«Наполеон Первый» для Наполеона Третьего
Гребной винт был впервые использован на капитальном корабле в 1852 году, когда в составе французского военно-морского флота появился 90-пушечный линкор Napoleon. Именно он стал первым винтовым паровым линейным кораблём в мире.
До внедрения винтовой силовой установки в 1850-х годах на военных паровых кораблях использовали гребное колесо. Эта компоновка имела несколько явных недостатков. Во-первых, размер колеса уменьшил количество орудий, которые можно было установить. Во-вторых, выстрел из вражеской пушки мог легко вывести колесо из строя, что сделало его уязвимой целью при атаке. Требовались новые технологии, чтобы уберечь движущую силу линкора от опасности. Именно изобретение винтового движителя сделало боевые корабли с паровой тягой практичными — теперь орудийный огонь ничем не затруднялся, а подводный винт был хорошо защищён. Винт стал радикальным шагом вперёд и положил начало одной из крупнейших гонок вооружений в истории военно-морского флота.
Франция и Великобритания были двумя главными морскими державами того времени и всегда стремились к военно-морскому технологическому преимуществу над соперником. В течение следующего десятилетия во Франции и Великобритании было построено не менее ста деревянных паровых линкоров. Спущенный на воду в 1850 году, Napoleon был головным кораблём класса из девяти французских линкоров, построенных за десять лет под надзором морского конструктора Станисласа-Анри-Лорана Дюпюи де Лома.
В 1852 году, во время Крымской войны, конструкция линкора Napoleon привлекла внимание всего мира. Энергия пара и большой возимый запас угля давали боевым кораблям новые тактические и стратегические возможности. При этом силовая установка создавала проблемы с обслуживанием (характерные для большинства ранних механизмов с зубчатой передачей) и в итоге была заменена на новую паровую машину с прямым приводом.
К середине XIX века линейные корабли, сделанные из дерева и оснащённые паровыми двигателями, стали доминирующим классом военно-морских сил мира. В 1820-30-х годах паровые двигатели были опробованы на буксирах, канонерских лодках и шлюпах. К 1840-м годам появились более крупные двигатели, пригодные для использования на кораблях среднего размера, таких как фрегаты. В 1850-е годы паровые деревянные корабли сочетали свои паровые машины с парусным вооружением на случай, если закончится уголь.
В конце 1830-х годов винтовой движитель привлёк внимание военных моряков не только в Великобритании и Франции, но и в США, где проводились эксперименты. Американский USS Princeton строился одновременно с британским HMS Rattler — оба корабля были шлюпами, и их военно-морские ведомства считали, что они хорошо справляются со своими задачами. В 1845 году Франция вырвалась вперёд, выпустив первый винтовой паровой фрегат — Pomone. К концу десятилетия и Великобритания, и Франция строили линейные корабли с паровой тягой, а США несколько отставали.
В 1850 году британское Адмиралтейство решило больше не строить парусные военные корабли, и правительство выделило 100 000 фунтов стерлингов на оборудование для нового парового боевого флота. Большинству военно-морских флотов мира пришлось последовать примеру британцев. Всего Великобритания переоборудовала в паровые 41 линейный парусный корабль и построила 18 новых. Франция отстала, переоборудовав в паровые только 28 кораблей и построив ещё 10.
Комментарии к данной статье отключены.