Стрелок-радист Соболевский, герой Олега Даля из культового фильма «Хроника пикирующего бомбардировщика», напевал шутливую песенку о своей «работе»: «Будешь ты стрелком-радистом, а в душе пилот, будешь ты летать со свистом — задом наперёд». Весёлый фильм с грустным концом видели многие, а вот то, что фронтовая песенка изначально выглядела несколько иначе, знают единицы. Фронтовое творчество на мотив «Казачьей колыбельной» М.Ю. Лермонтова было посвящено стрелку-радисту штурмовика Ил-2:

«Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю,
Тихо светит месяц ясный в колыбель твою.
Будешь ты в аэроклубе на По-2 летать,
А потом с винтовкой будешь «Илы» охранять.

Вот пройдёт немало — с годик, станет свет не мил,
И тогда тебя посадят на горбатый «Ил»,
Будешь ты стрелком-радистом, а в душе — пилот,
Будешь ты летать на «Иле» задом наперёд.

Полетишь ты на заданье в боевой полёт
И услышишь, как зенитка жалобно поёт.
«Ил» войдёт в пике послушно, ты не будешь знать,
Что пилот убит, и ручку некому добрать.

Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю,
Тихо светит месяц ясный в колыбель твою».

В 90-е годы прошлого века кто-то пустил в оборот теперь уже прочно укоренившуюся байку о том, что на одного погибшего советского лётчика-штурмовика приходилось семь убитых стрелков-радистов. Это не более чем глупость — на самом деле, потери были сравнимы, и чаще всего экипаж выживал или погибал вместе.

Тем не менее, службе стрелка на Ил-2 мог бы позавидовать только человек, совершенно незнакомый с предметом. Не удивительно, что в стрелки на Ил-2 определяли проштрафившихся лётчиков и штурманов всех родов авиации. Ведь стрелок был лишён какой-либо серьёзной брони, сидел он за пределами стального бронекороба всего-навсего на брезентовой лямке вместо сидения и при эволюциях самолёта рисковал вылететь из кабины или убиться об затыльник тяжёлого «Березина» — слишком слабого противника для 20-мм и 30-мм пушек «Мессеров» и «Фоккеров».

Свежий ролик, снятый в полёте на восстановленном Ил-2, позволяет хотя бы немного и со стороны понять, как себя чувствовала «надежда и опора лётчика» в полчаса – час, что проходили между взлётом и посадкой.