«Рыцарская эпоха» войны на море, когда ярко раскрашенные парусные корабли сходились на расстояние пистолетного выстрела и громили друг друга из пушек в упор, канула в Лету вместе с появлением броненосцев и контактных взрывателей. Прогресс в очередной раз погубил романтику, если о таковой вообще можно говорить применительно к войне. Увеличение дальности боя с нескольких десятков или сотен метров до миль и десятков миль незамедлительно вскрыло проблему визуального обнаружения вражеского корабля во время прицеливания. В свою очередь, «мишень» должна была максимально сливаться с непрестанно меняющейся поверхностью моря.
На закате эпохи броненосцев (первые годы ХХ века) с этой задачей вполне справлялась однородная шаровая окраска. Когда же над океанскими просторами загремели сверхмощные орудия линкоров, а под водой понеслись корсары нового времени – субмарины – задача многократно усложнилась. Чтобы решить новую проблему, на помощь морякам пришли оптики, художники и… зоологи. Пионером в этом деле стал британский военно-морской офицер (и, вместе с тем, неплохой живописец) Норман Уилкинсон, который, сотрудничая с зоологом Джоном Грэхэмом Керром, создал первый морской камуфляж «раздробляющего» типа. Теперь борта кораблей стали краситься в паттерны ломаных полос. Для людей непосвященных они выглядели нелепо, но для перископа подводной лодки и прицельных приспособлений корабельной артиллерии новая боевая раскраска оказалась «крепким орешком» – цель буквально «распадалась на части», затрудняя не только прицеливание, но и просто определение направления ее движения.
В годы Первой мировой войны воюющие флоты опробовали множество вариантов камуфляжа. Все они имели свои недостатки и достоинства, не став, однако, панацеей – системы наведения становились всё совершеннее. Тем не менее, на дальних и средних дистанциях камуфляж смог «украсть», в среднем, около 5-7% попаданий. Попытки же возродить морской камуфляж во время Второй мировой войны и после нее большого успеха не принесли. Радиодальномеры, радары, совершенная гидроакустика, а также активное участие в морской войне авиации почти полностью нивелировали преимущества морского камуфляжа. И в самом деле, какая разница, как окрашена цель при стрельбе километров на 20-30 за горизонт? Тем не менее, всё новые попытки совершить прорыв в этом направлении предпринимаются и в наши дни.
Живописное изображение британского транспорта «Альзатиан», который первым вышел в море в камуфляжной раскраске
nlo-mir.ru
Черно-белые фото времен Первой мировой войны не вполне передают вид тогдашнего морского камуфляжа, в котором сочетались самые разные цвета: зеленый, оранжевый, синий
nlo-mir.ru
Выгоды новой раскраски осознали почти везде. Например, в Германии…
nlo-mir.ru
…и в России
nlo-mir.ru
Британский линкор «Малайя», каким увидел его «отец» корабельного камуфляжа Норман Уилкинсон
Imperial War Museums
Новая окраска получила шутливое название «дазл» (от английского «razzle dazzle» – суматоха), а корабли, раскрашенные таким образом, стали называться «dazzle ships». На фото – лайнер «Мавритания»
lki.ru
Таким образом выглядел Ливерпульский док по мнению известного художника-абстракциониста Эдварда Александра Водсворта, который также внес вклад в разработку маскирующей окраски судов
en.wikipedia.org
Новая окраска получила шутливое название «дазл» (от английского «razzle dazzle» – суматоха), а корабли, раскрашенные таким образом, стали называться «dazzle ships». На фото – лайнер «Мавритания»
lki.ru
Трансатлантический лайнер «Олимпик» в гавани Галифакса. Картина Артура Лисмера
civilization.ca
Корабли окрашивались в самые разные паттерны, в том числе, шевронами разных цветов – как, например, у американского линкора «Небраска» (на фото)
en.wikipedia.org
Французский крейсер «Ля Глуар» напротив, нес продольные полосы (окраска 1937 года)
surcouf.livejournal.com
С появлением в Первой мировой войне авианосцев камуфлированию стали подвергать и их. На фото – американский авианосец «Аргус» в раскраске типа «зебра»
re-actor.net
Войсковой транспорт ВМС США «Покахонтас» (реквизированный германский корабль «Принцесса Ирен») в «оскольчатом» камуфляже
re-actor.net
Другой вариант «оскольчатого» камуфляжа на бортах американского линкора «Нью-Джерси»
re-actor.net
Австралийцы встречают транспорт в гавани Оутер-Харбор. Судно несет на себе линейную окраску «зебра»
re-actor.net
Простейший шевронный камуфляж на британском катере «Монитор» (находится в доке Портсмута)
rostblog.ru
Во время Второй мировой войны камуфляжная раскраска уже не была столь же эффективной, как раньше. Тем не менее, для малых судов, рассчитанных на непосредственный контакт с противником, она играла важную роль. На фото – советский эсминец «Грозный» (паттерн раскраски состоял из черных, белых и серо-зеленых полос), 1942 год
wunderwafe.ru
Продолжали окрашивать корабли и в Британии. Один из таких примеров – крейсер «Белфаст», который теперь находится на вечной стоянке неподалеку от Лондонского Тауэра
en.wikipedia.org
В Италии также продолжались опыты по оптическому размыванию силуэта корабля. На фото – линкор «Рома» в гавани Таранто, 1942 год
waralbum.ru
Против атак с воздуха камуфляж не был надежной защитой. Например, специальная раскраска не спасла эскортный авианосец «Сент-Ло» от роковых ударов японских камикадзе 25 октября 1944 года
vikond65.livejournal.com
Закамуфлированный боевой корабль ВМФ Швеции
imgur.com
Советский крейсер «Молотов» нес собственную уникальную раскраску
tsushima.su
Американский десантный корабль LCI-772 в пятнистом камуфляже, 1945 год. Десантные корабли часто входили в зону действия береговой артиллерии противника, что делало их защитную окраску важным фактором выживания
waralbum.ru
В настоящее время эксперименты по камуфлированию боевых кораблей продолжаются. На фото – перспективный норвежский ракетный корабль «Скйольд»
korabley.net
Используют камуфляжную раскраску и в Индонезии. На фото – патрульный катер индонезийских ВМС
en.wikipedia.org
Классический «даззл» оказался востребованным даже для кораблей, построенных по технологии «Стелс» – например, для шведского корвета «Хельсингборг» (тип «Визби»)
Gotska Sandon
Не забывают «даззл» и при покраске обычных боевых единиц ВМФ США: корабль береговой обороны «Фридом» покрыт паттерном типичного творения Нормана Уилкинсона. Хотя стоит отметить еще раз, что важность камуфляжной раскраски значительно снизилась уже к началу Второй мировой войны
navy.mil
«Рыцарская эпоха» войны на море, когда ярко раскрашенные парусные корабли сходились на расстояние пистолетного выстрела и громили друг друга из пушек в упор, канула в Лету вместе с появлением броненосцев и контактных взрывателей. Прогресс в очередной раз погубил романтику, если о таковой вообще можно говорить применительно к войне. Увеличение дальности боя с нескольких десятков или сотен метров до миль и десятков миль незамедлительно вскрыло проблему визуального обнаружения вражеского корабля во время прицеливания. В свою очередь, «мишень» должна была максимально сливаться с непрестанно меняющейся поверхностью моря.
На закате эпохи броненосцев (первые годы ХХ века) с этой задачей вполне справлялась однородная шаровая окраска. Когда же над океанскими просторами загремели сверхмощные орудия линкоров, а под водой понеслись корсары нового времени – субмарины – задача многократно усложнилась. Чтобы решить новую проблему, на помощь морякам пришли оптики, художники и… зоологи. Пионером в этом деле стал британский военно-морской офицер (и, вместе с тем, неплохой живописец) Норман Уилкинсон, который, сотрудничая с зоологом Джоном Грэхэмом Керром, создал первый морской камуфляж «раздробляющего» типа. Теперь борта кораблей стали краситься в паттерны ломаных полос. Для людей непосвященных они выглядели нелепо, но для перископа подводной лодки и прицельных приспособлений корабельной артиллерии новая боевая раскраска оказалась «крепким орешком» – цель буквально «распадалась на части», затрудняя не только прицеливание, но и просто определение направления ее движения.
В годы Первой мировой войны воюющие флоты опробовали множество вариантов камуфляжа. Все они имели свои недостатки и достоинства, не став, однако, панацеей – системы наведения становились всё совершеннее. Тем не менее, на дальних и средних дистанциях камуфляж смог «украсть», в среднем, около 5-7% попаданий. Попытки же возродить морской камуфляж во время Второй мировой войны и после нее большого успеха не принесли. Радиодальномеры, радары, совершенная гидроакустика, а также активное участие в морской войне авиации почти полностью нивелировали преимущества морского камуфляжа. И в самом деле, какая разница, как окрашена цель при стрельбе километров на 20-30 за горизонт? Тем не менее, всё новые попытки совершить прорыв в этом направлении предпринимаются и в наши дни.
Живописное изображение британского транспорта «Альзатиан», который первым вышел в море в камуфляжной раскраске
nlo-mir.ru
Черно-белые фото времен Первой мировой войны не вполне передают вид тогдашнего морского камуфляжа, в котором сочетались самые разные цвета: зеленый, оранжевый, синий
nlo-mir.ru
Выгоды новой раскраски осознали почти везде. Например, в Германии…
nlo-mir.ru
…и в России
nlo-mir.ru
Британский линкор «Малайя», каким увидел его «отец» корабельного камуфляжа Норман Уилкинсон
Imperial War Museums
Новая окраска получила шутливое название «дазл» (от английского «razzle dazzle» – суматоха), а корабли, раскрашенные таким образом, стали называться «dazzle ships». На фото – лайнер «Мавритания»
lki.ru
Таким образом выглядел Ливерпульский док по мнению известного художника-абстракциониста Эдварда Александра Водсворта, который также внес вклад в разработку маскирующей окраски судов
en.wikipedia.org
Новая окраска получила шутливое название «дазл» (от английского «razzle dazzle» – суматоха), а корабли, раскрашенные таким образом, стали называться «dazzle ships». На фото – лайнер «Мавритания»
lki.ru
Трансатлантический лайнер «Олимпик» в гавани Галифакса. Картина Артура Лисмера
civilization.ca
Корабли окрашивались в самые разные паттерны, в том числе, шевронами разных цветов – как, например, у американского линкора «Небраска» (на фото)
en.wikipedia.org
Французский крейсер «Ля Глуар» напротив, нес продольные полосы (окраска 1937 года)
surcouf.livejournal.com
С появлением в Первой мировой войне авианосцев камуфлированию стали подвергать и их. На фото – американский авианосец «Аргус» в раскраске типа «зебра»
re-actor.net
Войсковой транспорт ВМС США «Покахонтас» (реквизированный германский корабль «Принцесса Ирен») в «оскольчатом» камуфляже
re-actor.net
Другой вариант «оскольчатого» камуфляжа на бортах американского линкора «Нью-Джерси»
re-actor.net
Австралийцы встречают транспорт в гавани Оутер-Харбор. Судно несет на себе линейную окраску «зебра»
re-actor.net
Простейший шевронный камуфляж на британском катере «Монитор» (находится в доке Портсмута)
rostblog.ru
Во время Второй мировой войны камуфляжная раскраска уже не была столь же эффективной, как раньше. Тем не менее, для малых судов, рассчитанных на непосредственный контакт с противником, она играла важную роль. На фото – советский эсминец «Грозный» (паттерн раскраски состоял из черных, белых и серо-зеленых полос), 1942 год
wunderwafe.ru
Продолжали окрашивать корабли и в Британии. Один из таких примеров – крейсер «Белфаст», который теперь находится на вечной стоянке неподалеку от Лондонского Тауэра
en.wikipedia.org
В Италии также продолжались опыты по оптическому размыванию силуэта корабля. На фото – линкор «Рома» в гавани Таранто, 1942 год
waralbum.ru
Против атак с воздуха камуфляж не был надежной защитой. Например, специальная раскраска не спасла эскортный авианосец «Сент-Ло» от роковых ударов японских камикадзе 25 октября 1944 года
vikond65.livejournal.com
Закамуфлированный боевой корабль ВМФ Швеции
imgur.com
Советский крейсер «Молотов» нес собственную уникальную раскраску
tsushima.su
Американский десантный корабль LCI-772 в пятнистом камуфляже, 1945 год. Десантные корабли часто входили в зону действия береговой артиллерии противника, что делало их защитную окраску важным фактором выживания
waralbum.ru
В настоящее время эксперименты по камуфлированию боевых кораблей продолжаются. На фото – перспективный норвежский ракетный корабль «Скйольд»
korabley.net
Используют камуфляжную раскраску и в Индонезии. На фото – патрульный катер индонезийских ВМС
en.wikipedia.org
Классический «даззл» оказался востребованным даже для кораблей, построенных по технологии «Стелс» – например, для шведского корвета «Хельсингборг» (тип «Визби»)
Gotska Sandon
Не забывают «даззл» и при покраске обычных боевых единиц ВМФ США: корабль береговой обороны «Фридом» покрыт паттерном типичного творения Нормана Уилкинсона. Хотя стоит отметить еще раз, что важность камуфляжной раскраски значительно снизилась уже к началу Второй мировой войны
navy.mil
Комментарии к данной статье отключены.