Промышленная революция XIX века во многом опиралась на нескончаемый поток ресурсов, поступавших в Европу из колоний и заморских стран. «Артериями», питавшими мануфактуры и фабрики, были морские пути — обеспечение их безопасности стало для государств Старого Света жизненно важной задачей. Опыт многолетних войн показал, что самой уязвимой частью торговых путей являются европейские воды. Тот, кто обеспечил себе господство на море в Европе, мог надёжно защитить и свои берега, и свою торговлю. В то же время морское могущество позволяло не гоняться по всему миру за каперами врага, а заблокировать его гавани и уничтожить его морские базы в метрополии. Именно поэтому главной ударной силой флотов великих держав были многопушечные парусные линейные корабли.
После изобретения парового двигателя начался процесс замены парусных линкоров на паровые винтовые. Новые корабли строились уже с паровыми силовыми установками, а старые постепенно перестраивались под новый стандарт. Другими детищами прогресса стали бомбические пушки, стрелявшие разрывными бомбами, а также нарезные орудия.
Крымская война 1853–1856 годов наглядно показала не только достоинства, но и недостатки новых линкоров. Паровой линейный корабль больше не зависел от ветра, но его деревянный корпус был уязвим перед бомбами. Ещё во время войны французы построили и использовали в бою деревянные паровые плавучие батареи, защищённые пластинами железной брони. Оставалось перенести удачный опыт на линейные корабли.
Взяв за основу удачный винтовой линкор типа «Наполеон», французский инженер Дюпюи де Лом спроектировал первый в мире мореходный броненосец «Gloire». Корабль был закончен в 1860 году, а уже в следующем году Великобритания ответила на вызов извечных конкурентов введением в строй броненосца «Warrior». Первый британский броненосец был, скорее, бронированной версией фрегата, зато наглядно продемонстрировал промышленное превосходство англичан.
В новом типе корабля французы увидели шанс вырвать у Англии титул «Владычицы морей». В Европе началась гонка морских вооружений. Первое поколение новых линейных кораблей принято называть батарейными броненосцами — их основное вооружение всё ещё составляли десятки бомбических пушек, размещённых на сплошной батарейной палубе, а вся надводная часть корпуса была покрыта железной бронёй толщиной около 100 мм. В среднем, водоизмещение таких кораблей составляло около 6000 т, их корпуса строились из дерева или железа. Ввиду неэкономичности и малой надёжности тогдашних паровых машин броненосцы продолжали нести полное парусное вооружение.
Каждый корабль — это компромисс между мореходностью, дальностью плавания, вооружением, защитой и ценой. Каждая из стран решала, какие характеристики для неё важнее. Небольшие европейские государства вроде Нидерландов или Дании не могли, да и не стремились построить армаду огромных океанских броненосцев, но охранять свои берега им тоже было нужно.
Отказавшись от мореходности и автономности, можно было построить корабль меньших размеров и стоимости — при этом он должен был сражаться со стандартным батарейным броненосцем. На помощь вновь пришёл технический прогресс, а именно — изобретение вращающейся бронированной башни и дальнейшее улучшение нарезных пушек. Поместив в башню одну или две крупнокалиберные нарезные пушки, создатели класса броненосцев береговой обороны разом решили и оборонительные, и наступательные задачи. Новые пушки успешно пробивали броню батарейных броненосцев, а на башню можно было навесить более толстую броню. Новый корабль не мог пересечь океан и разрушить вражеский прибрежный город, но был вполне способен защитить от такой бомбардировки. Особенную известность башенным броненосцам принесли американские мониторы времён Гражданской войны в США 1861–1865 годов.
Франция и Англия сами поспешили обзавестись башенными броненосцами для действий в европейских водах. Затем британцы попробовали применить башни на океанском линкоре. В итоге был избран путь улучшения больших мореходных броненосцев. Вместо того, чтобы покрывать весь борт бронёй в 100–120 мм, решили защищать только самые важные части, но увеличить толщину до 200 мм и более. Вместо множества пушек среднего калибра в центральную часть батареи стали устанавливать несколько более крупных нарезных пушек (эта часть называлась казематом и тоже защищалась бронёй). Новый тип линкора получил название казематного броненосца.
В отличие от британцев, французы сделали ставку не на казематы с их ограниченными углами стрельбы пушек, а на так называемые барбеты (площадки, обеспечивавшие круговое вращение установленных на них орудий). Вокруг барбета сооружалась круговая защитная бронестенка. Таким образом, барбет обеспечивал меньшую защиту, чем башня и каземат, но ввиду меньшего веса мог устанавливаться на верхней палубе больших мореходных броненосцев. Такие линкоры стали называть барбетными броненосцами.
При создании материала были использованы фотографии из архивов министерств обороны США, Германии, Великобритании, Франции, Италии, Японии и России.
Если фон фотографий создаёт помехи для чтения справочной информации к фотографиям, можно навести на текст курсор мыши — это затемнит подложку подписи.
Промышленная революция XIX века во многом опиралась на нескончаемый поток ресурсов, поступавших в Европу из колоний и заморских стран. «Артериями», питавшими мануфактуры и фабрики, были морские пути — обеспечение их безопасности стало для государств Старого Света жизненно важной задачей. Опыт многолетних войн показал, что самой уязвимой частью торговых путей являются европейские воды. Тот, кто обеспечил себе господство на море в Европе, мог надёжно защитить и свои берега, и свою торговлю. В то же время морское могущество позволяло не гоняться по всему миру за каперами врага, а заблокировать его гавани и уничтожить его морские базы в метрополии. Именно поэтому главной ударной силой флотов великих держав были многопушечные парусные линейные корабли.
После изобретения парового двигателя начался процесс замены парусных линкоров на паровые винтовые. Новые корабли строились уже с паровыми силовыми установками, а старые постепенно перестраивались под новый стандарт. Другими детищами прогресса стали бомбические пушки, стрелявшие разрывными бомбами, а также нарезные орудия.
Крымская война 1853–1856 годов наглядно показала не только достоинства, но и недостатки новых линкоров. Паровой линейный корабль больше не зависел от ветра, но его деревянный корпус был уязвим перед бомбами. Ещё во время войны французы построили и использовали в бою деревянные паровые плавучие батареи, защищённые пластинами железной брони. Оставалось перенести удачный опыт на линейные корабли.
Взяв за основу удачный винтовой линкор типа «Наполеон», французский инженер Дюпюи де Лом спроектировал первый в мире мореходный броненосец «Gloire». Корабль был закончен в 1860 году, а уже в следующем году Великобритания ответила на вызов извечных конкурентов введением в строй броненосца «Warrior». Первый британский броненосец был, скорее, бронированной версией фрегата, зато наглядно продемонстрировал промышленное превосходство англичан.
В новом типе корабля французы увидели шанс вырвать у Англии титул «Владычицы морей». В Европе началась гонка морских вооружений. Первое поколение новых линейных кораблей принято называть батарейными броненосцами — их основное вооружение всё ещё составляли десятки бомбических пушек, размещённых на сплошной батарейной палубе, а вся надводная часть корпуса была покрыта железной бронёй толщиной около 100 мм. В среднем, водоизмещение таких кораблей составляло около 6000 т, их корпуса строились из дерева или железа. Ввиду неэкономичности и малой надёжности тогдашних паровых машин броненосцы продолжали нести полное парусное вооружение.
Каждый корабль — это компромисс между мореходностью, дальностью плавания, вооружением, защитой и ценой. Каждая из стран решала, какие характеристики для неё важнее. Небольшие европейские государства вроде Нидерландов или Дании не могли, да и не стремились построить армаду огромных океанских броненосцев, но охранять свои берега им тоже было нужно.
Отказавшись от мореходности и автономности, можно было построить корабль меньших размеров и стоимости — при этом он должен был сражаться со стандартным батарейным броненосцем. На помощь вновь пришёл технический прогресс, а именно — изобретение вращающейся бронированной башни и дальнейшее улучшение нарезных пушек. Поместив в башню одну или две крупнокалиберные нарезные пушки, создатели класса броненосцев береговой обороны разом решили и оборонительные, и наступательные задачи. Новые пушки успешно пробивали броню батарейных броненосцев, а на башню можно было навесить более толстую броню. Новый корабль не мог пересечь океан и разрушить вражеский прибрежный город, но был вполне способен защитить от такой бомбардировки. Особенную известность башенным броненосцам принесли американские мониторы времён Гражданской войны в США 1861–1865 годов.
Франция и Англия сами поспешили обзавестись башенными броненосцами для действий в европейских водах. Затем британцы попробовали применить башни на океанском линкоре. В итоге был избран путь улучшения больших мореходных броненосцев. Вместо того, чтобы покрывать весь борт бронёй в 100–120 мм, решили защищать только самые важные части, но увеличить толщину до 200 мм и более. Вместо множества пушек среднего калибра в центральную часть батареи стали устанавливать несколько более крупных нарезных пушек (эта часть называлась казематом и тоже защищалась бронёй). Новый тип линкора получил название казематного броненосца.
В отличие от британцев, французы сделали ставку не на казематы с их ограниченными углами стрельбы пушек, а на так называемые барбеты (площадки, обеспечивавшие круговое вращение установленных на них орудий). Вокруг барбета сооружалась круговая защитная бронестенка. Таким образом, барбет обеспечивал меньшую защиту, чем башня и каземат, но ввиду меньшего веса мог устанавливаться на верхней палубе больших мореходных броненосцев. Такие линкоры стали называть барбетными броненосцами.
При создании материала были использованы фотографии из архивов министерств обороны США, Германии, Великобритании, Франции, Италии, Японии и России.
Если фон фотографий создаёт помехи для чтения справочной информации к фотографиям, можно навести на текст курсор мыши — это затемнит подложку подписи.
Комментарии к данной статье отключены.