При упоминании поставок в Советский Союз по программе ленд-лиза первое, что вспоминается большинству, — это полярные конвои, идущие в порты Мурманска и Архангельска сквозь непогоду и завесы подлодок кригсмарине и пикировщиков люфтваффе. Так было, и действительно самый короткий маршрут ленд-лиза был самым трудным и самым героическим. Однако по нему прошло менее четверти объёма поставок, в то время как более длинные и менее опасные маршруты через Тихий океан или вокруг Африки через Персидский залив и Иран остаются в тени.
Ниже приведены кадры хроники, снятые англичанами в Иране. Обойдя Африку с юга, транспорты разгружались в портах Персидского залива, а затем через Ирак и Иран грузы доставлялись в советское Закавказье и Нижнее Поволжье. Чтобы обезопасить трассу поставки и увеличить её пропускную способность, СССР и Великобритания оккупировали Иран и построили шоссейные и железные дороги.
В белых, залитых солнцем кадрах видна работа тех, кого обычно и не вспоминают при рассказах о событиях Второй мировой — иранских портовых грузчиков и машинистов паровозов, за которыми наблюдает часовой-гуркх с кукри в руках. Примечательны надписи мелом на железнодорожных вагонах — пожелания британских союзников, намекающие на советский герб: «Up the Rouskis! Hummer and Sickle'em!» — «Давайте, русские! Молотите и жните их!»
Комментарии к данной статье отключены.