«Рыцарская эпоха» войны на море, когда ярко раскрашенные парусные корабли сходились на расстояние пистолетного выстрела и громили друг друга из пушек в упор, канула в Лету вместе с появлением броненосцев и контактных взрывателей. Прогресс в очередной раз погубил романтику, если о таковой вообще можно говорить применительно к войне. Увеличение дальности боя с нескольких десятков или сотен метров до миль и десятков миль незамедлительно вскрыло проблему визуального обнаружения вражеского корабля во время прицеливания. В свою очередь, «мишень» должна была максимально сливаться с непрестанно меняющейся поверхностью моря.
На закате эпохи броненосцев (первые годы ХХ века) с этой задачей вполне справлялась однородная шаровая окраска. Когда же над океанскими просторами загремели сверхмощные орудия линкоров, а под водой понеслись корсары нового времени – субмарины – задача многократно усложнилась. Чтобы решить новую проблему, на помощь морякам пришли оптики, художники и… зоологи. Пионером в этом деле стал британский военно-морской офицер (и, вместе с тем, неплохой живописец) Норман Уилкинсон, который, сотрудничая с зоологом Джоном Грэхэмом Керром, создал первый морской камуфляж «раздробляющего» типа. Теперь борта кораблей стали краситься в паттерны ломаных полос. Для людей непосвященных они выглядели нелепо, но для перископа подводной лодки и прицельных приспособлений корабельной артиллерии новая боевая раскраска оказалась «крепким орешком» – цель буквально «распадалась на части», затрудняя не только прицеливание, но и просто определение направления ее движения.
В годы Первой мировой войны воюющие флоты опробовали множество вариантов камуфляжа. Все они имели свои недостатки и достоинства, не став, однако, панацеей – системы наведения становились всё совершеннее. Тем не менее, на дальних и средних дистанциях камуфляж смог «украсть», в среднем, около 5-7% попаданий. Попытки же возродить морской камуфляж во время Второй мировой войны и после нее большого успеха не принесли. Радиодальномеры, радары, совершенная гидроакустика, а также активное участие в морской войне авиации почти полностью нивелировали преимущества морского камуфляжа. И в самом деле, какая разница, как окрашена цель при стрельбе километров на 20-30 за горизонт? Тем не менее, всё новые попытки совершить прорыв в этом направлении предпринимаются и в наши дни.
«Рыцарская эпоха» войны на море, когда ярко раскрашенные парусные корабли сходились на расстояние пистолетного выстрела и громили друг друга из пушек в упор, канула в Лету вместе с появлением броненосцев и контактных взрывателей. Прогресс в очередной раз погубил романтику, если о таковой вообще можно говорить применительно к войне. Увеличение дальности боя с нескольких десятков или сотен метров до миль и десятков миль незамедлительно вскрыло проблему визуального обнаружения вражеского корабля во время прицеливания. В свою очередь, «мишень» должна была максимально сливаться с непрестанно меняющейся поверхностью моря.
На закате эпохи броненосцев (первые годы ХХ века) с этой задачей вполне справлялась однородная шаровая окраска. Когда же над океанскими просторами загремели сверхмощные орудия линкоров, а под водой понеслись корсары нового времени – субмарины – задача многократно усложнилась. Чтобы решить новую проблему, на помощь морякам пришли оптики, художники и… зоологи. Пионером в этом деле стал британский военно-морской офицер (и, вместе с тем, неплохой живописец) Норман Уилкинсон, который, сотрудничая с зоологом Джоном Грэхэмом Керром, создал первый морской камуфляж «раздробляющего» типа. Теперь борта кораблей стали краситься в паттерны ломаных полос. Для людей непосвященных они выглядели нелепо, но для перископа подводной лодки и прицельных приспособлений корабельной артиллерии новая боевая раскраска оказалась «крепким орешком» – цель буквально «распадалась на части», затрудняя не только прицеливание, но и просто определение направления ее движения.
В годы Первой мировой войны воюющие флоты опробовали множество вариантов камуфляжа. Все они имели свои недостатки и достоинства, не став, однако, панацеей – системы наведения становились всё совершеннее. Тем не менее, на дальних и средних дистанциях камуфляж смог «украсть», в среднем, около 5-7% попаданий. Попытки же возродить морской камуфляж во время Второй мировой войны и после нее большого успеха не принесли. Радиодальномеры, радары, совершенная гидроакустика, а также активное участие в морской войне авиации почти полностью нивелировали преимущества морского камуфляжа. И в самом деле, какая разница, как окрашена цель при стрельбе километров на 20-30 за горизонт? Тем не менее, всё новые попытки совершить прорыв в этом направлении предпринимаются и в наши дни.
Комментарии к данной статье отключены.