт в три десятка стран мира и кое-где ещё стоит на вооружении. В России ПТ-76 постепенно был вытеснен из армии широким развитием класса БМП, но на данный момент ещё около 150 машин находятся на базах хранения.